Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Основные элементы языка UML




Задание 1. Формирование физической диаграммы

Составьте физическую диаграмму в соответствии с описанием деятельности компании дистрибьютора МЕД.

Компания дистрибьютор "МЕД" закупает медицинские препараты отечественных и зарубежных производителей и реализует их через собственную дистрибьюторскую сеть и сеть аптек. Планирование закупок компания осуществляет на основании статистики продаж, которую предоставляют сеть аптек и дистрибьюторы. Компания осуществляет доставку медикаментов как собственным транспортом, так и с помощью услуг сторонних организаций. Компания имеет собственный склад для хранения медикаментов.

Выполнение задания 1

Компания осуществляет закупки у отечественных и зарубежных производителей, следовательно, контрагентами компании являются отечественные и зарубежные поставщики медикаментов. Компания пользуется услугами транспортных компаний для доставки медикаментов. Следовательно, транспортные компании являются внешними контрагентами. Кроме того, компания реализует медикаменты через дистрибьюторскую сеть и сеть аптек. Следовательно, контрагентами компании являются покупатели (дистрибьюторы, аптеки). Таким образом, внешними контрагентами компании "МЕД" являются поставщики (отечественные, зарубежные), покупатели (дистрибьюторы, аптеки), транспортные компании.

На физической диаграмме компания изображается прямоугольником, для отображения контрагентов используются графический символ Actor (фигурка человечка). Для изображения связей между компанией и контрагентами используются линии (Communications). Взаимодействия компании и внешних контрагентов должны быть поименованы, чтобы были понятны функции контрагентов по отношению к компании при знакомстве с физической диаграммой.

Создание физической диаграммы в MS Visio:

Запустите MS Visio. (Кнопка "Пуск"/ "Программы" / MS Visio).

Появится окно, в котором необходимо выбрать папку Software/ UML Model Diagram. В открывшемся списке форм (Shapes) для построения физической диаграммы следует выбрать пункт UML Use Case. В результате проделанных действий на экране появится окно, в левой части которого будет отображен набор графических символов, а в правой части - лист для рисования диаграммы (рис. 9.1).

Для изображения прямоугольника на панели инструментов "Стандартная" найдите и зафиксируйте щелчком мыши пиктограмму с изображением прямоугольника. Затем, при нажатой правой клавиши мыши вы сможете нарисовать произвольного размера прямоугольник.

Для изображения на диаграмме контрагентов следует воспользоваться графическим символом с изображением человечка . Графический символ переносится на рабочее поле мышкой при нажатой правой клавише.

 


Рис. 9.1. Общий вид окна MS Visio.

Примечание. Для последующего перемещения графических символов по рабочему полю необходимо зафиксировать пиктограмму Pointer Tool с изображением стрелки, размещенную на панели инструментов "Стандартная". Только после этого графический символ будет доступен для перемещения его мышкой.

Соедините линиями изображение каждого контрагента с прямоугольником. Для этого на панели инструментов "Стандартная" щелчком мыши зафиксируйте пиктограмму с изображением линии Line Tool и при нажатой левой клавише мышки осуществите соединение фигур.

Внесите наименования контрагентов "Покупатели (аптеки)", "Покупатели (дистрибьюторы)", "Поставщики (Украина-Россия)", "Поставщики (импорт)", "Транспортные компании". Для того чтобы внести надписи на диаграмме, необходимо на панели инструментов "Форматирование" зафиксировать пиктограмму Text Tool (символ буквы "А"). Щелкните мышкой на изображении человечка, курсор установится на поле с надписью Actor. Введите в это поле наименование контрагента.

Введите наименование компании "МЕД" в нарисованный прямоугольник, щелкнув мышкой по прямоугольнику. Обратите внимание на то, что при этом должна быть активна пиктограмма Text Tool (символ буквы "А").

Аналогичным образом внесите надписи к линиям соединения фирмы и контрагентов.

Физическая диаграмма ЗАО "МЕД" представлена на рисунке 9.2.


Рис. 9.2. Физическая диаграмма ЗАО "МЕД".

Задание 2.

На основании описания деятельности компании выделите основные бизнес-процессы и занесите их краткое наименование в таблицу со следующим содержанием:

Номер бизнес-процесса Наименование бизнес-процесса
   

Номер бизнес-процесса составьте из букв и цифр так, чтобы по номеру был интуитивно понятен смысл бизнес-процесса.

Выполнение задания 2

Для того чтобы выделить бизнес-процессы, необходимо выделить действия, которые совершает компания. В рассматриваемом случае компания планирует закупки, закупает медикаменты, доставляет медикаменты на склад, приходует медикаменты на склад, продает медикаменты. Пример заполнения таблицы бизнес-процессов:

Номер бизнес-процесса Название бизнес-процесса
1Пл_Зак Планирование закупок
2-Закпк Закупки
3-Доствк Доставка
4-Склад Запасы-Склад

Примечание. В целях упрощения задачи в дальнейшем объединим описание бизнес-процессов "Закупки" и "Планирование закупок" в один бизнес-процесс под названием "Планирование закупок и размещение заказов" и присвоим ему номер 1Пл_Зак.

Бизнес-процесс "Планирование закупок и размещение заказов поставщикам"

Общее описание бизнес-процесса

Предприятие планирует закупки медикаментов. Планирование закупок осуществляется в Департаменте маркетинга, в группе маркетинга и планирования. Планирование закупок осуществляется следующим образом:

Менеджер группы планирования и маркетинга ежесуточно получает от контрагентов данные внешней и внутренней статистики продаж медикаментов в виде отчетов продаж.

Для планирования закупок медикаментов менеджер группы планирования и маркетинга еженедельно на основании статистики продаж производит расчет потребности в товаре. В результате расчета формируется Таблица потребностей в товаре.

Определив количество и номенклатуру заказываемых товаров, менеджер отдела закупок приступает к анализу предложений поставщиков. Данный процесс осуществляется ежемесячно или по мере необходимости. Выбираются наиболее выгодные условия поставки. Для этого сравниваются цены поставщиков. Данные сведения берутся из прайс-листа для закупок. При выборе поставщика важно учесть предоставляемую отсрочку платежа. Эта информация берется из контрактов, отмеченных как приоритетные (действующие). В результате формируется список поставщиков, каждой позиции присваивается признак основного и запасных поставщиков в порядке убывания приоритета.

Менеджер отдела закупок ежемесячно на основании Таблицы потребностей в товаре и списка выбранных поставщиков формирует графики поставок с указанием сроков и периодичности, но без количества поставки.

Ежемесячно после определения потребности в товаре менеджер группы логистики рассчитывает необходимое количество закупок. Необходимое количество закупок рассчитывается на основании фактических запасов на складе, необходимого минимального и максимального уровня запасов. Нормы минимального и максимального количества запасов устанавливаются в днях. При расчете необходимого количества закупки учитывается также время товара в пути. Таким образом, данный расчет должен обеспечить возможность бесперебойного отпуска товара со склада. По результату расчетов формируется план заявок на месяц.

Затем в группе логистики ежедневно по плану заявок, графику поставок, прайс-листам поставщиков формируются заказы поставщикам.

Если предстоит сделать заказ импортному поставщику, то менеджер группы логистики рассчитывает затраты на сертификацию, создается отчет о затратах на сертификацию. Затраты на сертификацию проверяются на соответствие внутрифирменным нормам. Данная операция производится по мере необходимости.

Если затраты на сертификацию превышают внутрифирменные нормы, то менеджер группы логистики повторяет процесс формирования заказов поставщикам. Формируются новые заказы.

Ежедневно подготовленный заказ поставщику акцептуется, заказ должен подписать менеджер по логистике и директор Департамента маркетинга и управления товарными запасами.

Ежедневно менеджер группы логистики направляет заказ в отдел закупок. Менеджер отдела закупок направляет заказ поставщику.

 

Рекомендованная литература: Учебно-методическое пособие по дисциплине, а также [7,9,11].

 

Тема 10. Диаграммы вариантов использования (прецедентов)

Задание: разработать модель прецедентов для простой системы электронной коммерции по продаже книг и CD. Эта система называется ЕСР (Е-Commerce Platform - платформа электронной коммерции).

1. Выявление актеров.

В качестве актеров в данной системе можно выделить:

- системного администратора (System administrator), который занимается технической поддержкой магазина;

- владельца магазина (shop keeper), который управляет номенклатурой товаров и может удалять покупателей;

- покупатель (customer), который может заходить в магазин, выбирать товары, добавлять/ удалять товары из корзины, формировать счет, оплачивать счет;

- диспетчер магазина (dispatcher), который проверяет правильность формирования счетов и их оплату;

- компания обработки кредитных карт, которая проводит операции по переводу средств с карты на счета;

- система управления запасами, которая обеспечивает контроль за остатками с учетом отгруженных и оплаченных товаров.

2. Выявление прецедентов.

Выявленные на первом шаге актеры могут порождать следующие прецеденты:

Системный администратор:

- создавать новых пользователей системы;

- удалять существующих пользователей системы.

Владелец магазина может:

- добавлять продукты в каталоги;

- удалять продукты из каталогов;

- удалять учетные записи покупателей.

На рис. 10.1 показан окончательный результат моделирования прецедентов.

Модель прецедентов обеспечит четкое представление о том, что делает система.

Рис. 10.1. Модель прецедентов.

Покупатель может:

- регистрироваться в магазине;

- изменять информацию о себе;

- заходить в магазин;

- просматривать неоплаченные счета;

- просматривать каталог товаров;

- добавлять товары в корзину;

- управлять содержимым корзины;

- создавать счета;

- отменять счета.

Диспетчер может:

- подтверждать оплату счета;

- закрывать оплаченные счета.

 

На рис. 10.2 представлен сокращенный вариант модели прецедентов. Здесь показаны обычные прецеденты, расширяющий прецедент и отношения «include» и «extend».

Описание прецедентов AcceptPaymentCard и Checkout с рис. 10.2 показаны более подробно в таблицах 11.1-11.3.

В описания прецедентов включены все важные детали, но опущена общая информация (торговая марка компании, информация об авторе и версии и др.). Эти данные для каждой компании свои. Во многих компаниях разработаны стандартные заголовки, используемые во всей документации компании.

 

Рис. 10.2. Сокращенный вариант модели прецедентов.

 

Таблица 10.1.

Описание прецедента AcceptPaymentByCard

Прецедент AcceptPaymentByCard
ID 1
Краткое описание: покупатель оплачивает заказ кредитной картой
Главные актеры: Покупатель
Второстепенные актеры: компания обработки кредитных карт, система управления запасами, диспетчер.
Предусловия: 1. Покупатель входит в систему 2. Некоторые товары были предварительно зарезервированы покупателем
Основной поток: 1. Прецедент начинается, когда покупатель подтверждает заказ. 2. Система извлекает информацию о кредитной карте покупателя. 3. Система посылает сообщение компании обработке кредитных карт о номере карты и сумме сделки. 4. Компания обработки кредитных карт дает разрешение на транзакцию. 5. Система сообщает покупателю, что транзакция с использованием данной карты была принята. 6. Система генерирует и дает покупателю шифр заказа. 7. Система сообщает системе управления запасами о необходимости резервирования товаров по счету покупателя. 8. Система посылает заказ диспетчеру. 9. Система меняет состояние заказа на «ожидающий рассмотрения». 10. Система выводит сообщение покупателю о подтверждении заказа, и позволяет распечатать его.
Постусловия: 1. Заказ получил статус «ожидающий рассмотрение». 2. С кредитной карты покупателя снята соответствующая сумма. 3. Товары из заказа покупателя были зарезервированы для выполнения заказа. 4. Заказ отправлен диспетчеру.
Альтернативные потоки: 1. Лимит кредитной карты превышен. 2. Отказ в обслуживании кредитной карты. 3. Отказ системы обработки кредитных карт.

 

Задание для самостоятельного выполнения: составить описание альтернативных потоков прецедента AcceptPaymentByCard.

 

 

Таблица 10.2.

Описание прецедента Checkout

Прецедент Checkout (оформление заказа)
ID 6
Краткое описание: Покупатель подтверждает заказ. Система формирует заказ на основании данных корзины, покупатель оплачивает заказ.
Главные актеры: Покупатель
Второстепенные актеры: система управления запасами
Предусловия: Покупатель входит в систему
Основной поток: 1. Прецедент начинается, когда покупатель выбирает опцию «Checkout». 2. Система просит «систему управления запасами» предварительно зарезервировать товары из корзины покупателя. 3. Для каждой отсутствующей позиции. 3.1. Система сообщает покупателю об отсутствии товара и его удалении из заказа. 4. Система формирует окончательный вариант заказа. Для каждого товара система включает информацию о коде товара, его названии, количестве заказа, цене товара, сумме по каждой товарной позиции и итоговой суммы заказа. В заказ также включается адрес покупателя, номер кредитной карты, затраты на доставку и налоги. 5. Система просит покупателя принять или отклонить заказ. 6. Покупатель подтверждает заказ. 7. Include (подтверждение оплаты через кредитную карту AcceptPaymentByCard)
Постусловия: 1. Покупатель подтвердил заказ. 2. Заказанные товары зарезервированы «системой управления запасов».
Альтернативные потоки: 1. Отклонение заказа покупателем.

 

Таблица 10.3.

Описание альтернативного потока прецедента Checkout
«Отклонение заказа покупателем»

Альтернативный поток прецедента Checkout: отклонение заказа покупателем
ID 6.1
Краткое описание: Покупатель отклоняет сформированный системой заказ. Предварительно зарезервированные товары снимаются с резервации «системой управления запасами»
Главные актеры: Покупатель
Второстепенные актеры: Система управлении запасами
Предусловие: клиент отклонил заказ
Основной поток: 1. Система удаляет сформированный заказ. 2. Система передает сообщение «системе управления запасами» снять с резервирования товары из заказа покупателя.
Постусловия: 1. Заказ покупателя удален 2. «Системой управления запасами» снято резервирование на товары из заказа
Альтернативные потоки: нет

 

Задания для самостоятельного выполнения: описать прецеденты DispalyBasket и ManageBasket, изображенные на модели прецедентов (рис. 10.2.).

 

Рекомендованная литература: Учебно-методическое пособие по дисциплине, а также [7,8].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.