Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования 3 страница




29>

за моментноЕ

свойством пяется

вычайно важной является работа, направленная на раз
витие сохранных анализаторов и выработку сигнальны;
значений раздражителей, способных заменить невоспри
нимающиеся световые воздействия
Резкое сокращение потока информации, наблюдающее
ся при слабовидении и особенно при слепоте, связано н
только с нарушением зрительных функций, но и с перцеп
тивными возможностями сохранных анализаторных си
стем В этом отношении тактильно-кинестезическая, яв
ляющаяся основой второго (после зрительных) вида гно
стических ощущений и осязательного восприятия, значи
тельно уступает зрительной системе. Перцептивные воз
можности контактного осязательного восприятия ограни
чены, как правило, зоной действия рук. И хотя поле ося
зательного восприятия может расширяться за счет пер(
мощений тела в пространстве, а также использовани
различных щупов (инструментальное осязание), тем н
менее в каждый данный момент они имеют дело с весьм
ограниченным, так называемым предметопознавательным
пространством.
Сужение поля восприятия наблюдается не только при
тотальной, но и парциальной слепоте и слабовидении.
Ограниченность поля восприятия и снижение пропускной
способности анализаторных систем ведут к сокращению
воздействия Ыновыхы раздражителей, которые необходимы
для удовлетворения перцептивной потребности, развития
познавательного интереса, формирования активности у
субъекта познания.
Затруднения, испытываемые лицами с глубокими на-
рушениями зрения при восприятии окружающего мира,
и вызванное ими снижение активности отражения тре-
буют самого широкого педагогического вмешательства с
раннего детства, вмешательства, которое способствовало
бы развитию навыков осязательного и визуального обсле-
дования, формированию перцептивных потребностей и по-
знавательных интересов, а в конечном итоге активизации
познавательной деятельности.
Еще одним фактором, снижающим активность слепых,
являются отрицательные эмоциональные состояния (деп-
рессивные настроения, стрессы), а также фрустрации, обу-
словленные часто встречающейся у слепых неадекватной
самооценкой и трудностями адаптации к жизни без зре-
ния. В ряде случаев инвалиды по зрению оказываются
не в состоянии преодолеть возникающие перед ними пре-
пятствия. Многократное повторение фрустрации ведет i
зо

снижению активности, безынициативности, отказу от дея-
тельности.
Серьезным препятствием для проявления активности
являются также те затруднения, которые испытывают сле-
пые при установлении социальных контактов. Неадекват-
ные установки слепых к себе и своему дефекту, зрячим,
различным видам деятельности, так же как и неверные
представления зрячих о слепых и их возможностях, яв-
ляются основным препятствием включения инвалидов по-
зрению в активную деятельность и, следовательно, их со-
циально-трудовой и социально-психологической реабили-
тации.
Отсюда следует необходимость изучения межлично-
стных отношений в коллективах, состоящих из лиц с на-
рушениями зрения. Причем учителя и воспитатели спе-
циальных школ, тифлопедагоги, организаторы производ-
ства должны не только изучать межличностные отношения
в коллективах, но и уметь управлять ими в целях нала-
живания нормальных межличностных контактов, установ-
ления благоприятного социально-психологического клима-
та, формирования активной жизненной позиции у каждо-
го члена коллектива.
Дефекты зрения в зависимости от времени их появле-
ния и глубины могут в той или иной мере провоцировать
возникновение условий, препятствующих формированию-
или проявлению активной жизненной позиции, установле-
нию дружеских и Е деловых отношений с окружающимы
или нарушать их.
Уродливые общественные отношения капиталистиче-
ской и всех предшествовавших формаций вели к изоляции;
слепых, выключению их из общественной деятельности и,
как следствие, формированию сепаратизма их психики.
После победы Великой Октябрьской социалистической-
революции положение слепых в нашей стране коренным
образом изменилось. На смену филантропическому харак-
теру воспитания и призрения слепых пришла система, ос-
нованная на новых, социалистических принципах Слепые-
наряду с получением обязательной общеобразовательной
подготовки включаются в общественно полезную деятель-
ность, в многогранную жизнь народа, что создает благо-
приятные условия для всестороннего развития их лично-
сти в коллективе и через коллектив.
Первоначально, в дошкольном и младшем школьном.
^зрасте, межличностные отношения между слепыми №
е^абовидящими в группах и коллективах складываются

своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зре
йия. Причем в наиболее неблагоприятном статусном по
ложении оказываются тотально слепые. Это объясняете;
их меньшей мобильностью и активностью, меньшей комму
.никабельностью и проявляется в том, что они получаю'
.наименьшее количество выборов, оказываясь в положена!
Ыотвергаемыхы или Ыизолированныхы. Правда, их неблаго
приятное положение в значительной мере смягчается тем
что мотивы выборов в младшем возрасте во многом за
висят от мнения учителя, который, зная об этом, може'
управлять процессом становления коллектива, распреде
-пения в нем социальных ролей, создания благоприятной
.психологического климата.
В среднем и старшем школьном возрасте зависимост)
Емежличностных отношений от состояния зрения уже н
-наблюдается, что можно объяснить, во-первых, относи
Етельной однородностью коллектива (у всех школьнике
имеется патология зрения) и, во-вторых, тем, что в эт
время изменяются ценностные ориентации и на первы
-план при выборе лидеров выступают морально-волевые
(интеллектуальные качества членов коллектива.
Социально-психологические последствия дефектов зре
яия проявляются наиболее отчетливо тогда, когда инвалид
JIO зрению попадает в смешанный коллектив, где трудято
или учатся слепые и зрячие. В этих новых для слепой
условиях ограничения возможности воспринимать измене
яия в окружающей среде усложняют установление связ]
личности со средой, вызывают затруднения в деловом ]
Есвободном общении. Слепые становятся людьми, уходя
.щими от контактов со зрячими, замкнутыми, ориентире
ванными на свой внутренний мир.
В смешанном коллективе слепые часто самоизолиру
'ются, занимают позиции крайней зависимости от зрячих
.активности под нажимом, отказа от борьбы с трудностя
ми. Очевидно, что подобные позиции есть следствие недо
Естаточной работы специальной школы по подготовке еле
пых к самостоятельной жизни в мире зрячих. Это под
-тверждается тем, что установки взрослых слепых к со
циальной компенсации, к самим себе и зрячим, к труд
Ечасто оказываются зависимыми от состояния и времен)
.нарушения зрения, возраста и других факторов.
Кроме того, неблагоприятное влияние на установлена
Еположительных межличностных отношений в смешанны
Еколлективах оказывают трудности социальной перцепци
(восприятия человеком человека), испытываемые слепь

-32
щи. Невозможность или ограниченность визуального вос-
приятия и ориентация на голос, особенности речи, осяза-
тельные восприятия зачастую не дают слепому достаточ-
ного знания о партнере по общению. Это может усу-
губляться неадекватными установками зрячих к слепым,
обусловленными косметическими дефектами последних',
незнанием их психологических особенностей, непонима-'
нием.

Социально-психологические исследования показывают,
что, хотя становление межличностных отношений между
слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям,
на этот процесс влияют и перечисленные выше специфиче-
ские факторы. В результате характерной особенностью си-
стемы межличностных отношений в смешанных коллекти-
вах является широкое распространение индифферентного
отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого
в статусной структуре коллектива наиболее распростране-
ны категории лиц, находящихся в нейтральном или изоли-
рованном положении. Это свидетельствует о недостаточ-
ной сформированности и сплоченности коллектива. Невы-
сокими оказываются объективные показатели удовлетво-
ренности во взаимоотношениях, нередко слепые отказыва-
ются делать выбор или мотивировать его. Все это обус-
ловлено прежде всего особенностями и условиями органи-
зации жизнедеятельности слепых в коллективе, недоста-
точно способствующими их активному общению и слабо
корригирующими процесс установления межличностных
контактов, объективно затрудняемых дефектами зрения.
При надлежащей постановке воспитательной и реаби-
литационной работы специфические особенности коллекти-
вов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению,
отступают на задний план, уступая место общепсихоло-
пическим и социальным закономерностям формирования
коллектива. В результате такой коллектив может достичь
самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению
осуществлять в нем функции лидера.
Итак, все упоминавшиеся выше факторы снижения ак-
тивности при глубоких нарушениях зрения могут быть
"реодолены путем создания соответствующих условий для
Успешного компенсаторного приспособления. Важнейшим
"з них является включение инвалидов по зрению в дея-
тельность, формирование у них положительной мотивации
и установок. При правильной организации учебно-воспи-
^тельной и коррекционной работы зависимость мотивов
У^бной, трудовой и общественно полезной деятельности

