Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования 6 страница




низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вер-
бализм.
Фрагментарность зрительных представлений частично-
зрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих про-
является в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют
многие существенные детали. В результате образ лишен
целостности, а иногда неадекватен отображаемому объ-
екту.
Фрагментарность представлений лиц с дефектами зре-
ния отчетливо проявляется при воспроизведении образов
путем лепки, рисования или моделирования, а также при
узнавании объектов. В репродуцированных представлени-
ях у слепых и слабовидящих зачастую отсутствуют весьма
важные, а иногда и наиболее существенные детали.
В отличие от фрагментарности представлений нормаль-
но видящих, которая свидетельствует о высоком уровне
обобщенности образов и выделении наиболее существен-
ных деталей, фрагментарность представлений слепых и
слабовидящих является результатом недостаточно полного
чувственного знания о предмете. Неполное и неточное ото-
бражение предметов ведет к снижению уровня обобщен-
ности, выделению несущественных признаков.
В основе фрагментарности образов слепых и слабови-
дящих лежит сукцессивность, последовательность осяза-
тельного или дефектного зрительного (особенно при силь-
ном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего
вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сук-
цессивность и фрагментарность восприятия в значительной
мере преодолеваются благодаря работе мышления, а так-
же развитию навыков осязательного и зрительного обсле-
дования объектов.
Схематизм, так же как и фрагментарность, возникает
в результате недостаточно полного осязательного или
зрительного отражения. Схематизм особенно отчетливо
проявляется при репродуцировании образов, бедных дета-
лями и поэтому слабо дифференцированных.
Однако, направляя и организовывая процесс восприя-
тия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдатель-
ность, формируя навыки обследования, можно преодолеть
схематизм их представлений и тем самым способствовать
более полному и точному отражению объективной действи-
тельности.
С перечисленными особенностями представлении при
сужении с'феры чувственного познания тесно связана и
Недостаточная обобщенность образов памяти слепых и сла-

бовидящих. Очевидно, что процесс обобщения, выделения

отношений и абстрагирования их от случайных находит'
ся в зависимости от полноты отражения и чувственного
сенсорного опыта. Выпадение же большого числа зача-
стую наиболее значимых объектов, их деталей и призна-
ков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт
препятствуют образованию общих представлений, в кото-
рых отображаются наиболее существенные свойства и
признаки предмета.
С невозможностью осязательно или зрительно воспри-
нимать те или иные объекты в целом или их отдельные
свойства связана и такая характерная особенность пред-
ставлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под
вербализмом представлений понимается нарушение соот-
ношения чувственного и понятийного в образе в сторону
преобладания последнего или полное отсутствие чувствен-
ных элементов в словесном описании объекта.
Разумеется, качественные и количественные изменения,
наблюдающиеся при патологических нарушениях деятель-
ности зрительного анализатора, не могут изменить самой
природы и характера представлений, фрагментарность,
схематизм, недостаточная обобщенность и вербализм,
узость круга образов памяти слепых и слабовидящих в
значительной мере преодолеваются в процессе компенса-
ции, и возникающие у них представления могут достаточно
полно и адекватно отражать окружающий мир.
Практика обучения в специальных школах показыва-
ет, что при правильно организованной коррекционной ра-
боте слепые и слабовидящие приобретают необходимый за-
пас представлений, обеспечивающий возможность доста-
точно точной ориентации в окружающей среде. Эти
образы в дальнейшем становятся основой для формировав
ния понятий.
Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на
саму сущность процесса формирования представлений З на
переход от нерасчлененного, схематичного, недостаточно
осмысленного ко все более полному, обобщенному, адек-
ватному образу. Представления в условиях сужения сен-
сорной сферы за счет полного или частичного выпадения
зрительных функций проходят в своем развитии и сохра-
нении те же самые фазы, что и в норме. Процесс форми-
рования представлений при слепоте и слабовидении, под-
чиняясь общим закономерностям, в то же время имее'
свои характерные особенности и отличается от норм

