Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О верной дружбе




На берегу реки Годавари стояло раскидистое тутовое дерево, на ветвях которого жила ворона Лагхупатанака, то есть Легкокрылая. И вот однажды увидела она птицелова, приближающегося к её дереву. «Не за мной ли он идёт?» - подумала с тревогой ворона, но птицелов не обратил на Лагхупатанаку накакого внимания и прошёл мимо.

Ворона полетела за ним, и вот человек остановился, разбросал по земле зёрна и развесил сеть, а потом, спрятавшись за дерево, стал ждать.

И вот прилетела стая голубей, и уже собрались было голуби клевать рис, как вдруг самый старый голубь по имени Читрагрив сказал остальным:

- Нет, остановитесь! Откуда здесь взяться рису? Не ешьте его, а то из-за жадности своей вы можете пострадать так же, как один человек.

-Расскажи нам, Читрагрив, - попросили голуби, и вожак им поведал:

- Лежал на берегу большой реки старый Тигр. Он был настолько дряхл, что уже не мог охотиться. И держал этот Тигр в своей лапе золотой браслет. Лежал же он неподалёку от тропы, и вот, когда по тропе проходили люди, Тигр окликал их и предлагал:

- О путник! Сегодня я в благодушном настроении и хочу сделать тебе подарок – вот этот золотой браслет будет твоим, если ты подойдёшь ко мне.

Но все понимали, чего хочет Тигр, и спешили пройти мимо.

Однако случилось проходить по той тропе одному путнику, а был этот человек очень жаден. Обратился Тигр со своим предложением и к нему, и путник задумался: «А что, возьму браслет и подарю его жене – никогда не делал я ей таких подарков».

- А можно ли довериться тебе, Тигр? – спросил человек, опасаясь.

- Ну как же! – заверил его Тигр. Я давно потерял клыки и когти и теперь делаю только одно добро – людям и зверям. Ем я одну траву и очень люблю делать всем подарки, чтобы люди простили мне мои старые грехи. Ну, подойди, подойди, будь смелее.

А человек этот, кроме жадности, обладал ещё и глупостью, поэтому принял слова Тигра за чистую правду и подошёл к нему, но тут же завяз в трясине, потому что Тигр нарочно выбрал такое топкое место на берегу. И когда Тигр увидел, что путник совсем беспомощен, спокойно подошёл к нему и разорвал на части. Так удалось в тот день одному умному Тигру пообедать глупым и жадным человеком.

***

-Вот потому и не советую я вам, - продолжал Читрагрив, - есть рис, принесённый сюда неизвестно кем.

Но то ли были его друзья слишком жадны, то ли слишком глупы, однако все они принялись клевать рис, и скоро птицелов опустил на всю стаю свою сеть, покрывшую голубей вместе со своим вожаком. Понятно, что птицы были страшно напуганы, но Читрагрив сказал им:

Ну, что говорил я вам? Жадность ваша сыграла с вами шутку! Но нам надо как-то выбраться отсюда, если мы сумеем действовать все вместе. Давайте поспешим, а то к нам уже подходит птицелов!

И все голуби разом по команде Читрагрива взмахнули крыльями и поднялись в воздух, унося с собой сеть. Птицелов же, никак не ожидая такой прыти от глупых голубей, бросился было за ними, но оказалось уже поздно.

Отлетев от злополучного места на приличное расстояние, голуби сели на землю, но освободиться он сети, в которую запутались их лапы, они не могли.

-Что же нам делать теперь? – с тревогой спросили они Читрагрива.

-В трудную минуту нам смогут помочь друзья, так давайте полетим к моему лучшему другу, к Крысе Хираньяку. У него такие острые зубы, что никакая сеть не устоит перед ними. Летим же!

Печатается по: Литературные памятники Древней Индии

- М.:СГУ, 2001, с 225-228..

 

 

Вопросы и задания для закрепления:

1.Назовите социальные институты, формировавшие нравственные ценности и социально одобряемое поведение у людей этой эпохи.

1.Одинаковы ли были права у рабов и рабовладельцев, у представителей разных каст, женщин и мужчин, детей и взрослых? Приведите примеры.

3.Найдите примеры социального воспитания и поддержки в разных цивилизациях Древнего Востока.

4. Работая с текстами сказки Древнего Египта («Чему учил Хати своего сына Пепи» с. 57-58), сказки Древнего Китая («Старик, что жил на горе Юньтишань» с.167-173),«Разговоры c Конфуцием» (с.119-121), и Древней Индии (Начало Хитопадеши с.125-128), Месопотамии (Авеста, книга Вендидад, гл.II «О благе земледелия» с.8-9,) определите нравственные ценности и особенности поведения, приветствуемые в данных обществах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.