Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как объект компьютеризации




Известно, что наука — это сфера деятельности, направленная на получение но-вых знаний, которая реализуется с помощью научных исследований.

Целью научных исследований является изучение определенных свойств объ-екта (процесса, явления) и на этой основе разработка теории или получение необходимых для практики обобщенных выводов.

По целевому назначению научные исследования делят на фундаментальные, прикладные и научные разработки.

Фундаментальные научные исследования связаны с изучением новых явлений и законов природы, с созданием новых принципов исследований (физика, математика, биология, химия и т. д.).

Прикладные исследования — это нахождение способов использования законов природы и научных знаний, полученных в фундаментальных исследованиях, в практической деятельности человека.

Разработки — это процесс создания новой техники, систем, материалов и технологий, включающий подготовку документов для внедрения в практику результатов прикладных научных исследований.

Реализация целей научных исследований выполняется на основе методов. Метод — это способ достижения цели, программа построения и применения теории.

Методы научных исследований делят на следующие группы: эмпирические, экспериментальные и теоретические. Особую группу составляют методы научно-технического творчества.

Эмпирические исследования выполняются с целью накопления систематической информации о процессе. При этом используются методы: наблюдение, регистрация, измерение, анкетный опрос, тесты, экспертный анализ.

Экспериментальный уровень научных исследований — это изучение свойств объекта по определенной программе.

Теоретические исследования проводятся с целью разработки новых методов решения научно-технических задач, обобщения и объяснения эмпирических и экспериментальных данных, выявления общих закономерностей и их формализации.

На двух последних уровнях используются методы моделирования, методы анализа и синтеза, логические построения (предположения, умозаключения), аналогии, идеализации.

В научно-техническом творчестве используются как названные общенаучные методы, так и эвристические приемы эффективного решения творческих задач, способствующие наиболее быстрому нахождению решения (озарению), т. е. разного рода оригинальные находки.

Рациональная организация научно-исследовательских работ строится с использованием принципов системного подхода и схематично может быть представлена следующим образом (рис. 1.1).

Исходя из задач научных исследований и порядка их реализации можно определить следующие основные направления рационального применения компьютерных технологий в научных исследованиях:

1) Сбор, хранение, поиск и выдача научно-технической информации.

2) Подготовка программ научных исследований, подбор оборудования и экспериментальных устройств.

3) Математические расчеты.

4) Решение интеллектуально-логических задач.

5) Моделирование объектов и процессов.

6) Управление экспериментальными установками.

7) Регистрация и ввод в ЭВМ экспериментальных данных.

8) Обработка одномерных и многомерных (изображения) сигналов.

9) Обобщение и оценка результатов научных исследований.

10) Оформление и представление итогов научных исследований.

11) Управление научно-исследовательскими работами.

 

Рис. 1.1 - Схема организации научно-исследовательской работы

Наиболее эффективно, когда эти задачи реализуются в рамках автоматизированных систем научных исследований.

Контрольные вопросы

1) В чем различие между фундаментальными и практическими научными исследованиями?

2) Для чего не может применяться ЭВМ в научных исследованиях:

1. Для математического моделирования.

2. Для оформления результатов исследований.

3. Для синтеза предложений по направлению научных исследований.

3) Что является результатом использования компьютерных технологий в науке?

1. Формализация данных.

2. Снижение эффективности обработки данных.

3. Представление данных в форме, наиболее удобной для машин

Литература:

Основная:

  1. Компьютерные технологии в науке и образовании. Методические указания к практическим занятиям / Сост. В.Н.Арефьев.- Ульяновск, Ул-ГТУ, 2001.– 42 с.
  2. Основы информационно-библиотечной культуры: учеб.-метод. пособие. М.: МГПУ, 2005.- 50 с.
  3. Березовский В. С., Стеценко И. В. Создание электронных учебных ресурсов и онлайновое обучение: [Учебн. пособ.] / В. С. Березовский, И. В. Стеценко. — К.: Изд. группа BHV, 2013. — 176 с.
  4. Изюмов А. А. Компьютерные технологии в науке и образовании: учебное пособие /А. А. Изюмов, В. П. Коцубинский. — Томск: Эль Контент, 2012. — 150 с.

 

Дополнительная:

  1. Советов Б.Я. Информационные технологии: [Учебн. пособ.] / Б.Я.Советов, В.В. Цехановский. — М.: Высш. шк., 2003. — 263 с.

 

Тема 2: Компьютерные технологии на этапе сбора и предварительной обработки Время: 2 часа

Вопросы:

1. Основные источники научной информации.

2. Использование возможностей Интернет: информационно-поисковые системы. Операции автоматизации НТИ.

3. Интеллектуальная техника анализа текстов в Google. Ключевые слова, логические операции в поисковой системе, морфологический анализ. Операторы поиска.

 

Основные понятия: информационно-поисковые системы, логические операции, морфологический анализ, первичные и вторичные документы, информационно-логические системы

 

Цели:

– ознакомить студентов с этапами, методами и средствами сбора научной информации;

– сформировать навыки логического, морфологического, синонимического поиска информации

– изучить системы поиска и сбора информации, метапоисковые системы, методы повышения эффективности поиска

– обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;

– воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, развивать у них самостоятельное творческое мышление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.