прежде всего своей динамикой З замедленностью и за-
трудненностью межфазовых переходов.
По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые
и слабовидящие значительно отстают от нормально видя-
щихЗпроцесс формирования представлений протекает у
них замедленно. Среди слепых и слабовидящих в свою оче-
редь имеются серьезные различия в скорости и легкости
перехода от низших фаз развития образа к высшим, кото-
рые находятся в прямой зависимости от остроты зрения.
Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых
переходов, тем легче они осуществляются. Однако эта за-
висимость проявляется только при остроте зрения ниже
0,2, которая здесь, как и в процессе восприятия, является
критической. Нужно отметить, что проявление этой зависи-
мости тесно связано с возрастными особенностями. Влия-
ние остроты зрения на процесс формирования представле-
ний по мере повышения возраста ослабевает и в старших
классах, особенно у слабовидящих, становится незначи-
тельным.
Для сохранных представлений существенное значение
имеют повторные восприятия и воспроизведение образов
памяти в деятельности. Трудности и ограничения, возни-
кающие при слепоте и слабовидении при повторном вос-
приятии. объектов, сказываются на сохранности их пред-
ставлений. При отсутствии подкреплений (повторных вос-
приятий) образы памяти тускнеют, становятся фрагмен-
тарными и слабо дифференцированными. Происходит раз-
рушение, переход с высших фаз на низшиеЗвплоть до
полной утраты соответствия образа оригиналу. Отмечаю-
щаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от
состояния зрительного анализатора, как и другие харак-
терные особенности представлений. Понижение остроты
зрения способствует более быстрому разрушению образов
памяти.
Наличие зрительных представлений, их яркость, полно-
та, дифференцированность зависят от многих причин. Ис-
следования показали зависимость сохранности представле-
ний от возраста, в котором было потеряно зрение, стажа
слепоты и навыка использования зрительных образов в
Деятельности.
У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные
образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдель-
ные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные пе-
реживание предметы и явления (языки пламени пожара,
При котором было потеряно зрение, или красный капсюль

снаряда, взрыв которого сделал ребенка инвалидом, све'
солнца и пр.).
При потере зрения в более старшем возрасте запас
зрительных представлений обширнее, причем особенно за
метное увеличение количества образов памяти наблюдаете}
у лиц, потерявших зрение после семи лет, так как вклю
чение их в этот период в учебную деятельность существен
но расширяет сферу чувственного познания.
У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеютс$
практически те же самые зрительные представления, что t
у зрячих.
Круг их представлений зависит уже не столько от воз
раста, сколько от типа высшей нервной деятельности, о'
того, насколько было важно для них именно зрительно<
восприятие окружающего, и т. д.
Зрительно-двигательпо-слуховые временные нервньк
связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивосп
следов бывших раздражений лежит в основе сохранена
представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреп
лений (раздражения периферического конца зрительной
анализатора), что наблюдается у ослепших, сложившиес}
в свое время связи долгое время сохраняются и могут вое
производиться ассоциативным путем.
Однако прочность представлений относительна, и npi
отсутствии подкреплений они постепенно разрушаются
происходит стирание следов бывших зрительных раздра
жений. Угасание зрительных представлений ослепших яв
ляется одним из проявлений процессов памятиЗзабывани
и подчиняется его закономерностям.
Хотя распад зрительных представлений не нарушае
способности ослепших ориентироваться в пространств*
различать осязательно основные пространственные харак
теристики, но для их познавательной и трудовой деятель
ности зрительные образы памяти имеют огромное значе
ние, которое трудно переоценить. На основе сохранным
представлений не только успешно усваиваются знания
формируются умения и навыки, но и существенно расши
ряется сфера чувственного познания. На основе зритель
ных представлений успешно формируются зрительные об
разы ранее не воспринимавшихся объектовЗобразы вооб
ражения.
В буржуазной тифлопсихологии получили широкое рас
пространение знаковые теории отражения. Затруднения, ис
пытываемые слепыми при восприятии объективной деист'
вительности, узость круга их представлений, фрагмента

ность и схематизм образов, вербализм знанийЗасе это
служило основанием для утверждения невозможности от-
ражения слепыми объективного мира. Особенно веские
доказательства того, что в представлениях слепых отража-
ются не реальные вещи и явления, а субъективные состоя-
ния, тифлопедагоги-идеалисты видели в принципиальном,
по их мнению, различии симультанного и дистантного зри-
тельного, сукцессивного и контактного осязательного вос-
приятий. Именно на этом основании утверждалось, что
слепые представляют себе пространство, время и телес-
ность предметов совершенно иначе, чем нормально ви-
дящие.
Утверждения невозможности чувственного познания
слепыми окружающего мира в совокупности его простран-
ственных, материальных и временных свойств имели дале'-
ко идущие последствия. В частности, слепой рассматри-
вался как логический тип, лишенный возможности мыслить
образно, в связи с чем в школе насаждались вербальные
методы обучения. Преодолены знаковые теории были толь-
ко в советской тифлопсихологии.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ. ЛИТЕРАТУРА

