Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии принятия решений по управлению затратами




Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество самых разнообразных решений по управлению затратами. Без­условно, в значительной мере специфика принимаемых решений определя­ется особенностями конкретного предприятия, его технологии, организа­ционной структуры, положения на рынке. Но существуют и стандартные решения, которые на практике приходится принимать каждому руководи­телю:

• решения об объеме и структуре выпуска;

• выбор между собственным производством и закупкой на стороне;

• решения об определении нижней границы цены продукции.

Рассмотрим критерии принятия таких решений. Для принятия решений об объеме и структуре выпуска необходимо знать узкие места производства и сбыта:

• недостаточный спрос на определенные виды продукции;

• оборудование, мощность которого ниже, чем у других видов оборудо­вания;

• дефицитные материалы;

• дефицитные рабочие специальности и др.

Критерии принятия решений об объеме и структуре выпуска в зависи­мости от наличия узких мест представлены в табл. 1.

Таблица 1 Критерии принятия решений об объеме и структуре выпуска

Загрузка мощно­стей и использо­вание ресурсов Критерий при­нятия решений Описание критерия принятия решений
Без узких мест (недогрузка)   Удельный мар­жинальный доход   Производятся все виды продукции (услуг) с положительной маржинальным доходом: МД >0  
Одно узкое ме­сто (полная за­грузка)   Удельный мар­жинальный доход на единицу узкого места   Производство осуществляется в по­рядке убывания удельного мар­жинального дохода на единицу узкого места:  
Множество узких мест (полная загруз­ка)   Упущенная выгода   Задача линейного программирова­ния:  

 

При выборе между собственным производством товаров, работ, услуг и закупкой на стороне также следует учитывать наличие или отсутст­вие узких мест. Если мощности предприятия недогружены, необходимо сравнить затраты на приобретение с дополнительньми затратами, которые возникнут в результате самостоятельного производства. Если в результате собственного производства возникает одно узкое место, к затратам необхо­димо прибавить упущенную выгоду - маржинальную прибыль, от которой приходится отказаться из-за возникновения узкого места.

Если имеется большое количество узких мест, решение можно получить лишь при использовании аппарата линейного программирования.

Критерии выбора между собственным производством и закупкой на стороне представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 Критерии выбора между собственным производством и закупкой на стороне

Загрузка мощностей и использо­вание ре­сурсов Критерий принятия решений
Без узких мест(не­догрузка)   Переменная себе­стоимость плюс дополнительные постоянные и пе­ременные (т. е. релевантные) затраты  
Одно узкое место (пол­ная загруз­ка)   Релевантные для принятия решения издержки на еди­ницу продукции + Упущенная мар­жинальная при­быль от исключен­ных из программы продуктов (услуг)  
Множество узких мест (полная загрузка)   Упущенная выгода  

 

В процессе принятия решении о цене на реализуемую продукцию менеджеру нельзя забывать, что в рыночных условиях цена на продукцию устанавливается в зависимости от спроса и предложения: из-за давления конкурентов зачастую предприятие не в силах диктовать свои условия покупателю. Поэтому предприятие должно знать, какова минимальная цена, по которой оно еще может позволить себе производить и продавать соответствующую продукцию.

Нижняя граница цены зависит от следующих факторов:

• вида сделки (традиционный ассортимент или дополнительный кон­тракт);

• загрузки мощностей (недогрузка, полная загрузка, наличие узких мест).

Критерии принятия решений о нижней границе цены представлены в табл.3.

Таблица 3 Критерии принятия решений о нижней границе цены

Вид сделки Загрузка мощностей Критерий при­нятия решений
Тради­ционный ассор­тимент   Недогрузка или полная загрузка   Переменные затраты и пла­новая маржи­нальная при­быль  
Допол­нитель­ный контракт   Недогрузка без узких мест   Переменные затраты, до­полнительные переменные и постоянные затраты еди­ницы продук­ции  
Допол­нитель­ный контракт   Полная загрузка с одним узким ме­стом   Релевантные затраты с уче­том упущенной выгоды  
Допол­нитель­ный контракт   Полная загрузка с множест­вом узких мест   Релевантные издержки с учетом упу­щенной выго­ды  

 

В целях оперативного управления затратами применяются соответст­вующие методы оперативной диагностики, основанные на анализе откло­нений фактических затрат и результатов от плановых.


Система «директ-костинг»

Система «директ-костинг» - это управленческая информационная система, которая в рамках сферы своего действия планомерно обеспечивает полное покрытие затрат и получение прибыли, и которая позволяет финансировать мероприятия по расширению и развитию предприятия за счет собственных средств.

Система раздельного учета постоянных а переменных затрат, получившая название директ-костинг, дает возможность планировать и контролировать постоянные затраты, а следовательно, планировать и контролировать затраты на управление. Эта появившаяся в США в период Великой депрессии и получившая широкое распространение в 1950-х гг. система является основой организации учета на западных предприятиях (амер. Direct-Costing-System — система учета прямых затрат; англ. Marginal-Costing — система учета по маржинальной себестоимости, нем. Deckungsbeitragsrechnung, или Grenzkostenrechnung, — система учета сумм покрытия, или система учета предельных затрат; фр. 1а comptabilite' marginale — маржинальный учет).

Эта информационная система, предназначенная для разработки и регулирования прибыли, помогает оценивать управленческие решения с точки зрения их влияния на прибыль.

Система "директ - костинг"- это подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость.

Себестоимость может включать только прямые затраты; только переменные, то есть зависящие от изменения объемов производства, затраты; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).

Первой особенностью системы директ-костинг является разделение затрат на постоянные и переменные. Переменные расходы прямо зависят от объема и ассортимента выпускаемой продукции и с незначительными отклонениями колебания их величины синхронны с колебаниями объема выпуска. Напротив, постоянные расходы не зависят от изменений объема продукции. Их величина зависит только от длительности отчетного периода. Несмотря на некоторую условность деления затрат на постоянные и переменные, ценность такого разделения в упрощении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли.

 

Вторая особенность системы директ-костинг - соединение производственного и финансового учета. По системе директ-костинг учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - обьем -прибыль".

Основная модель отчета для анализа прибыли, например, выглядит следующим образом:

 

Схема расчета Сегменты Сумма
       
Объем реализации х х х х Х
-Переменные затраты х х х х Х
= Маржинальный доход х х х х Х
-Постоянные расходы - - - - Х
= Прибыль (чистый доход) - - - - Х

 

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами. С другой стороны, эта сумма постоянных расходов и чистого дохода. Это обстоятельство позволяет составлять многоступенчатые отчеты, что важно для детализации анализа.

Третьей особенностью является многостадийность составления отчета о доходах системы директ-костинг. Многостадийность обуславливается дифференциацией общих переменных или постоянных издержек по ряду признаков (по функциям, по уровням управления, по продуктовым или рыночным сегментам).Так, если в приведенном ниже отчете переменные затраты подразделить на производственные и непроизводственные, то отчет станет трехступенчатым. При этом сначала определяется производственный маржинальный доход, затем доход в целом, затем чистый доход.

Например:

Обьем реализации  
- Переменные производственные затраты  
= Производственный маржинальный доход  
- Переменные непроизводственные затраты  
= Маржинальный доход  
- Постоянные расходы  
= Прибыль (чистый доход)  

В следующем параграфе приведен пример многоступенчатого расчета результата подразделения предприятия, являющегося центром прибыли.

Четвертая особенность системы директ-костинг - разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов. Важно, что, применяя систему "директ - костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 86; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.