Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Практические работы




Ход анализа.

1. Взять навеску 10 г минеральной воздушно-сухой почвы (или 1 г торфяно-болотной) на электрических весах ВЛКТ-500.

2. Высыпать навеску почвы в колбу емкостью 100-200 мл.

3. Набрать в мерный цилиндр 25 мл 0,2 М раствора HCI и вылить его в колбу с навеской почвы.

4. Смесь взбалтывают в течение I ми­нуты!

5. Затем отстаивают 15 минут и профильтровывают вытяжку.

6. Стеклянной пипеткой взять 5 мл прозрачной вытяжки (фильтрата) и поместить в стаканчик на 100 мл.

7. Набрать в мерный цилиндр 45 мл дистиллированной воды и добавить ее к вы­тяжке в тот же стаканчик.

8. Стеклянной пипеткой взять 2 мл молибденово-кислого аммония (реактива А) – поместить тот же в стаканчик.

9. Пипеткой взять 0,2 мл аскорбиновой кислоты и добавить опять в тот же стаканчик.

10. Полученную смесь активно перемешивают до установления однородной синей (голубой) окраски. Через 10 минут раствор из стаканчика переливают в кювету (в зависимости от концентрации раствора: яркий, синий – на 10 мл, бледный, голубой - на 30 мл) и колориметрируют на приборе КФК-3.

11. Для определения фосфора выбирается красный светофильтр.

12. По табло, на приборе определить оптическую плотность анализируемого раствора (Е).

13. По полученному результату с помощью графика находят концентрацию Р2О5 в исследуемом растворе (в мг/кг).

14. Результат умножить на поправочный коэффициент k=1000, полученный результат будет соответствовать содержанию подвижных форм фосфора в исследуемой почве.

15. Используя таблицу 14,определить группу и степень обеспеченности подвижным фосфором, цвет на картограмме, отзывчивость культур к фосфорным удобрениям.

16. Результаты записать в таблицу 15 и сделать выводы

Таблица 14

Градация по содержанию и запасу фосфора в почвах республики

Группа Содержание Содержание Р2О5, мг/кг почвы (по методу Кирсанова) Запас фосфора в пахотном горизонте (25 см), кг/га Отзывчивость культур к фосфорным удобрениям
Минеральные Торфяно-болотные
I Очень низкое Менее 60 Менее 200 Менее 200 Применение фосфорных удобрений высокоэффективно
II Низкое 61–100 201–300 201–300
III Среднее 101–150 301–150 301–150
IV Повышенное 151–250 501–800 501–800 Дозы рассчитывают на компенсацию выноса
V Высокое 251–400 801–1200 801–1300 Фосфорные удобрения временно не вносят
VI Очень высокое (избыточное) Более 400 Более 1200 Более 1300 Внесение фосфорных удобрений недопустимо

 

Таблица 15

Характеристика почвы по обеспеченности подвижным фосфором

Содержание Р2О5 (мг/кг)  
Гранулометрический состав  
Степень обеспеченности подвижным фосфором  
Группа обеспеченности  
Цвет на картограмме  
Отзывчивость культур к фосфорным удобрениям  

Задание 8. Определение подвижных форм калия (К2О)

Для определения калия используют оставшуюся вытяжку (приблизи­тельно 20 мл). Определение ведут на пламенном фотометре ПФМ (порядок работы с прибором изложен в инструкции к прибору).

Через си­фон с помощью компрессора засасывается исследуемый раствор, кото­рый распыляется и сгорает в пламени горелки. Концентрация калия фиксируется стрелкой микроамперметра. Отсчет снимается по микроамперметру спустя 10-15 сек после начала измерения. После каждого раствора в пламя вводится дистиллированная вода до возвращения стрел­ки микроамперметра к нулевому отсчету.

Для расчета содержания калия строится градуировочный график с использованием контрольных растворов с заданной концентрацией К2О (аналогично графику для определения Р2О5).

По градуировочной кривой можно рассчитать коэффициент перевода од­ного деления шкалы микроамперметра на содержание подвижного K2O в мг на 100 г почвы.