N

Представления и их роль в деятельности слепых
и слабовидящих

1. Общая характеристика представлений.
2. Основные особенности образов памяти слепых и сла-
бовидящих.
3. Особенности формирования представлений слепых и
слабовидящих.
4. Особенности представлений поздноослепших.
5. Основные условия формирования представлений сле-
пых и слабовидящих и способы предотвращения редукции
образов памяти.
6. Значение адекватных представлений для познава-
тельной и трудовой деятельности слепых.
7. Антинаучность знаковой теории представлений.
Зотов А. И. Возрастные и индивидуальные особенно-
сти фазовой динамики формирования представлений у ано-
мальных школьников // Особенности познавательной дея-
тельности слепых и слабовидящих школьников.ЗЛ.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.ЗС. 211З237.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение,
1985.ЗГл. 10.
77

Задания для само сто ятельнойработы

Темы рефератов или докладов. Литература

1. Возрастные особенности представлений слепых и ел;
бовидящих школьников.
2. Критика буржуазных теорий представлений слеш
3. Особенности образов памяти слепых и слабовидяи
дошкольников.
4. Редукция представлений у поздноослепших.
Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.ЗМ.:"
Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зре-
ния.ЗМ.: Просвещение, 1973.
Зотов А. И..Феоктистова В. А. К вопросу о
возрастных и индивидуальных особенностях формирования
представлений у слабовидящих школьников // Особенности
познавательной деятельности слепых и слабовидящих
школьников. З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968. З
С. 60З85.
Л и т в а к А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидя-
щих. З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972.
Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности уча-
щимися школы слепых.ЗМ.: Просвещение, 1969.
Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процес-
сов у слепых детей дошкольного возраста.ЗМ.: Просвеще-
ние, 1980.

ТЕМА 11.
ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Память как совокупность процессов запоминания, с8
хранения и забывания, узнавания и воспроизведения явля-"|
ется необходимым условием общественно-трудовой деятель-
ности человека.
Современные исследования отдельных процессов памя-
ти слепых и слабовидящих показали не только отсутствие
какого бы то ни было Ыизощренияы, но, напротив, конста-
тировали ее затрудненность и специфические особенности
протекания запоминания, сохранения, узнавания, хотя об-
щие закономерности памяти, выявленные у нормально ви-
дящих, продолжают проявляться и здесь.
При нарушениях зрительных функций наблюдаются за-
медленные по сравнению с нормой образования временных
связей и выработка дифференцировок, что выражается в

необходимости большого количества подкреплений. Это
дает возможность предположить, что дефекты зрительного
анализатора, нарушая соотношение основных нервных про-
цессов З возбуждения и торможения, отрицательно влияют
на скорость запоминания.
Эксперименты, в которых исследовались особенности
памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную
продуктивность запоминания материала.
Среди особенностей процесса запоминания слепых и
слабовидящих школьников, кроме уменьшения объема и
скорости, можно отметить недостаточную осмысленность
запоминаемого материала. Недостатки логической памяти
связаны с дефектами восприятия и обусловлены некоторы-
ми недостатками мышления (разрыв между понятием и его
конкретным содержанием, а отсюда возникают трудности,
испытываемые слепыми и слабовидящими в мыслительных
операциях анализа и синтеза, сравнения, классификации и
т.д.). Однако нужно отметить, что, несмотря на недоста-
точный уровень развития логической памяти, запоминание
материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей
с нарушенными зрительными функциями успешней, неже-
ли материала, не связанного смысловыми отношениями.
Кроме того, у слепых и слабовидящих школьников сла-
бее, чем в норме, проявляется действие Ызакона краяы, со-
гласно которому лучше запоминается начало и конец мате-
риала^ У них наиболее продуктивно происходит запомина-
ние начала материала, что, вероятно, объясняется повы-
шенной утомляемостью детей с дефектами зрения.
Характерным для слепых и слабовидящих является
большой размах индивидуальных колебаний в объеме па-
мяти, скорости запоминания, соотношении механического
и осмысленного запоминания. Индивидуальные различия,
обусловленные многообразными причинами (типологиче-
ские особенности, чувственный опыт, уровень интеллекту-
ального развития и т.д.), не зависят прямо, как выявилось
в экспериментах, от состояния зрительных функций. Тако-
го рода зависимость обнаруживается только в тех случаях,
когда слепота обусловлена поражениями центральной
нервной системы.
Несмотря на наличие некоторых специфических особен-
ностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих
Подчиняется тем же закономерностям, что и в норме.
Психологическое объяснение замедленного развития
процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследо-
ватели находят в недостатке наглядно-действенного опыта,

