Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика миролюбия




Творчество детей и молодежи

Большим позитивным воспитывающим потенциалом в деятельности образовательных учрежденийобладают академические виды искусств, джазовое искусство, фольклор, декоративно-прикладные виды искусств. Они предоставляют безграничные возможности в воспитании качеств патриотизма и миролюбия подрастающего поколения, уважения к языку, культуре, искусству народов России и мира, к личности человека вне зависимости от его вероисповедания, расы, национальности.

Важным направлением в организации работы по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма, миролюбия и профилактике экстремизма должно стать укрепление взаимодействия с учреждениями различных ведомств, общественными организациями, национально-культурными автономиями. Механизмами данного взаимодействия могут служить межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры и соглашения о сотрудничестве.

Для выработки единых подходов и координации совместных действий всех заинтересованных структур целесообразно регулярно проводить информационно-методические мероприятия – круглые столы, семинары, конференции, чтения, совещания.

Кроме того, особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации (22 августа), День народного единства (4 ноября), День России (12 июня), День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), неделя безопасности и др. В последние годы во многих регионах России отмечается также Международный день мира (21 сентября), Международный день терпимости (16 ноября), Международный день Земли (22 апреля).

 

 

Знать – значит уметь вести себя адекватным образом в ситуациях, связанных с индивидуальными актами или кооперативными взаимодействиями

Если понимать под мотивацией то, что заставляет человека вести себя определенным образом, то не находя образцов новой культуры (в которой дети уже живут и будут жить дальше!) в содержании образования, они теряют интерес к обучению.

Обучение состоит из экспериментов человека с жизнью (по Д. Дьюи)

Путь повышения интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой образовательной практики адекватной современной культуре.

Мир понимается как единство, целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворное сотрудничество народов и государств при отсутствии войны и вражды между ними, как гармония межличностных отношений и гармония в душе человека.

Миролюбие – это готовность любую ситуацию, и жизненную, и политическую, разрешать без применения насилия.

Миролюбие – это способность спокойно принимать существование других точек зрения.

Миролюбие – это качество характера человека, которое помогает выстраивать добрые отношения с людьми разных возрастов, взглядов, социальных слоев и национальностей.

Миролюбие – готовность поступиться личными интересами ради сохранения всеобщего мира

 

Цель формирования миролюбиявоспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.

Как известно, школа является мощным каналом социализации личности. Причём, таким каналом, который характеризуется системностью и плановостью работы, осуществляемой педагогами-профессионалами.

Именно школа призвана стать центром воспитания миролюбивого сознания как важного фактора устойчивости общества. При этом, в своей работе школа выходит не только на учащихся, но и на их родителей, очень часто дедушек и бабушек школьников, т.е. на большинство населения России.

Одной из характерных черт новых федеральных государственных стандартов является компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся. Одна из ключевых компетентностей – миролюбие, т.е. готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.

Работа по формированию миролюбия в образовательном учреждении должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам миролюбивого поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

В отечественной педагогике и в педагогической практике идеи миролюбия реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. Целью педагогики миролюбия является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе милосердия, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей.

Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов – одна из важных задач педагогики миролюбия.

«Построение мира означает воспитание миролюбивого человека. Если человек не рассматривается в центре решения проблем, которые возникли в человеке и из-за него, инвестиции в политические и правовые системы останутся пустой тратой времени и ресурсов» - Послание Фетхуллаха Гюлена Женевской мирной конференции «Мобилизация гражданского общества для строительства мира».

Воспитание миролюбивого сознания – повседневный процесс, проходящий через урочную и внеклассную работу. Он идёт не только, да и не столько в то время, когда с учащимися ведётся прямой разговор о миролюбии, показываются его образцы через исторические и литературные примеры, проводится анализ правовых ситуаций, житейских примеров и т.д. Воспитание миролюбия – это передача его духа через обстановку в школе, поведение учащихся, администрации и учителей, характер их взаимоотношений.

Сознание – это вселенская мудрость, способная объединить весь мир в доброе, счастливое и реальное единство. Осознанность – это безостановочная работа каждого человека над собой, это единство его души и сердца, его мысли и дела, его желаний и способностей. Каждая разумная личность должна стать единством своей души и неохватного мира человеческого общества. Взгляните на свой опыт, ведь вся жизнь – это практика воспитания человеческой разумности. Вся жизнь – это практика по воспитанию сознания, раскрывающего перед каждым человеком бескрайний мир любви и созидания, сочувствия и милосердия.