Например, такой коэффициент для ПФМ равен 0,67. При определении содержания К2О в исследуемой вытяжке отсчет по микроамперметру со­ставил 20,6. В таком случае содержание К2О будет составлять: 20,6x0,67 =13,8 мг/100 г почвы. Полученный результат записывают в таблицу по форме (табл. 16) и сравнивают его с группировкой почв по степени обеспеченности подвижным калием (табл. 17).

Таблица 16

Характеристика почвы по обеспеченности подвижным калием

Содержание К2О (мг/кг)  
Гранулометрический состав  
Степень обеспеченности подвижным калием  
Группа обеспеченности  
Цвет на картограмме  
Отзывчивость культур к калийным удобрениям  

Таблица 17

Градация по содержанию и запасу калия в почвах республики

Группы Содержание калия Содержание калия, мг/кг почвы Запас калия в пахотном горизонте (25см), кг/га
Минеральные Торфяно-болотные
I Очень низкое Менее 80 Менее 200 Менее 300
II Низкое 81-140 201-400 301-400
III Среднее 141-200 401-600 401-700
IV Повышенное 201-300 601-1000 701-1000
V Высокое 301-400 1001-1300 1001-1300
VI Очень высокое (избыточное) Более 400 Более 1300 Более 1300

 

Тема 2: «Агрохимические картограммы как способ представления данных о свойствах почв для производственных целей»

Цель работы: Закрепление знаний об агрохимических свойствах почв Беларуси.

Форма выполнения работы: Составление агрохимических картограмм по показателям кислотности почв, содержания подвижных форм фосфора, калия. Оценка нуждаемости исследуемых почв в известковании и внесении элементов питания (Р2О5 и К2О) по табличным данным.

Раздаточный материал: Планово-картографическая основа хозяйств (по вариантам), исходные данные для составления картограмм кислотности (данные лабораторных анализов).

Задание: Составьте картограммы содержания кислотности почв (исходные данные представлены в табл. 18), обеспеченности фосфором и калием. Дайте оценку нуждаемости почв в известковании и элементах питания. Сделайте выводы.

Определение агрохимических свойств почвы используется в качестве информационной базы при планировании использования средств химизации сельского хозяйства. С 1960 года каждые 4–5 лет проводится сплошное почвенно-агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных земель, включающее отбор смешанных почвенных образцов Ап (А1) горизонта с каждых 6–10 га тростевым буром с последующим определением обменной кислотности и содержания фосфора и калия. Эти показатели определялись в каждом туре обследований, сейчас (с 1998 года) идет 9-й тур обследований, в котором определяются также показатели содержания гумуса, кальция, магния, серы, микроэлементов, радионуклидов, тяжелых металлов и т.д.

Результаты анализов отражаются как в табличной форме, так и в планово-картографическом виде, что обеспечивает наглядность и показывает пространственное расположение данного участка. Для составления картограмм используется картографическая основа, на которой условными обозначениями отражается уровень того или иного показателя.

Агрохимические картограммы составляются на основании данных лабораторных анализов. Основной картограммой, составляемой при агрохимическом обследовании почв, является картограмма кислотности почв. В условиях Беларуси, где преобладает промывной тип водного режима, развиваются преимущественно почвы с кислой и среднекислой реакцией среды. Такие почвы даже при оптимальных дозах минеральных удобрений не могут обеспечить получение высоких и устойчивых урожаев.

Одним из мероприятий, от которых в значительной мере зависит плодородие почв, является известкование почв, т. е. устранение почвенной кислотности. Основанием для определения нуждаемости в известковании служит именно картограмма кислотности. При этом учитывается гранулометрический состав почвы, величина рН в солевой вытяжке (КСl).

По степени кислотности все почвы делят на семь групп (табл. 11). Участки с одинаковыми показателями кислотности объединяют в один контур и раскрашивают в соответствии с принятыми обозначениями. Границы контуров проводят красной тушью с учетом границ производственных участков и почвенных разновидностей. Контуры имеют чаще всего прямоугольные очертания. Дозы извести надписывают на контурах картограммы красной тушью арабскими цифрами.

В первоочередном известковании нуждаются почвы I и II групп кислотности. Почвы III группы и суглинистые почвы IV группы относятся к слабонуждающимся.