повышенной утомляемости, а также в несовершенстве ме-
тодов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный
объем, пониженная скорость и другие недостатки запоми-
нания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный ха-
рактер, т. е. обусловлены не самим фактом зрения, а вы-
зываемыми им отклонениями в психическом развитии.
Очевидно, что протекание процессов памяти связано в
первую очередь с ограниченными возможностями слепых и
слабовидящих повторно воспринимать усвоенный мате-
риал. Большое количество экспериментальных данных, ха-
рактеризующих процесс сохранения при дефектах зрения,
получено при изучении представлений. Имеются многочис-
ленные факты, свидетельствующие, что образы памяти сле-
пых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнару-
живают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежут-
ки времени (1З3 месяца) отрицательно сказываются на
их представлениях, что проявляется в резком снижении
уровня дифференцированности, адекватности образов эта-
лонам (объектам восприятия).
Быстрое забывание усвоенного материала объясняется
не только недостаточным количеством или отсутствием
повторений, но и недостаточной значимостью объектов и
обозначающих их понятий, о которых слепые могут полу-
чить только вербальные знания. В этом отношении яркой
иллюстрацией могут служить эксперименты Ф. Н. Шемя-
кина, показавшие, как слепота и нарушения цветного зре-.
ния отрицательно сказываются на оперировании понятия-
ми, обозначающими цвета.
Установлено, что сохранность представлений зависит от
остроты зрения. Однако нетрудно предположить, что недо-
статки процесса сохранения, возникающие как следствие
нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в
значительной мере устранены при дифференцированном,
учитывающем состоянии зрительного анализатора, нагляд-
нодейственном обучении слепых и слабовидящих.
Формирующиеся дифференцированные, фрагментарные
образы и трудности, испытываемые при выделении наибо-
лее существенных сторон и свойств предметов и явлений
окружающего мира, проявляются впоследствии при узнава-
нии объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения
осуществляется замедленно и менее полно, нежели в норме,
причем правильность узнавания находится в зависимости
от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению
с частичнозрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.
Характерным для слепых и слабовидящих является
so

также неспецифическое узнавание. Если затруднения в ус-
тановлении тождественности образов памяти объектам
восприятия связаны с особенностями осязательного или де-
фектного зрительного восприятия, то неспецифичность уз-
навания, под которой подразумевается опознавание объек-
тов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несу-
щественным, неспецифическим признакам, объясняется
трудностями, испытываемыми при выделении существен-
ных, специфических признаков.
В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих
Е отмечается недостаточно полное и замедленное воспроиз-
ведение материала. Совершенно очевидно, что на качестве
этого процесса сказываются недостатки запоминания и со-
хранения, которые уже отмечались. Однако можно пред-
положить, что замедленное воспроизведение слепых объ-
ясняется еще и особенностями высшей нервной деятельно-
сти, а именно; некоторым усилением тормозного процесса.
Возможно, этой же причиной объясняется и более часто,
чем у нормально видящих, наблюдающееся у слепых яв-
ление реминисценции. Подобное предположение, разуме-
ется, нуждается в проверке, но независимо от того, под-
твердится оно в эксперименте или нет, требует от учителя
специальной школы особого внимания и такта при опросе
учеников, так как замедленное воспроизведение учебного
материала может свидетельствовать не об отсутствии или
недостаточном уровне знаний, а об особенностях высшей
нервной деятельности опрашиваемого.
Важнейшим условием успешного запоминания, сохра-
нения и воспроизведения является качество и характер ма-
териала. В дореволюционной тифлопсихологии существо-
вало мнение, что слепым присущ слуховой тип памяти, при-
чем оптимальным для запоминания считался отвлеченный
материал (абстрактные понятия, цифры) и слова, обозна-
чающие слуховые образы.
Попытки охарактеризовать память слепых как словесно-
логическую без всякого учета влияния деятельности на фор-
мирование типа и вида памяти являются реализацией идеа-
листической концепции о преимущественном развитии Ывыс-
шихы психических процессов, высвобождающихся из-под
Ыгнетаы ощущений при выпадении зрительных функций,
В действительности не только и даже не столько ана-
томо-физиологические особенности, сколько характер дея-
тельности и содержание запоминаемого материала опреде-
ляют тип и вид памяти индивида. Поэтому можно пола-
гать, что включение лиц с глубокими поражениями зри-