от состояния зрения отсутствует, а активность лиц с н
рушенными функциями зрения приходит в норму. Актив
ное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни обще
ства, их успехи в самых различных областях деятельно
ста З лучшее тому подтверждение.
Будущим работникам специальных школ и детских у
рождений, где воспитываются и обучаются дети З инвал
ды по зрению, необходимо хорошо усвоить содержат
основных тифлопсихологических понятий, таких, как ре
билитация и интеграция слепых, их адаптация и реада
тация. ы
Основной задачей реабилитационной работы в цел?
интеграции инвалидов по зрению в обществе являеты
установление или восстановление социальных контакте
т. е. социально-психологическая адаптация (у поздноо
леншихЗреадаптация).
Зависимость процессов адаптации и реадаптации oi
личности ослепшего отчетливо проявляется в существова
нии четырех типов поведения непосредственно после ут
раты зрения (в школьном возрастеЗв период осознанш
дефекта), выделенных В. С. Сверловым: 1) безразлично
вялый, длительно пребывающий в депрессивном состоя
нии, не предпринимающий никаких усилий для восстанов
ления своего положения в обществе; 2) рассудительно
волевой тип, направляющий усилия на преодоление пос
ледствий дефекта; 3) контрастный, для которого харак
терна глубокая депрессия, сменяющаяся мобилизацией
сил на борьбу с дефектом; 4) неустойчивый, характери-
зующийся регулярными сменами депрессивного и опти-
мистического настроения.
В результате включения в деятельность начинается
процесс преодоления психологического кризиса, выхода
из состояния психологического конфликта. Этот процесс
имеет поэтапный характер. В. С. Мерлин выделяет четыр(
фазы: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубока
депрессия; 2) фаза занятия, инвалид включается в де5
тельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей о свое
инвалидности; 3) фаза деятельности, для которой харав
терно стремление реализовать свои творческие возможы
ности и 4) фаза поведения, когда определяется характер
деятельности, стиль поведения инвалида, определяющие
весь его дальнейший жизненный путь.
Основным условием социально-психологической адас
тации и реадаптации является включение инвалида

зрению в коллективную деятельность, воспитание его в
коллективе и через коллектив.
Следует отметить, что у зрячих довольно часто фор-
мируются субъективные и неадекватные установки к сле-
пым. Это либо негативная установка на избегание, либо
дсевдоположительная установка, проявляющаяся в жа-
лости к слепому, в стремлении взять его под опеку. И та
и другая установка обусловлена самыми различными при-
чинами, и прежде всего незнанием психологии слепых, их
реальных возможностей, бытующими еще архаичными
представлениями о слепых как несчастных, не приспособ-
ленных к жизни, неполноценных людях. Легкоранимые,
тяжело переживающие свой дефект и тонко чувствующие
отношение партнера по общению инвалиды по зрению не
остаются безразличными к подобным ситуациям, затруд-
няя дальнейшие контакты, закрепляя установку на избе-
гание зрячих. Все это ведет к стремлению общаться пре-
имущественно с товарищами по несчастью, к созданию
микрогрупп, состоящих из инвалидов по зрению, и в ре-
зультате к аутизму, т. е. уходу в свой внутренний мир,
выпадению из жизни общества.
Следует также помнить, что реабилитационная рабо-
та со слепыми может быть достаточно эффективной толь-
ко при условии пропаганды тифлологических знаний сре-
ди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, вос-
питания у них чуткого, тактичного, бережного отношения
к инвалидам, но без унижающей достоинство жалости.

Планы семинарских и практических занятий.
Литература

Первое занятие

Структура личности при слепоте и слабовидении

1. Задачи формирования всесторонне развитой лично-
^и слепого и слабовидящего на современном этапе.
2. Критика идеалистических взглядов на личность
^епого.
3. Направленность личности слепого и слабовидящего.
Пйтребности, интересы и мотивы деятельности.
4. Склонности и способности. Критика взглядов бур-
жуазных тифлологов на способности слепых.
5. Преодоление последствий слепоты и слабовидения
8 формировании характера.
2' к

6. Особенности эмоционально-волевой сферы слепы
и слабовидящих.
Зотов А. И. Дефект зрения и психическое разви-ш
личности//Психологические особенности слепых и слабо
видящих школьников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена;
1981.ЗС. 3З18.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвете.
ние, 1985.ЗГл.4.

Второе занятие

Активность личности и пути ее формирования
у слепых и слабовидящих

1. Активность личности в условиях сенсорной депри
вации.
2. Факторы, затрудняющие проявление активности }
слепых и слабовидящих. '
3. Создание оптимальных условий для формирован!ы
познавательной активности у слепого и слабовидящеп
ребенка.
4. Особенности формирования коллектива и становле
ния межличностных отношений у лиц с нарушениям!
зрения.
Выготский Л. С. Коллектив как фактор развити;
аномального ребенка//Собр. соч.ЗМ.: Педагогика
1982.ЗТ. 5.
Залюбовский П. М. Сенсорные предпосылки об
щения человека в условиях слепоты // Дефектология -
1981.З№ 2.ЗС. 35З40.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвете
ние, 1985.ЗГл. 4.
Методические рекомендации реабилитологам по фор
мированию коллективов предприятий ВОС.ЗМ.: Изд-во
ВОС, 1983.
Синева Е. А. Психологическое изучение взаимоот
ношений слепых в производственных и школьных коллек-
тивах//Дефектология. З 1980.З№ 1.ЗС. 20З28.
Стернина Э. М. Воспитание личности слепых
слабовидящих школьников в коллективе//Вопросы об)
чения и воспитания слепых и слабовидящих.ЗЛ., 1981,-
С. 5З13..
Украинская Е. М. Развитие самооценки в уче^
ной деятельности слабовидящих школьников//Там же.
С. 25З41.
ч*'

Третье занятие

Нарушение гомиостаза при утрате зрения
и его восстановление

1. Определение понятий Ыадаптацияы,
^реабилитацияы, Ыинтеграцияы.
2. Этапы социально-психологической адаптации инва-
шдов по зрению.
3. Характеристика поведенческих типов после утраты
фения.
4. Фазы преодоления психологических конфликтов
юздноослепших.
5. Психологические особенности ' общения слепых и
!рячих в процессе совместной деятельности.
Буткина Г. А. Некоторые виды затруднения со-
щально-психологической адаптации взрослых слепых //
дефектология. З 1977. З № 6. З С. 16З25.
Коваленко Б. И. Возвращение слепых к трудо-
юй жизни.ЗМ.: Учпедгиз, 1946.ЗГл. I.
С и л к и н Л. Н. Психологическая диагностика лич-
юсти и психотерапия инвалидов по зрению.ЗМ.: Изд-во
ЮС, 1984.

Четвертое занятие (практическое)
Межличностные отношения в группе

Изучение межличностных отношений осуществляется
методами наблюдения, эксперимента и др. Один из
1ихЗметод выбора был предложен американским пси-
хологом Д. Морено. Этот метод позволяет определить ме-
сто личности в группе, степень ее популярности, сущест-
вующие межличностные отношения, выявить лидера, пред-
почитаемых, изолированных.
Выбор осуществляется путем ответа на вопросы типа
ЫС кем бы ты хотел пойти в поход?ы, ЫС кем в паре хо-
^л бы работать на практике?ы и т. п. Возможны и во-
лосы негативного характера для определения отрица-
тельного выбора. По результатам опроса вычерчивается
^Циограмма (рис. а), наглядно показывающая взаимо-
^ношения в группе.
На рис. б показано, как графически изображаются
^'боры, а на рис. вЗодин из вариантов графического

"эображения взаимоотношений в группе.
в ходе практического занятия студенты должны про-
37

о

-МАЛЬЧИКИ

л

-ДЕВОЧКИ

ЮЗЗЩ
Ю-З-Ю

вести опрос группы (класса, воспитательской группы), на
основе сделанных выборов составить социограмму и про-
анализировать положение каждого из членов группы, его
взаимоотношения с остальными, зависимость этих отно-
шений от состояния зрения(.

Пятое занятие (практическое)
Самооценка и уровень притязаний

Процесс формирования личности, а также характер
межличностных отношений существенно зависят от само-
оценки и уровня притязаний личности, которые при глу-
боких нарушениях зрения часто оказываются неадекват-
ными и требуют коррекции.

качества
личности

уступчивость
смелость
вспыльчивость
настойчивость
нервозность
терпеливость
увлекаемость
пассивность
холодность
энтузиазм
осторожность
капризность
медлительность
нерешительность
энергичность
жизнерадостность
мнительность
упрямство
беспечность
застенчивость

Ni

разряд

d*

' Описание социометрической методики и процедуры составления
боциограммы приводятся во всех учебниках по общей психологии.

эд

В ходе данного занятия отрабатывается методика оп-
ределения упомянутых качеств личности '.
На бланке перечислены 20 различных качеств личности
В левой колонке (N) испытуемый ранжирует эти ка-
чества в той мере, в какой они ему импонируют (20З
высший балл, 1Знизший). Затем в правой колонке (Ni)
ранжируются эти качества по отношению к себе. Между
желаемым и реальным уровнем каждого качества опре-
деляется разность (D), которая возводится в квадрат
(d2). Затем подсчитывается сумма квадратов (2 D2) и по
формуле R==lЗ0,00075-2 D2 определяется коэффициент
корреляции.
Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1), тем выше
самооценка и наоборот. Об адекватной самооценке сви
детельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Уровень притязаний

Здесь используется модификация методике Ф. Хоппе
Испытуемый получает 12 карточек с заданиями различ
ной степени сложности. Они располагаются в порядю
возрастания номеров. Сложность задания соответствую
величине порядкового номера, который видит испытуемы!
(задание находится на обратной стороне карточки). Да
ется следующая инструкция: ЫПеред Вами лежат карточ
ки, на обороте которых написано задание. Номера обо
значают степень их сложности. На решение задания от
водится определенное, неизвестное Вам время. Если Вь
не уложитесь в заданное время, задание считается невы
полненным. Задание для себя Вы выбираете самиы.
Исследователь может произвольно увеличивать ил1
уменьшать отведенное на задание время и таким обра
зом произвольно оценивать выполнение как правильно*
или неправильное. После оценки испытуемый переходи
к выбору следующего задания. Число выборов целесооб
разно ограничивать пятью. Решения оцениваются числоы
баллов соответственно порядковому номеру задания. В кг
честве оценки уровня притязаний используется сумма(
ное количество набранных баллов.
Задания: Напишите
1. Три слова на букву ЫНы
2. Названия четырех фруктов на букву ЫАы
3. Шесть имен на букву ЫПы

1 Описание методики взято из кн.: Марищук В. Л. и др. Me
дика психодиагностики в спорте.ЗМ.: Просвещение, 1984.
40

4. Шесть государств на букву ЫИы
5. Пять названий станций метро на букву ЫПы
6. Двадцать названий городов на букву ЫСы
7. Названия всех материков, начинающиеся с буквы
ЫАы
8. Названия пяти государств па букву ЫМы
9. Названия пяти фильмов на букву ЫМы
10. Фамилии пяти известных советских киноактеров
на букву ЫЛы
11. Фамилии пяти русских писателей на букву ЫРы
12. Фамилии пяти русских художников на букву ЫКы
Данная методика позволяет также вычислять среднюю
величину сдвигов после удачного или неудачного решения.

Задания для самостоятельной работы

Аннотирование или конспектирование литературы

Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития
аномального ребенка//Собр. соч.ЗМ.: Педагогика,
1983.ЗТ. 5.
Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие
личности //Психологические особенности слепых и слабо-
видящих,ЗЛ., 1981.ЗС. 3З18.
Черанев В. И. Психологические "аспекты реабили-
тации ослепших в зрелом возрасте//Особенности учебной
и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зре-
ния.ЗЛ., 1983.ЗС. 3З12.

ТЕМА 5.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов
по зрению является включение их в активную, самостоя-
тельную и социально значимую трудовую деятельность.
При этом сама деятельность выступает одновременно как
непременное условие компенсации дефекта.
Каждая психическая функция является продуктом дея-
тельности определенного органа, вместе с тем подлинные
человеческие функции складываются в онтогенезе, в те-
чение всей жизни человека, причем решающим условием
является активность и адекватность действий в форме
совместной деятельности и речевого общения. Компенса-
ция и доразвитие психических функций, как частный слу-
чай развития, возможны лишь при организации (врож-

денная или ранняя слепота) или возобновлении (поздн;
слепота) активной деятельности в новых условиях.
Экспериментальными исследованиями показано, что
деятельность в различных ее видах является решающим
условием как для преодоления преград, встающих на nyi
ти при раннем нарушении зрения, так и для предупреж.
дения дегенеративных изменений, распада психики пра
поздней слепоте.
Включение в деятельность слепорожденных и раноо
лепших благоприятно влияет на компенсаторное присп'
собление. Их участие в игровой, а затем в учебной и тру-
довой деятельности повышает активность, формирует мо-
тивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность
сохранных и нарушенного анализаторов, положительно
сказывается на развитии высших психических функций.
Кроме того, включение инвалидов по зрению в актив-
ную деятельность препятствует появлению псевдокомпен-
саторных приспособлений.
Не изменяя своей сущности, сохраняя основные фор-
мы, деятельность человека при глубоких нарушениях зрения
приобретает дополнительную компенсаторную функцию.
Одновременно слепота и слабовидение обуславливают опы
ределенную специфику деятельности. Это прежде всего
проявляется в изменении характера сенсорного контроля;
т. е. в ограничении или полном выпадении зрительного
контроля за протеканием операций и замене его контро'
лем осязательным и слуховым.
Кроме того, дефекты зрения существенно ограничив
ют сферу приложения человеческих сил, поскольку мн
гие операции и виды деятельности требуют постоянного
зрительного контроля.
Важно учитывать повышенную утомляемость инвали,
дов по зрению, а также возможные сопутствующие д<
фекты.
Успешное выполнение деятельности является важней
шим показателем скомпенсированности дефекта. Общее'
венная трудовая деятельность является основным факте
ром интеграции инвалидов по зрению в обществе.
Тем не менее вовлечение слепых и слабовидящих
производственный труд связано с определенными затру;
нениями. Так, у лиц с внезапной потерей или резким уху;
щением зрения, находящихся в депрессивном состояни
Часто могут формироваться установки на неработоспосо(
ность. Вместе с тем, как показывают исследования, фор'
мирование положительной установки на работоспосо

ность не зависит прямо от глубины и времени возникно-
вения дефекта.

Формирование положительных установок к труду вы
многом зависит от качества воспитательных и реабилита-
ционных мероприятий. В целом социально-трудовая реа-
билитация складывается из системы мероприятий психо-
лого-педагогического, социально-экономического и меди-
цинского характера, осуществляемых на фоне активного
участия инвалидов по зрению в деятельности.

Планы семинарского занятия. Литература

Деятельность и ее роль в компенсации
дефектов зрения

1. Понятие о деятельности и ее структуре.
2. Основные виды деятельности и их особенности при
слепоте.
3. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по
зрению.
4. Особенности мотивации деятельности слепых и сла-
бовидящих.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.З М.'
Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвеще-
ние, 1985.ЗГл. 5.

Задания для самостоятельной работы

Аннотирование или конспектирование литературы

Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Трудовая
Реабилитация инвалидов по зрению.ЗКиев: Радяньска
школа, 1983.
Коваленко Б. И. Возвращение ослепших к трудо-
вой жизни.ЗМ.: Учпедгиз, 1946.
К о н д р а т ов А. М. Восстановление трудоспособно-
сти слепых.ЗМ.: Изд-во ВОС, 1976.
Черанев В. И. Психологические авпекты реабили-
'тации ослепших в зрелом возрасте//Особенности учебной
и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зре-
"ия.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.ЗС. 3З12.

ТЕМА 6.;
ВНИМАНИЕ СЛЕПЫХ

Внимание, не являясь самостоятельным психически
процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, п<
мяти, мышления и других процессов как сосредоточени
сознания на отраженном объекте.
Выпадение или нарушение зрительных функций при
слепоте приводит к невозможности или затрудненносп
зрительного отражения мира, в результате чего из сферь
ощущений и восприятий выпадает огромное количестве
сигналов, информирующих человека о важнейших свой
ствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, чт(
компенсация этих пробелов в чувственном опыте возмод
на только при активизации деятельности сохранных орг;
нов чувств, в которой существенная роль принадлеж!
вниманию.
В XIXЗначале XX века в тифлопсихологии было ш1
роко распространено мнение, согласно которому выпад<
ние функций зрительного анализатора вызывает автом;
тические изменения всех свойств внимания, и в перву
очередь его устойчивости, интенсивности, концентрир<
ванности в положительную сторону.
Буржуазные тифлопсихологии стремились оторва1
внимание от детерминирующей его окружающей среды
человеческой деятельности, объяснить его как феном(
духа, а заодно и противопоставить зрительное восприят!
слуховому и осязательному.
Сокращение количества внешних воздействий, обусло
ленное полным или частичным выпадением зрительнь
ощущений и восприятий, наиболее дифференцировании
опредмеченных, эмоционально окрашенных, не только i
.способствует, но, напротив, препятствует развитию вним
ния, сокращая круг объектов, которые при восприят!
вызывают непосредственный интерес. Резкое сокращен!
внешних воздействий вызывает не только так называемь
сенсорный голод, но и отрицательно сказывается на o6i
we, устойчивости, концентрированности и других свойств
внимания.
Уменьшение количества различных раздражений п(
нарушениях зрения не может способствовать и устойчив
сти внимания, так как сила и однообразие слуховых ра
дражителей быстро утомляют слепых и ведут к рассеив
нию внимания.
Существование высших видов вниманияЗпроизвол

ного и послепроизвольногоЗнепосредственно связано с
деятельностью, в которой формируются духовные потреб-
ности, интересы, волевые качества и сознание личности, в
конечном итоге определяющие уровень развития и на-
правленность внимания. Включение лиц с дефектами зре-
ния в активную деятельность должно способствовать пре-
одолению трудностей в развитии непроизвольного и
строящегося на его основе произвольного внимания.
Для успешного развития внимания слепых играет оп-
ределенную роль и возникающая у них необходимость
отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свой-
ства и признаки предметов, ничего не значащих или имею-
щих второстепенное значение для зрячих, а при наруше-
ниях зрения получающих сигнальное значение и высту-
пающих на первый план.
Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зре-
ния в процессах познания и труда, требуют от них гораз-
до более внимательного отношения к целому ряду опера-
ций. В результате подсознательно формируется установка
на внимание, на более тщательный контроль за своими
действиями.
Повышению роли внимания при дефектах зрения мо-
жет способствовать активное включение индивида в дея-
тельность. Только в этом случае развивается способность
произвольно направлять сознание на ббъекты деятельности,
что делает возможным их адекватное отражение при пол-
ной или частичной слепоте, в значительной мере компен-
сируя обусловленные дефектом вторичные отклонения.
Определенные особенности наблюдаются и во внешнем
проявлении внимания. Выразительные движения форми-
руются на основе зрительного восприятия и подражатель-
ной деятельности и зависят от того, насколько отчетливо
и осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых.
При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное
восприятие выразительных движений взрослых при той
или иной ситуации затрудняется или становится невозмож-
ным, вследствие чего полностью или частично исчезает
потребность в подражании.
При отсутствии форменного зрения типичные для со-
стояния внимания позы и сокращения мышц лица З на-
хмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгля-
да, поворот к объекту, на который направлено внимание,
и т. п. З полностью или частично отсутствуют. Для сле-
пого в состоянии внимания характерны маскообразное
выражение лица и фиксированное положение головы и
45




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.