Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования 5 страница




но возникают они не в результате потери зрения, а как
следствие более активного участия слухового анализатора
в последующей деятельности при изменившихся условиях
жизни.

Слух слепых развивается в целом нормально и при ус-
ловии его интенсивного применения в деятельности сенси-
билизируется. Это позволяет при полном или частичном
нарушении функций зрения успешно овладевать знаниями
и реализовать их на практике.
У нормально видящих предметы и явления окружаю-
щего мира воспринимаются визуально, а у слепых играют
важную роль кожные ощущения. В связи с этим резко по-
вышается активность дистальных частей тела, особенно
рук, в познавательной и трудовой деятельности, что зако-
номерно дает эффект сенсибилизации З повышение так-
тильной чувствительности.
Изменение (повышение) тактильной чувствительности
происходит у слепых не равномерно на всех участках кожи,
а лишь на тех, которые принимают активное участие в ак-
тах осязания Наиболее отчетливо повышение кожной чув-
ствительности проявляется на ладонной поверхности паль-
цев рук Как показывают эстезиометрические исследова-
ния, пространственный порог различения первой фаланги
указательного пальца правой руки у слепых почти в два
раза ниже (1,2 мм), а чувствительность, следовательно,
выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствитель-
ности на данном участке кожи объясняется специальной
практикой слепыхЗчтением рельефно-точечного шрифта
Брайля, ведущую роль в котором играет указательный па-
лец правой руки.
Помимо повышения остроты осязания, у слепых наблю-
дается повышенная способность дифференцировать тер-
мальные (тепловые и ходовые) и болевые раздражители.
Ощущения, возникающие при воздействии данных раздра-
жителей, развиваются, совершенствуются у них в процессе
Деятельности
Температурная чувствительность довольно широко ис-
пользуется слепыми при ориентации в окружающем прост-
ранстве, в быту, режеЗв познавательной деятельности.
Познавательное значение болевых ощущений для сле-
пых, так же как и для нормально видящих, незначительно.
Однако в некоторых случаях, например при нарушениях
Кожной чувствительности, при отсутствии кистей рук, сле-
пым приходится для различения объектов использовать
^гнализацию болевых рецепторов.

Среди сложного ансамбля кожных ощущений следует
особо выделить кожно-оптическое чувствоЗспособность
кожных покровов реагировать на световые и цветовые
раздражители. Феномен кожного Ызренияы известен давно.
В настоящее время на основе экспериментальных дан-
ных выдвинуто предположение, согласно которому кожно-
оптическое чувство является результатом воздействия
электрических или электромагнитных колебаний. Имею-
щиеся в коже рецепторы отражают воздействие электриче-
ских или магнитных полей. В пользу этого предположения
свидетельствуют факты различения цветных поверхностей
через непропускающую цвет, но имеющую хорошую элект-
ропроводимость фольгу и снижение эффекта при заземле-
нии металлической пластинки, накрывающей тест-объект.
Деятельность двигательного анализатора у человека
становится ведущей уже на первых этапах жизни. Однако
при нормальном функционировании зрения у человека фор-
мируется зрительно-моторная координация, сущность кото-
рой заключается в том, что все его движения и действия
протекают под зрительным контролем. Абсолютная или ча-
стичная слепота в той или иной мере нарушает либо де-
лает невозможным зрительный контроль.
Это компенсируется тем, что в процессе деятельности
работа двигательного анализатора становится настолько
точной и дифференцированной, что может протекать без
зрительного контроля.
Включение слепых в различные виды деятельности ак-
тивизирует работу двигательного анализатора, причем
отсутствие или серьезные ограничения функций зрения ве-
дут к увеличению удельного веса мышечно-суставных ощу-
щений в структуре чувственного отражения. Широкое
участие данного вида чувствительности в пространственной
ориентировке, формировании бытовых и трудовых навыков,
овладении умениями в познавательной деятельности при
дефектах зрения закономерно дает эффект сенсибилизации.
Однако чувствительность кинестетического анализатора
при врожденной или рано приобретенной слепоте не дости-
гает уровня нормы. Обнаруженные более высокие по срав-
нению с нормой различительные пороги мышечно-сустав-
ной чувствительности слепых обусловлены тем, что при
слепоте двигательный анализатор мало или вообще не под-
вергается влияниям со стороны зрительного, способствую-
щего уточнению сигналов от прориорецепторов благодаря
постоянному сопоставлению их с информацией, получаемой
визуально.

