КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод и методика экономического анализаВиды экономического анализа и их классификация
Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. 1. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на: Ø отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики. Ø межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики. 2. По признаку времени анализ подразделяется на: Ø Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Ø Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. 2.1. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на: ü Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки. Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. ü Итоговый (заключительный ) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. 2.2. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонтаделится на: ü краткосрочный анализ охватывает период до одного года; ü долгосрочный анализ— свыше года. 3. По пространственному признаку можно выделить: Ø Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. Ø Межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. 4. По функциональному признаку, роли и задачам, которые выполняет анализ, выделяют: Ø Фи нансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. Ø Управленческий анализ проводят с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Ø Технико-экономический анализ - его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Ø Социально-экономический анализ - изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Ø Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Ø Экономико-экологический анализ проводят с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Ø Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Ø Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Ø Функционально-стоимостный анализ исследуетфункции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. Ø Логистический анализ, с его помощью исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. 5. По методике изучения объектов различают: Ø Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов. Ø Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Ø Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Ø Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Ø Маржинальныйанализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Ø Э кономико-математический анализ способствует выбору наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. 6. По субъектам (пользователям анализа) различают: Ø Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Ø Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. 7. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на: Ø Сплошной анализ, выводы по результатам делаются после изучения всех без исключения объектов; Ø Выборочный анализ — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. 8. По содержанию программы анализ может быть: Ø Комплексный анализ, при которомдеятельность предприятия изучается всесторонне; Ø Тематический анализ — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.
Метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемам системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства. Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики экономического анализа. Общая методика – система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных областях (отраслях) народного хозяйства. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования. Методика экономического анализа - это методологические рекомендации по исполнению аналитического исследования. Она содержит следующие моменты: а) задачи и формулировки целей анализа; б) объекты анализа; в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования; д) описание способов исследования изучаемых объектов; е) источники данных, на основании которых производится анализ; ж) указания по организации анализа; з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации; и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа; к) потребитель результатов анализа. Таким образом, методика экономического анализа - совокупность специфических приемов и способов исследования, которые применяются при обработке экономической информации в соответствии с поставленными задачами. Основные элементы методики экономического анализа: система аналитических показателей, сравнение, детализация и группировка, факторное моделирование, элиминирование и обобщение.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |