Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы анализа образовательных сетевых ресурсов




На сегодняшний момент существуют различные научные подходы к изучению ресурсной базы интернет-пространства, среди которых можно выделить два основных:

• принцип информационной проекции деятельности организационных структур реальных территорий в виртуальном пространстве, предполагающий, что вуз, библиотека, издательство и т.д. в электронной среде приобретают особые черты, которые необходимо выявить и систематизировать;

• принцип автономного существования виртуального пространства, предполагающий исследование самого феномена виртуальности, что позволяет сосредоточиться непосредственно на особенностях электронного взаимодействия.

Для исследования образовательных веб-ресурсов наиболее приемлем первый принцип, позволяющий предположить, что функционирование различных направлений деятельности в информационно-коммуникативной веб-среде является качественно новым этапом их развития.

Для исчерпывающего ее исследования, на наш взгляд, необходимо выполнить следующие действия:

1) Установить источники выявления образовательных веб-ресурсов. К таковым можно отнести как веб-источники (тематические каталоги поисковых систем, навигаторы и путеводители по Интернету), так и традиционные справочные издания.

2) Выбрать уровни изучения:

• территориальный уровень – общероссийский и региональный, т.е. образовательная веб-среда федеральных округов, регионов, областей, городов и т.д.;

• уровень образования – школьное, средне-специальное, высшее профессиональное, дополнительное (повышение квалификации), поствузовское (аспирантура), самообразование;

• типовидовой уровень. Например, если изучается уровень «высшего» образования, то отбираются или вузы гуманитарные (педагогические, медицинские, культуры и искусств и т.д.), или технические вузы (политехнические, авиационные и т.д.).

3) Определить типы и виды образовательных онлайновых ресурсов[4], к которым относятся:

• информация об имеющихся материалах учебного назначения на CD/DVD;

• информация об учебных курсах, методиках обучения;

• учебные программы (информация о реализующихся учебных программах и/или тексты программ);

• электронные учебники, учебные и методические пособия в различных форматах – HTML, PDF, DOC;

• БД учебного назначения (электронные картотеки, ориентированные на учебные курсы);

• каталоги образовательных веб-ресурсов;

• дистанционное обучение;

• мероприятия (конференции, семинары, выставки, конкурсы).

4) Определить критерии оценки образовательных ресурсов.

Следует разграничить критерии оценки для сайтов как веб-ресурсов, так и онлайновых ресурсов, расположенных на сайтах. Критериальная база на сегодняшний момент еще не вполне сложилась, но вполне приемлемы критерии оценки, предложенные В.В. Миняйловым, Б.И. Покровским. Авторами были приняты во внимание параметры, характеризующие количественный и тематический состав ресурсного фонда образовательных сайтов (и порталов), и использованы следующие показатели:

общее число образовательных материалов, представленных на сайте;

• доступность материалов – свободный доступ, ограниченный (платный или требующий регистрации);

• предоставляемый спектр ресурсов по типам и видам, количеству и номенклатуре предметных областей и учебных дисциплин;

систематизированное размещение ресурсов на сайте, удобство в их просмотре, изучении и освоении;

профессиональная подготовка материалов и соответствие выбранному образовательному направлению, на которое ориентирован сайт или соответствующий его раздел;

используемость представленных материалов для совершенствования учебного процесса;

эффективность использования возможностей гипертекстовой и мультимедийной технологий;

• наличие дистанционного образования и интерактивных сервисов (системы взаимодействия программ сайта с пользователями в режиме реального времени: тесты, опросы, виртуальные лабораторные установки, интерактивные тренажеры и т.д.);

• наличие электронной библиотеки как центра интеграции образовательных и информационных ресурсов учебного заведения.

общее число образовательных материалов, представленных на сайте;

• доступность материалов – свободный доступ, ограниченный (платный или требующий регистрации);

• предоставляемый спектр ресурсов по типам и видам, количеству и номенклатуре предметных областей и учебных дисциплин;

систематизированное размещение ресурсов на сайте, удобство в их просмотре, изучении и освоении;

профессиональная подготовка материалов и соответствие выбранному образовательному направлению, на которое ориентирован сайт или соответствующий его раздел;

используемость представленных материалов для совершенствования учебного процесса;

эффективность использования возможностей гипертекстовой и мультимедийной техно­логий;

• наличие дистанционного образования и интерактивных сервисов (системы взаимодействия программ сайта с пользователями в режиме реального времени: тесты, опросы, виртуальные лабо­раторные установки, интерактивные тренажеры и т.д.);

• наличие электронной библиотеки как центра интеграции образовательных и информационных ресурсов учебного заведения.

Задание №2

Провести анализ региональных образовательных сетевых ресурсов (ОСР) (2-3 образовательных сайта/портала) по предложенной методике исследования региональных ОСР на примере университетов культуры и искусств.:

Критерии аспектной характеристики электронных информационных ресурсов удаленного доступаобразовательного профиля

Критерии Общая характеристика и оценка сетевых информационных ресурсов образовательного профиля
Краткая характе-ристика ресурса название  
адрес  
географическое расположение  
год создания  
организация-учредитель  
тип ресурса  
краткое описание  
Доступность для пользователей  
Рубрикация информации  
Дизайн  
Наличие сервисов в структуре ресурса  
Дополнительная информация  

Выбранные и проанализированные образовательные сайты/порталы следует оценить по совокупности критериев.

Совокупность критериев оценки региональных сетевых информационных ресурсов образовательного профиля

Качественная оценка:

· соответствие тематического содержания заявленному в заглавии ресурса;

· структурирование материалов;

· организация гипертекстовых переходов;

· четкая формулировка целевой и пользовательской направленности;

· авторитетность и достоверность информации;

· наличие связей с другими родственными ресурсами, т.е. ссылки на другие источники подобной информации;

· частота обновления (актуализации) информации;

· наличие дополнительных сервисов, делающих поиск информации и её сохранение более комфортным для пользователя.

Количественная оценка:

глубина свертывания информации (библиографическое описание, реферат, полный текст);

· хронологический охват;

· количество конечных структурных элементов (библиографических записей, словарных статей, веб-страниц);

· количество ссылок и связей с другими веб-ресурсами подобной тематики.

Информационная архитектура:

· наглядность и простота информационной структуры;

· наличие элементов навигации и контекстной информации на каждой странице веб-сайта;

· организация обратной связи;

· постоянство интерфейса и однозначность навигационных элементов;

· оптимизированная графика, сбалансированная цветовая гамма оформления и единообразие шрифтов;

· наличие текстовой версии и совместимость с различными версиями программ-браузеров.

Задание №3

Ознакомиться с предложенной литературой. Результаты проделанной работы оформить в виде доклада с презентацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.