При выпадении функций зрительного анализатора по-
лучает компенсаторную функцию вибрационная чувстви-
тельность, которая проявляется в сфере пространственной
ориентировки слепых. Известно, что абсолютно слепые спо-
собны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не
издающего звуков и других сигналов предмета (дерева,
стены и т. п.). Эти ощущения незрячих лишены предмет-
ности, не информируют о качестве предметов и лишь при-
близительно и не всегда незрячий может судить по ним о
величине и удаленности объекта.
Познавательное значение вкуса и обоняния у нормаль-
но видящих сравнительно невелико, но оно существенно,
особенно обоняние, и возрастает при потере зрения.
Немногочисленные исследования обонятельной и вку-
совой чувствительности слепых показывают некоторое ее
повышение по сравнению с нормой. Так же как и другие
рассмотренные выше виды чувствительности, вкус и обоня-
ние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности,
особенно при ориентировке в пространстве (обоняние) и
в быту (обоняние и вкус). Установлено, что слепые значи-
тельно лучше, чем зрячие, дифференцируют запахи, точнее
локализуют их источники и определяют напразление рас-
пространения запахов.
Наряду с обонятельными вкусовые" ощущения также
доставляют слепым целый ряд сведений о качествах пред-
метов, однако их использование ограничено необходи-
мостью непосредственного соприкосновения с объектом и,
кроме того, опасностью заражения, отравления и т. п.
При тотальной слепоте значительно увеличивается роль
вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и
пространственной ориентировки в связи с выключением
зрительного контроля за положением тела в пространстве.
Изменение функций вестибулярного аппарата ведет к
повышению его чувствительности. В ряде опытов было по-
казано, что при тотальной слепоте вестибулярный аппарат
развивается при прочих равных условиях лучше, чем у
нормально видящих.
Повышение различных видов чувствительности, способ-
ность тонко дифференцировать внешние воздействия в зна-
чительной мере компенсируют отсутствие зрения в процес-
се пространственной и социальной ориентации, деятель-
ности инвалидов по зрению в целом.

Планы семинарских и практических занятий.

Литература
Занятие первое

Сенсорная организация при дефектах зрение

1. Общая характеристика сенсорной организации чело-
века.
2. Изменения в сенсорной организации личности в ус-
ловиях слепоты и сла,бовидения.
3. Ленинская теория отражения и ее значение для тиф-
лопсихологии.
4. Критика знаковой теории ощущений.

Занятие второе

Виды ощущений и дх особенности при слепоте
и слабовидении

1. Особенности проявлений основных психофизиолоп
ческих закономерностей при дефектах зрения.
2. Виды ощущений и их роль в деятельности слепых и
слабовидящих.
3. Особенности зрительных ощущений слабовидящих и
частичнозрячих.
4. Слуховые и кожные ощущения слепых.
5. Кинестетическая и вибрационная чувствительность.
6. Хеморецепция слепых.
Ананьев Б. Г. Теория ощущений.ЗЛ.: Изд-во ЛГ

1961.ЗГл. 1З2З455 с.
Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Яр-
моленко А. В. Осязание в процессе познадия и труда.З
М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.З Гл. I.
Зотов А. И. Очерк по теории зрительных ощущений.З
Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971ЗГл. IЗIll.З164 с.
ЛитвакА. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение,
1985.ЗГл. 8.З208 с.