В настоящее время обычно составляются совмещенные агрохимические картограммы, где помимо степени кислотности указаны номера и границы элементарных участков, полей севооборотов.

Картограммы обеспеченности почв подвижным фосфором и обменным калием. Фосфор и калий являются жизненно необходимыми элементами в питании растений. Для того, чтобы удовлетворить потребность растений в фосфоре и калии, надо знать содержание этих элементов в почвах, потребность в них культурных растений в разные периоды вегетации, а также учитывать сроки и способы внесения содержащих их удобрений.

Дозы фосфорных и калийных удобрений устанавливаются прежде всего, исходя из содержания элементов питания в почвах и уровня планируемого урожая. Максимальный эффект от вносимых фосфорных и калийных удобрений достигается на почвах с низкой и средней обеспеченностью.

Градации по содержанию и запасу в почвах Беларуси подвижных форм фосфора и калия приведены в таблицах 14, 17.

Данные выполненных анализов из ведомости переносятся на планово-картографическую основу по каждому элементарному участку. В соответствии с приведенными градациями элементарные участки с одинаковыми показателями объединяются в один контур и раскрашиваются в определенный цвет: по фосфору – желтый, салатовый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; по калию – лимонный, желтый, светло-оранжевый, темно-оранжевый, светло-коричневый, темно-коричневый.

Материалы агрохимического исследования почв передаются в Банк данных земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, а на его основе решаются следующие задачи: разработка планов применения минеральных удобрений и известкования кислых почв; проведение качественной оценки земель, учет результатов агрохимического обследования, динамика и прогноз изменения агрохимических свойств, анализ эффективности использования минеральных и органических удобрений, прогнозирование урожайности сельскохозяйственных культур, определение потребности в минеральных удобрениях и др.


Таблица 18

Исходные данные (pHKCl) для составления картограммы кислотности

№ участка Почва Варианты
               
  Песчаная 3,7 4,6 5,2 4,1 4,6 7,2 4,6 5,3
  Песчаная 4,8 4,8 5,4 5,3 4,3 7,0 5,3 4,2
  Песчаная 5,2 4,4 4,6 6,4 4,2 6,6 5,1 4,3
  Песчаная 5,8 4,5 4,8 6,5 5,2 5,7 5,7 4,6
  Супесчаная 4,3 5,3 5,7 4,3 5,4 4,8 5,8 4,7
  Супесчаная 5,2 5,1 4,8 4,8 4,6 4,6 5,2 6,8
  Супесчаная 5,7 6,0 4,6 4,6 4,8 4,2 5,4 7,0
  Супесчаная 6,3 6,4 4,2 5,3 4,9 6,8 4,6 7,1
  Супесчаная 6,8 6,3 5,3 5,1 5,0 7,0 4,8 5,2
  Легкосуглинистая 5,9 6,0 6,3 5,7 5,7 7,1 6,8 5,3
  Легкосуглинистая 5,4 5,8 6,8 5,8 4,8 5,2 7,0 5,2
  Легкосуглинистая 5,0 5,2 7,0 5,2 4,6 5,3 7,1 5,7
  Легкосуглинистая 5,0 4,9 7,1 4,3 4,2 4,1 5,2 4,8
  Тяжелосуглинистая 5,2 5,6 5,2 6,8 5,2 5,3 5,3 4,6
  Тяжелосуглинистая 6,1 5,4 5,3 7,0 5,4 6,4 4,1 4,2
  Тяжелосуглинистая 6,8 5,7 4,2 7,1 4,6 6,5 5,3 6,1
  Торфяно-болотная 3,8 4,8 4,1 5,2 4,8 4,6 6,4 5,7
  Торфяно-болотная 4,1 4,6 5,3 4,6 4,1 5,3 6,5 5,2
  Торфяно-болотная 4,5 4,2 6,4 5,3 5,3 5,1 4,3 5,4
  Торфяно-болотная 4,9 4,1 6,5 5,1 6,4 5,7 4,3 4,6
  Торфяно-болотная 5,6 5,0 4,3 5,7 6,5 5,8 4,9 4,8

 

 


Вариант 1

 


Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.