Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод и методика экономического анализа




Виды экономического анализа и их классификация

 

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

1. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на:

Ø отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

Ø межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики.

2. По признаку времени анализ подразделяется на:

Ø Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций.

Ø Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов.

2.1. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

ü Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки. Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

ü Итоговый (заключительный ) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период.

2.2. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонтаделится на:

ü краткосрочный анализ охватывает период до одного года;

ü долгосрочный анализ— свыше года.

3. По пространственному признаку можно выделить:

Ø Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.

Ø Межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

4. По функциональному признаку, роли и задачам, которые выполняет анализ, выделяют:

Ø Фи нансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.

Ø Управленческий анализ проводят с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Ø Технико-экономический анализ - его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

Ø Социально-экономический анализ - изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Ø Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Ø Экономико-экологический анализ проводят с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Ø Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Ø Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Ø Функционально-стоимостный анализ исследуетфункции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Ø Логистический анализ, с его помощью исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков.

5. По методике изучения объектов различают:

Ø Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Ø Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Ø Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

Ø Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Ø Маржинальныйанализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Ø Э кономико-математический анализ способствует выбору наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

6. По субъектам (пользователям анализа) различают:

Ø Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Ø Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

7. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

Ø Сплошной анализ, выводы по результатам делаются после изучения всех без исключения объектов;

Ø Выборочный анализ — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

8. По содержанию программы анализ может быть:

Ø Комплексный анализ, при которомдеятельность предприятия изучается всесторонне;

Ø Тематический анализ — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

 

Метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемам системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики экономического анализа. Общая методика – система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных областях (отраслях) народного хозяйства. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.

Методика экономического анализа - это методологические рекомендации по исполнению аналитического исследования. Она содержит следующие моменты:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа;

з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

к) потребитель результатов анализа.

Таким образом, методика экономического анализа - совокупность специфических приемов и способов исследования, которые применяются при обработке экономической информации в соответствии с поставленными задачами.

Основные элементы методики экономического анализа: система аналитических показателей, сравнение, детализация и группировка, факторное моделирование, элиминирование и обобщение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.