Занятие третье

Экспериментальные методики исследования
ощущений слепых и слабовидящих школьников

Арсенал конкретных методических приемов, используе-
мых при изучении ощущений, чрезвычайно велик. Задача

лабораторного занятия состоит в том, чтобы познакомить
студентов с некоторыми методиками.

а) Исследование глазомера.

Оценка глазомера может проводиться при помощи про-
стейшего устройства, изготовленного из обычной линейки.
Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеи-
вается белой бумагой, посередине находится четкая полос-
ка, которая разделяет линейку на две равные половины.
На, верхнем краю линейки укрепляются ползунки (подвиж-
ные отметки).
Экспериментатор отодвигает один ползунок от центра
на 5З12 см. Испытуемый должен отодвинуть другой пол-
зунок в противоположную сторону от центра на такое же
расстояние. По линейной шкале, обращенной к эксперимен-
татору, определяется ошибка. Проба повторяется до 10 раз.
Подсчет результатов осуществляется путем определения

/т,., т. 100ЗСа-100
процентной точности (Т) по формуле i=ЗЗЗЗЗЗ'

З'1
где СаЗсумма разностей от заданной длины отрезка (сум-
ма ошибок испытуемого в мм); CiЗсумма отрезков,
предъявляемых экспериментатором. Оценка результатов
обследования выставляется в баллах по следующей таб-
лице.

 

Оценка в баллах98765432.
Процентная точность измерения длины999897969492888276

Данная методика может быть использована и в работе
с частичнозрячими. Для этого линейка должна жестко
фиксироваться на столе. Такой же жесткой фиксацией
должны обладать и ползунки. Разделительная линия на
линейке должна быть рельефной.

б) Измерение пространственного порога
тактильной чувствительности.

В качестве оборудования может быть использован эсте-
зиометр Вебера (Спирмена) или же штангенциркуль, либо
Ёбыкновенный чертежный измеритель (с притупленными
иглами).

Эстезиометром прикасаются к руке или другой части
тела исследуемого, не надавливая на кожу, и сначала по-
степенно разводят ножки прибора до появления ощущения
двух прикосновений, а затем сближают до появления ощу-
щения одного прикосновения. При этом фиксируется рас-
стояние между ножками эстезиометра, при котором впер-
вые появляется и исчезает ощущение двойного прикосно-
вения.
За индивидуальный пространственный порог тактиль-
ной чувствительности принимается минимальное расстоя-
ние между иглами эстезиометра, при котором двойное
прикосновение констатировалось испытуемым (т. е. воз-
никало ощущение двойстаеняости воздействия) в полови-
не случаев предъявления, т, е. трижды из шести проб.
В процессе работы следует тщательно контролировать
поведение испытуемого, не допуская перенапряжения и
утомления. При опросе следует выявить, уверенно или
не очень уверенно он реагировал на предъявляемые сти-
мулы. При работе с младшими школьниками следует
иметь в виду, что у детей перед такого рода эксперимен-
тами при виде измерительных приборов может возникнуть
страх боли.
В предварительной беседе следует убедить ребенка,
что эксперимент абсолютно безболезнен. Следует добиться
также полного понимания ребенком инструкции к заданию.

в) Измерение порога различения мас(^

Задачей исследования является определение порогг
различения мышечных ощущений при помощи разновесов
В исследовании используются два набора разновесов^
от 600 до 650 г.
Экспериментатор кладет испытуемому на обе ладони
сначала одинаковые грузы, а потом разные, прибавляя
массу.
Исследуемый должен определить (с закрытыми глаза-
ми), какой груз тяжелее. Грузы по желанию испытуемого
могут перекладываться из одной руки в другую.
Масса одного из грузов постепенно увеличивается до
тех пор, пока у испытуемого впервые не возникает ощуще-
ние различия между двумя противовесами. Опыт проводиг-
ся несколько раз в прямом и обратном, т. е. путем после-
довательного уменьшения массы одного из разновесов,
порядке.
Величина добавочной массы, при которой испытуемые

.64

впервые ощущает разницу между двумя весами, и будет
показателем порога различения массы.
Для более подробного ознакомления с предложенными
и прочими методами исследования ощущений, многие из
которых требуют достаточно сложной аппаратурной техни-
ки, студенты могут воспользоваться специальными практи-
кумами по общей психологии, откуда были заимствованы
описанные выше методы.