4-187 81

тельного анализатора в различные виды деятельности и
широкое использование всех сохранных анализаторов, а
также остаточного зрения явится стимулом и объективным
условием для гармоничного развития всех видов (словес-.
но-логический, образный, эмоциональный и двигательный^
памяти. Что касается типа памяти, то совместная деятель
ность сохранных анализаторных систем должна способст
вовать формированию смешанного типа либо, при абсо
лютном доминировании в деятельности одного анализато
ра, создавать соответственно одноименный тип.
При работе над темой ЫПамять слепых и слабовидя
щихы следует уделить внимание вопросам, связанным с пс
ниманием особенностей этого процесса в буржуазной тифлс
психологии. Особенно четко следует уяснить положения
компенсаторной роли памяти у лиц с дефектами зрения.

План семинарского занятия. Литература

Память и ее особенности при дефектах зрения

1. Виды и типы памяти при слепоте.
2. Специфические особенности процессов памяти у лий
с дефектами зрения.
3. Компенсаторное значение процессов памяти.
4. Диалектико-материалистические представления
памяти лиц с сенсорными дефектами.
5. Проблема памяти в буржуазной тифлологии.
3 е м ц о в а М. И. Пути компенсации слепоты.З М.
Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями эре
ния.ЗМ.: Просвещение, 1973.
Зотов А. И., 3 о т о в Л. А. Сравнительное изучена'
соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидя
щих школьников//Психологические особенности слепых ]
слабовидящих школьников. З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герце
на, 1981.ЗС. 69З83.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение
1985.ЗГл. 12З208 с.

Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов или докладов. Литература

1. Значение памяти в жизни слепых.
2. Типы памяти и их соотношение у слепых и слабовв
дящих школьников.
82

3. Возрастное развитие памяти слабовидящих школь-
ников.
Егорова Л. В. Возрастные и индивидуальные разли-
чия в запоминании эмоционально-образного и абстрактно-
го материала у учащихся школ слепых // Особенности по-
знавательной деятельности слепых и слабовидящих школь-
ников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.ЗС. 138З151.
Зотов А. И., 3 о т о в Л. А. К вопросу о возрастных и
индивидуальных особенностях процессов памяти у учащих-
ся школ слепых // Особенности познавательной деятельно-
сти слепых и слабовидящих школьников.ЗЛ.: ЛГПИ им.
А. И. Герцена, 1970.ЗС. 285З303.
3 ото в Л. А. Соотношение типов памяти у школьников
с нарушенным и нормальным зрением//Особенности по-
знавательной деятельности слепых и слабовидящих школь-
ников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.ЗС. 44З50.

ТЕМА 12.
МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛЛБОВИДЯЩИХ

Мышление, являясь обобщенным и опосредованным
отражением существенных признаков, связей и отношений
объективного мира, будучи высшей ступенью познава-
тельной деятельности, возникает и развивается на основе
чувственного отражения. Однако связь мышления с ощу-
щениями, восприятиями и представлениями не исчерпыва-
ется его односторонней зависимостью от количества и
качества чувственных данных, а имеет двусторонний харак-
тер. Возникая и развиваясь на базе Ыживого созерцанияы
(В. И. Ленин), мышление в свою очередь оказывает кор-
ригирующее влияние на процессы чувственного познания,
проявляющееся в первую очередь в осознанности и обоб-
щенности образов.
Полная или частичная утрата функций зрения, огра-
ничивая количественно ощущения и восприятия, снижая
полноту, точность и дифференцированность чувственного
отражения внешнего мира, в той или иной степени сказы-
вается на процессе интеллектуального развития. Однако
отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений
не может остановить или исказить до неузнаваемости об-
щий ход развития мышления, так как основные физичес-
кие, пространственные и временные свойства и отношения
движущейся материи с достаточной полнотой отражаются
сохранными анализаторными системами,
4. 83