При подготовке и проведении мероприятий, направленных на воспитание миролюбия, педагогу целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

- разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

- необходимость опираться на социальный опыт обучающихся, на конкретные общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

- учет предшествующего учебного опыта обучающихся, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других учебных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

- превращение обучающегося в активного участника мероприятий, направленных на формирование миролюбия, через реализацию деятельностного подхода к их подготовке и проведению.

При выборе содержания и форм работы педагогу необходимо учитывать:

- особенности коллектива обучающихся, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст, индивидуальные особенности каждого обучающегося, этнический состав, состав по социальному и имущественному положению, отношение к религии, особенности взаимоотношений в коллективе, наличие и степень конфликтных отношений в нём;

- собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора отбора вопросов для рассмотрения;

- миролюбие может воспитать только миролюбивый педагог, а это требует от современного педагога следующих личностных параметров: тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с людьми, готовности принимать их такими, какие они есть, понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности. Если педагог миролюбив, он открыт, доброжелателен, недирективен, ориентирован на постижение смыслов поведения и поступков обучающихся, выступает по отношению к ним в роли наставника, готов вступать в диалог и в нем искать истину.

Педагогика миролюбия со стороны педагога предполагает:

- развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию, коррекции самооценки;

- формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

- развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, учебной группе, трудовом коллективе;

- умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

- освоение демократических механизмов в организации учебного и воспитательного процесса;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.

 

Организация Уроков (классных часов) миролюбия в школе

 

Что характеризует «Урок миролюбия» в условиях признания того, что процесс формирования миролюбивой личности длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока миролюбия»?

Во-первых, речь идет о концентрации внимания к проблеме. Повседневная работа по воспитанию миролюбия проводится учителями ежедневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «миролюбие», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в него. Это приводит к двум важным следствиям:

  • размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;
  • некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию миролюбия педагогами.

Во-вторых, «Урок миролюбия» позволяет эффективно объединять усилия различных субъектов процесса воспитания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом определяют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей государственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.

В-третьих, логическим продолжением предыдущих размышлений является вывод о том, что в ходе «Урока» происходит развитие системности в воспитании учащихся, когда эта тема становится объектом прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, кому заниматься вопросами миролюбия предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дисциплина).

При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

· рассмотрение мероприятий в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных её целей;

· опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других школьных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

· учёт тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;

· необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те об­щественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

· разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

· акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского единства, единства в регионе, развитию многообразия культур и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, конфессий, культур;

· превращение школьника в активного участника урока, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и проведению урока.

При выборе содержания и форм урока педагогу необходимо учитывать:

· особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; этнический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественному положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в ученическом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;

· предшествующую уроку работу с данными учащимися по воспитанию у них миролюбия на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;

· культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;

· собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора, отбора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулирования иных тем для обсуждения, отбора содержания.

Возможными формами проведения такого занятия могут быть:

- урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

- урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);

- урок-дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

- урок-встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;

- урок-практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

- урок-викторина;

- урок - устный журнал;

- урок – диалоговая площадка.

Примерные вопросы для рассмотрения:

  • Сущность миролюбия
  • Миролюбивая и конфликтная личность.
  • Миролюбие и нетерпимость в истории человечества.
  • Миролюбие – ключевая задача современного мира.
  • Система международного права и ценности миролюбия.
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов.
  • Миролюбие и культура мира.
  • Проявления нетерпимости и миролюбие в России и в нашем городе.
  • Политика Российского государства по развитию духа патриотизма и миролюбия в стране.
  • В чем проявляется нетерпимость?
  • Как противостоять нетерпимости.
  • Миролюбие и нетерпимость вокруг меня.
  • Насколько я миролюбивая личность.
  • Миролюбие и Мы.
  • Можно ли научиться миролюбию?
  • Стратегия поведения в конфликте.
  • Мы разные, но мы вместе.
  • Все свои.
  • Жить в мире с собой и с другими.

Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискуссионную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, например такие:

  • Миролюбие без границ или границы миролюбия?
  • А судьи кто? Кто определяет, что миролюбиво, а что нет?
  • Все ли свои?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.