Задания для самостоятельной работы
Аннотирование или конспектирование литературы

Григорьева Л. П. Психофизиологические исследо-
вания зрительных функций нормально видящих и слабо-
видящих школьников.ЗМ.: Педагогика, 1983.
Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.ЗМ.:
Изд-во АПН РСФСР, 1956. З Гл. II, III.
К а п л а н А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное
зрение.ЗМ.: Просвещение, 1979.
Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности
учащимися школы слепых.ЗМ.: Просвещение, 1969.З
Гл. I.
Сверлов В. С. Ощущение препятствий и его роль
в ориентировке слепых.ЗМ.: Учпедгиз," 1949.

ТЕМА 9.
ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Нарушение функций зрения приводит к сокращению
и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений
у частичноэрячих и слаоовидящих или полному их выпа-
дению у тотально слепых* Изменения в сфере ощущений,
т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбеж-
но должны отразиться на следующем его этапе З вос-
приятии.
В норме у большинства людей формируется зритель-
ный тип восприятия. Причем доминирование зрения (воз-
никающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько
прочно, что даже такие серьезные нарушения его функ-
ций, какие наблюдаются у глабовидящих и частичнозря-
чих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как
и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слу-
ховой тип восприятия.

3-187 65

Только при наиболее значительных снижениях остроты
зрения (от 0,03З0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда
большая часть предметов и явлений не может быть адек-
ватно воспринята визуально, доминирующее положение
занимают кожно-механический и двигательный анализа-
торы, лежащие в основе осязательного восприятия.
Независимо от того, какой тип восприятия складывает-
ся у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свой-
ствами, известными в общей психологии: избирательностью,
целостностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцеп-
цией и константностью. Разумеется, проявление и развитие
этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они
проявляются, а также от уровня психического развития
индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюда-
ется редуцированность проявлений некоторых свойств вос-
приятия. Так, избирательность восприятия ограничивается
сужением круга интересов, снижением активности отража-
тельной деятельности, меньшим по сравнению с нормой
эмоциональным воздействием объектов внешнего мира;
апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи
с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обоб-
щение образов осложняется недостаточностью чувственно-
го опыта и снижением полноты и точности отображаемого;
сокращается зона. константного зрительного восприятия;
нарушается его целостность.
Как показали исследования Ю. А. Кулагина, нервный
корковый механизм восприятия слепых принципиально
идентичен механизму восприятия зрячих, хотя при патоло-
гии органов зрения затрудняется либо становится невоз-
можным образование временных нервных связей между
мозговыми центрами зрительного и других анализаторов.
Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и сла-
бовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть
полностью тождественны образам восприятия нормально
видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно,
правильно отражают окружающий мир во всей его слож-
ности.
Зрительное и осязательное восприятия сходны не толь-
ко по своим физиологическим механизмам. В образах,
возникающих в процессе этих видов перцепции, отража-
ются многочисленные различные свойства и качества ма-
терии, движущейся в пространстве и времени. Причем?
и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют це-
лый ряд одних и тех же физических, пространственны^
и временных характеристик объектов.
66

Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адек-
ватно отражать следующие категории признаков: -форму,
величину, направление, удаление, телесность, покой, дви-
жение. Помимо перечисленных категорий, человек только
при помощи зрения различает цвет, а при помощи осяза-
нияЗсдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом,
зрительное восприятие отражает восемь категорий призна-
ков, а осязательное З одиннадцать.
Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомода-
ция), благодаря которым становится возможным отраже-
ние многочисленных пространственных свойств объектов,
идентичны движениям ощупывающей руки.
Существенным является и то обстоятельство, что обра-
зы осязательного восприятия, так же как и зрительного,
объективируются. Иначе говоря, мы локализуем зритель-
ные и осязательные образы не в области воспринимающих
нервных механизмов, а в зоне действительного местонахож-
дения вызвавшего их объекта, т. е. выносим их наружу.
Наиболее полно возможности осязания раскрываются
лишь при абсолютной слепоте, несмотря на то что этот
вид восприятия играет важнейшую роль в процессах чув-
ственного познания даже при наличии полноценного зре-
ния. Недостаточное развитие осязания, несоответствующее
его действительным возможностям, объясняется тем, что
зрение, контролирующее различные виды человеческой дея-
тельности, тормозит развитие осязательного восприятия
не только у нормально видящих, но и у слабовидящих
и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно
сказывается на их познавательной и трудовой деятель-
ности.
При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и у
слабовидящих процессы познавательной и трудовой дея-
тельности протекают, а точнее должны протекать, при сов-
местной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или
иной анализаторной системы в отражении мира и контроля
над деятельностью должна при этом определяться состоя-
нием зрительных функций, свойствами отражаемых пред-
метов и характером производимой операции. Только при
взаимодействии зрения и осязания, детерминированного
объективными условиями, возможно адекватное отражение
Действительности.
Зрительное восприятие при снижении остроты зрения,
нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко
отличается от восприятия нормально видящих степенью
Полноты, точности и скорости отображения, а также суже-

Еыы

3-

А7

нием и деформацией зрительного поля (зона зрительного
восприятия).
Скорость и правильность зрительного восприятия ча-
стичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь
от остроты зрения.
Скорость зрительного восприятия не является величи-
ной постоянной, она изменяется под воздействием много-
образных факторов З величины и сложности объектов,
уровня освещенности, утомления и т. д., что в равной мере
относится как к нормально видящим, так и к лицам с де-
фектами зрения. Однако у последних скорость зрительно-
го восприятия подвержена более резким колебаниям.
Нарушения зрения влияют не только на скорость, ноИ
и качество восприятия, его точность и полноту. Е
Снижение тонкости зрительных дифференцировок ог-Д
четливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящихД
в процессе зрительного узнавания объектов, причем пол-Д
нота и точность восприятия, так же как и скорость, задаи-1Р
сят от остроты зрения.
Одним из важнейших условий правильного отражения
пространственных свойств и отношений объективного мира
является 'бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих
и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсо-
лютной слепотой на один глаз или некорригируемой раз-
ницей в остроте зрения правого и левого глада. Наруше-
ние бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспек-
тивы, ухудшает восприятие глубинности пространства.
Активное и инструментальное осязание участвуют во
всех видах деятельности слепых З в игровой, учебной
и трудовой, исполняя во многих случаях ведущую роль. Та
>кое значение в деятельности слепых осязание получас!
в связи с полной или частичной утратой зрения, которо(
совместно с кожно-мышечным чувством является регуля-
тором деятельности. Возможность осязания самостоятель-
но контролировать деятельность в различных ее проявле-
ниях основано на то'м, что оно достаточно полно, а в ряде
случаев, например при отражении формы, плотности, тем'
пературы, шероховатости и некоторых других признаков
полнее и точнее, чем зрение, отражает свойства и качеств^
объектов. Весьма показательно, что даже при наличш
зрения осязание в операциях ручного труда выступает ка1
их ближайший регулятор, обеспечивая непрерывное^
контроля над трудовыми действиями. Примечательно так-
же и то, что нарушения осязания делают невозможным'
трудовые действия.