Функции мышления при слепоте не имеют никаких
принципиальных отличий от его функций у нормально ви-
дящих. Однако выпадение или серьезные нарушения функ-
ций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности
формирование целостного образа, его дифференцирован-
ноеЙ и возможность выделения существенных признаков и
широких обобщений. В связи с этим мышлению слепых
приходится проделывать дополнительную по сравнению с
нормой работу, преодолевая относительную сукцессив-
ность осязательных образов слепых, их фрагментарность,
схематизм, восполняя многочисленные пробелы чувствен-
ного познания.
Одной из детерминант компенсации дефектов психиче-
ского развития, обусловленных сужением сенсорной сфе-
ры, является такое фундаментальное свойство мышления,
как опосредованность, позволяющее ему опосредованно,
при помощи умозаключений, раскрыть сущность недоступ-
ных для восприятия предметов и явлений.
В. И. Ленин писал, что представление не может схва-
тить движения в целом, например не схватывает движе-
ния с быстротой 300000 км в 1 секунду, а мышление
схватывает и должно схватить. Очевидно, что возможность
чувственного отражения при патологии зрения существен-
но ограниченно, и целый ряд данных о внешнем мире сле-
пые могут получить и получают опосредованно, косвенным
путем, благодаря работе мышления. Особо следует под-
черкнуть, что, хотя человеческое мышление специализиру
ется на выявлении существенных связей и отношений и из
обобщении, оно отражает также свойства и сущносп
объектов. Именно эта возможность отражать свойства i
сущность объектов в их общих и существенных определе-
ниях лежит в основе материалистического понимания ком-
пенсаторной функции мышления. Не абстрактные схемы
не символы, а вполне реальные конкретные представления
образы воображения и понятия, отражающие недоступньк
для непосредственного восприятия объекты, формируются
у слепых и слабовидящих в результате опосредованном
отражения, что способствует расширению и углублений
познавательных возможностей.
Изучая мышление, буржуазные тифлопсихологи исхо
дили из ненаучных механистических, идеалистических t
других философских и общепсихологических концепций
что, естественно, отразилось на их теоретических постро

ениях.
Наиболее распространенная концепция утверждала

что потеря зрения способствует более раннему, быстрому
развитию логического мышления у слепых, нежели у нор-
мально видящих. Основываясь на рационалистических и
идеалистических философских построениях, тифлопсихо-
логи этого направления разрывали единство чувствен-
ного и логического, противопоставляли образное и поня-
тийное, не видели диалектики перехода от ощущения к
мысли.
Возникшая в западноевропейской тифлопсихологии и
берущая свое начало от Вюрцбургской школы Ычистогоы
мышления концепция преимущественного по сравнению с
нормой развития логического мышления слепых, утвер-
ждавшая его более быстрое и раннее по сравнению со
зрячими развитие, в своей основе имела антидиалектиче-
ское положение, согласно которому чувственные данные
Еie только не способствуют, но, напротив, препятствуют
развитию мышления. А отсюда следовало, что, чем мень-
ше ощущений вторгается в Ыфиксационную точку созна-
нияы (А. А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль,
тем глубже сосредоточение слепых на своем внутреннем
мире. А это будто бы открывает широкие возможности для
научного и художественного творчества, особенно в обла-
сти математики, музыки, литературы.
Однако подобные утверждения являются умозритель-
ными, так как не подтверждены ни практикой слепых, ни
экспериментами, а немногочисленные примеры слепых, до-
стигшие высокого уровня интеллектуального развития,
свидетельствуют лишь о принципиальной возможности вы-
сокого умственного развития при отсутствии зрения, но
никак не могут доказать более раннего и быстрого разви-
тия мышления, достигающего более высокого, нежели в
ЕЕюрме, уровня. Еще более наивными и не выдерживаю-
щими критики являются попытки обосновать независи-
мость мышления от чувственного познания, а также отри-
цательное влияние последнего на мыслительную деятель-
ность.
Противоположную позицию занимали тифлопсихологи,
развивавшие концепцию, согласно которой слепота тормо-
зит и ограничивает развитие мышления. Эта тифлопсихо-
логическая концепция является вариантом ассоциативной
теории, широко распространенной в психологической нау-
ке конца XIXЗначала XX века.
Представители этого направления правильно замечали,
что недостатки в области чувственного познания неизбеж-
но должны сказаться в сфере мышления, однако сведение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.