Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный прогресс и его критерии




Концепции локальных цивилизаций.

Сторонники данных концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе. С их точки зрения существует множество путей развития различных цивилизаций. Различными учеными выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами госудпрств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация). Всё многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – восточные и западные.

Для восточных цивилизаций характерны: высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, основными регуляторами общественных отношений являются традиции и обычаи.

Для западных цивилизаций характерны: стремление подчинить природу власти человека, приоритет прав и свобод личности над общественными. Высокая социальная мобильность демократический политический режим и правовое государство.

Таким образом, формационный подход главное внимание уделяет универсальному, общему, повторяющемуся, а цивилизационный подход – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.18-23;

2. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

 

 

 

 

Лекция №4

 

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс. Регресс – это обратное движение – от высшего к низшему, деградация возврат к уже отжившим формам, структурам и отношениям.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось ещё в древности, но окончательно оформились в трудах французских просветителей (А.Тюрго, М.Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Марксизм видит прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считают усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности, процесс модернизации, то есть переход от аграрного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному. Некоторые мыслители отвергают прогресс в общественном развитии и рассматривают историю как циклический круговорот с чередой подъёмов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Так, А.Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения.

Прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса.

Различают две формы прогресса: революция и реформа.

Революция – это комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, приводящее к ликвидации существующего общественного строя и утверждения нового более прогрессивного. Представляет активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом из рук в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Революция не всегда является главной формой общественных преобразований. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Реформы бывают: социальными, экономическим, политическими.

Социальные реформы это те, которые непосредственно связаны с преобразованиями с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, доступе к социальным благам. Например, введение всеобщего среднего образования, пособий по безработице и т.д. Они касаются социального положения различных слоёв населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Экономические реформы это те, которые касаются приватизации, новой налоговой системы.

Политические реформы это те, которые касаются расширения гражданских свобод, перехода от монархии к республике, изменения формы голосования на выборах.

Таким образом, революции и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые требуют частичных улучшений и постепенности.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершённый в астрономии Коперником называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона.. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению о менеджерской революции, социологи – о «молчаливой революции», историки – о социалистической и т.д.

Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям они зачастую вполне могут сравниваться с революциями. Таковы были в России отмена крепостного права в 1861 году и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии актов нововведение, подкреплённое законодательно или административно (механизм внедрения), в которое постепенно вовлекается всё общество. По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Октябрьская революция совершилась в несколько дней. Сегодня великие революции признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Обе эти формы общественного прогресса являются аномалиями они «лечат» уже запущенную болезнь, должна быть профилактика, постоянные улучшения всех сторон общественной жизни.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.23-29;

2. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический Проект, 2002. -385 с., стр.40-43;

3. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

4. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

 

Лекция №5

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.