Таким образом, осязание является необходимым ком-
понентом человеческой деятельности, а при утрате зрения
компенсирует его познавательные и контролирующие
функции. И хотя полное возмещение утраченных функций
невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-су-
ставные ощущения отражают не все признаки предметов,
воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле
ограничено зоной действия рук и восприятие протекает
более длительно, чем зрительное, осязание дает слепому
необходимые знания об окружающем мире и достаточно
точно регулирует его взаимодействие со средой, а культу-
ра осязания является одним из основных средств компен-
сации слепоты.
Учитывая роль осязания в деятельности слепых, нужно
считать противопоказанными для них операции ручного
труда, вредно действующие на осязание. К таким видам
труда относятся до недавнего времени рекомендовавшие-
ся для слепых операции по изготовлению щеток, расщеп-
лению слюды и др., ведущие к микротравмам, механически
стирающие и огрубляющие кожу рук.
Наряду с непосредственным чувственным отражением
существует опосредованное приборное восприятие, при
котором между субъектом и объектом отражения поме-
щается некое приспособление, прибор, дозволяющий отра-
зить непосредственно воспринимаемые свойства и призна-
ки предметов и явлений окружающего мира (микроскоп,
рентгеновский аппарат, звуковой локатор и т. п.).
В последнее время в деятельность слепых и слабови-
дящих все шире внедряются технические средства компен-
сации дефектов зрения (тифлоприборы). Их назначение
заключается в том, чтобы, по возможности, приблизить
объем информации, получаемой при нарушенном или от-
сутствующем зрении, к объему той информации, которую
получает нормально видящий.

Планы семинарского и практического занятия.
Литература

Занятие пер"вое (семинарское)
Закономерности восприятия при дефектах зрения

1. Восприятие, его виды и роль в жизни человека.
2. Особенности, возникающие в типах восприятия при
нарушении зрения.

3. Действие физиологических механизмов восприятия
при патологии зрения.
4. Общие особенности зрительного восприятия у слабо-
видящих и частичнозрячих школьников.
5. Природа осязательного восприятия.
6. Основные формы и способы осязательного воспри-
ятия.
7. Сравнительная характеристика осязания и зрения.
8. Приборное восприятие и его роль в компенсации де-
фекта зрения.
9. Особенности восприятия слепых и слабовидящих и
их учет в учебно-воспитательной работе.

Занятие второе (практическое)

Сравнительное изучение иллюзий

ИллюзииЗэто искажение образов восприятия.
В психологии известны многочисленные иллюзии (Мюл-
лера-Лайера, Эббингауза, Понзо, Поггендорфа и др.).
Экспериментально установлено, что у лиц с отсутствую-
щим или нарушенным зрением, так же как и у других,
возникают те же самые иллюзорные эффекты. Правда,
проявление иллюзий при патологии зрения несколько ос-
лаблено и в возрастном аспекте они возникают позже, чем
у нормально видящих. Наличие иллюзий у слепых и сла-
бовидящих свидетельствует о принципиальной тождествен-
ности психофизиологических механизмов восприятия у
лиц с нормальным и нарушенным зрением. Кроме того,
изучение иллюзорных эффектов дает ценные сведения об
особенностях восприятия средств наглядности и модели-
рования последних для лиц с дефектами зрения. На заня-
тии проводится изучение проявления иллюзий Шарпантье
и Мюллера-Лайера.
Первое из нихЗиллюзия тяжести, возникающая при
сравнении двух предметов, одинаковых по весу и по свой-
ствам материала, из которого они изготовлены, но различ-
ных по объему. При этом меньший по объему груз вос-
принимается как более тяжелый. В опытах со слабовидя-
щими и слепыми детьми можно использовать выполненные
самостоятельно деревянные прямоугольные параллелепи-
педы. Сравнение грузов испытуемыми проводится дваж-
ды: слепые дети оценивают вес после осязательного об-
следования объектов и без обследования. Во втором слу-
чае грузы не даются в руки, а поднимаются за прикреп-
ленные к ним шнурки. В опыте со слабовидящими оценка
70

груза осуществляется с открытыми и закрытыми глазами.
Инструкция дается во всех случаях одна: ЫСкажи,-одина-
ковые предметы по весу или нет?ы
Иллюзия Мюллера-ЛайераЗпереоценка длины одного
из двух разных отрезков, расположенных друг под дру-
гом. Для проведения опытов можно изготовить таблицу
с отрезками (длина каждого по 50 мм), выполненных
рельефно либо в аппликации. Рельефное изображение
можно покрыть черной тушью с тем, чтобы использовать
его в опытах как со слепыми, так и слабовидящими. Про-
ведение эксперимента со слабовидящими осуществляется
дважды: с открытыми и закрытыми глазами. В работе со
слепыми следует учитывать, что иллюзия может не воз-
никнуть, если испытуемый будет измерять отрезки паль-
цами, расставленными наподобие циркуля. Поэтому в
инструкцию следует ввести запрещение проведения всяко-
го рода измерений.

Задания для самостоятельной работы

Провести сравнительное изучение иллюзий Шарпантье
и Мюллера-Лайера у слепых и слабовидящих школьников
(по 5 человек в каждой группе). Сопоставить результаты
в зависимости от состояния зрительных функций и от ус-
ловий проведения опыта (с открытыми или закрытыми
глазами; после осязательного обследования объектов или

Ебез него).
Артамонов И. Д. Иллюзии зрения.ЗМ.: Наука,

1969.З223 с.
Емельянов В. Е. Восприятие детьми с остаточным
зрением изображений, вызывающих геометрические иллю-
зии//Дефектология.З1985.З№ 1.ЗС. 18З22.
Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности уча-
щимися школы слепых.ЗМ.: Просвещение, 1969.ЗГл. IV.
Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Я р-
моленкоА. В. Осязание в процессе познания и труда. З
X: Изд-во АПН РСФСР, 1959.ЗГл. IЗII.
Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред.
М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер.ЗМ.: Про-
свещение, 1967.ЗГл. VЗVI.
Литвак*А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение,
3985.ЗГл. 9.
Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зре-
ния.ЗМ.: Просвещение, 1973.ЗГл. IЗIII.
71

Аннотирование и конспектирование литературы

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.ЗМ|
Изд-во АПН РСФСР, 1956. З Гл. III. |
Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности уча.?
щимися школы слепых.ЗМ. Просвещение, 1969.З
Гл. IЗII.
Сверлов В. С. Восприятие слепыми скульптуры //
Изв. АПН РСФСР.ЗМ, 1957.ЗВып. 90.ЗС. 57З94.
Сеченов И. М. Осязание как средство, соответствую
ющее зрению//Избранные философские и психологичесД
кие произведения.ЗМ.- Госполитиздат, 1947. г
Солнцева Л. И Развитие компенсаторных процеи
сов у слепых детей дошкольного возраста.ЗМ.: Просве
щение, 1980.ЗГл. IЗIll.

ТЕМА 10.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

ПредставленияЗэто образы, запечатлевшиеся в памя-
ти в результате предшествовавшего восприятия предметов
или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их
непосредственного воздействия на органы чувств.
Представления являются более высокой ступенью отра-^
жения, нежели образы восприятия, так как в представле|
нии, по словам И. М. Сеченова, Ысовмещается все, что че1
ловек знает о предметеы. Будучи наглядным, чувственным
образом, представление вместе с тем характеризуется вы-|
соким уровнем обобщенности. Совмещая в себе нагляд-j
ность и обобщенность, образы памяти являются высшим
уровнем чувственного отражения и служат переходной)
ступенью к мышлению.
Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая
либо полностью исключая возможность зрительного вос-\
приятия, неизбежно отражаются и на представлениях, Taiy
как того, чего не было в восприятии, не может быть и в|
представлении. Таким образом, первой характерной осо-|
бенностью представлений слепых и слабовидящих явля-|
ется резкое сужение их круга за счет полного или частич-|
ного выпадения или редуцирования зрительных образов.)
Помимо сокращения количества, представления слепых|
и слабовидящих отличаются от чувственных образов па-|
мяти зрячих и качественно. Характерными особенностями)
их представления являются фрагментарность, схематизма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.