Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решите юридические казусы, опираясь на статьи соответствующих нормативных правовых актов.




Раскройте содержание следующих понятий, характеризующих общественный и государственный строй Японии. При ответе используйте материалы учебной и научной литературы, Интернет-ресурсов.

Сёгун, микадо, тэнно, тэнноизм, тайкё, кокутай, государственный синтоизм в эпоху Мэйдзи, «си – но – ко – сё», самураи, даймё, бакуфу.

2. Охарактеризуйте реформы Мэйдзи в соответствии с планом:

1) Что такое «Мэйдзи исин» («революция Мэйдзи», «реставрация Мэйдзи»)? Укажите ее инициатора и хронологические рамки.

2) Причины и цели осуществления «революции Мэйдзи».

3) Содержание и даты реформ Мэйдзи: а) реформы социальной структуры; б) аграрная реформа; в) административная реформа; г) военная реформа; д) Реформа образования.

3. Охарактеризуйте Конституцию Японской империи 1889 г. в соответствии со следующим планом:

а) характер Конституции (по субъекту принятия);

б) образец для создания японской Конституции 1889 г.

в) определите форму японского государства – форму правления, форму государственного устройства, политический режим, подтвердив ответы статьями из Конституции.

4. Составьте сложную схему «Система органов государственной власти
в Японии в соответствии с Конституцией 1889 г.»,отразив в схеме высшие органы власти, порядок их формирования и взаимосвязи, направления взаимодействия между ними.

 

Дополнительные задания

1*. Опишите социальный строй Японии в XIX веке, используя учебную
и научную литературу, материалы Интернет-ресурсов, раскрыв следующие вопросы: характер общественного строя; состав верхушки японского общества; положение самураев; положение городского населения и крестьянства. Определите отличительные и общие черты японского общества в XIX веке в сравнении с западноевропейским.

2*. Подготовьте реферат по темам:

– «Сёгунат Токугава в XIX веке»;

– «Император Японии – Муцухито».

3*. Выполните задание: В 1858 году между Японией, США и западноевропейскими государствами были заключены Ансэйские договоры «о дружбе и сотрудничестве». Каким было содержание этих договоров? Почему в истории они называются неравноправными? Кто был инициатором заключения данных договоров? Какое значение они имели в истории Японии?

4*. Разработайте мультимедийную презентацию по теме «Революция Мэйдзи».

5*. Подготовьте конспект по теме«Правовой статус Императора Японии по Конституции 1889 года»;

6*. Напишите эссе по теме«Судьба самурайского сословия в эпоху Революции Мэйдзи».

7* Выполните задание: В XIX веке в политической жизни Японии появляются понятия: «дзиюто», «сейюкай», «минсейто». Объясните их значение
и роль в политической жизни Японии.

8*. Составьте конспект о военных операциях, которые вела Япония в 1894–1895 гг. и 1904–1905 гг. Каковы были их результаты?

9*. Заполните таблицу по теме «Кодификация японского законодательства в XIX в.»

Дата принятия Наименование кодекса Страна, законодательство которой оказало влияние Особенности содержания
       
       
       

 

10*. Выполните задание: прочтите предложенный ниже отрывок и сформулируйте определение «гири».

Овчинников В. Ветка Сакуры

(Извлечения)

«Понятие «гири» по-прежнему незримо присутствует в поступках современных японцев… Это сугубо японское понятие, не имеющее ничего общего ни с учением Конфуция,
ни с учением Будды. Раскрыть смысл «гири» трудно, даже сами японцы не могут дать ему достаточно ясного толкования. «Гири» – это некая моральная необходимость, заставляющая человека делать что-то порой против собственного желания или вопреки собственной выгоде. «Гири» можно было бы назвать совестью. Однако бывают обстоятельства, когда «гири» заставляют японца действовать вопреки великодушию и даже вопреки справедливости. Это «совесть», которая. Однако, может толкнуть на бессовестный поступок, это честь, которая порой заставляет поступать бесчестно. «Гири» – это долг чести, основанный не на абстрактных понятиях добра и зла, а на строго предписанном регламенте человеческих взаимоотношений, требующем подобающих поступков в подобающих обстоятельствах…».

 

Задания повышенной сложности

1**. Выполните задание: В 1912 году Статья американской газеты «Нью-Йорк Таймс», посвящённая похоронам императора, завершалась словами: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней – новая Япония». Как Вы полагаете, что имели в виду американские журналисты?

2**. Выполните задание: проанализируйте предлагаемые высказывания
и выскажите свое мнение по поводу их содержания. Какие особенности японского государства и права они отражают?

– Император Муцухито (1868 год. Из речи о планах по реформированию Японии): «Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким образом основы жизни будут упрочены».

– В.М. Головнин (о Японии начала XIX века): «… японские законы подобны пирамиде, которую ни климат, ни время ни сокрушить, ни изменить не могут».

3**. Напишите эссе на тему о том, как повлияли западноевропейские страны на общественную жизнь, уклад японских подданных?

4**.Выполните задание: прочитайте предложенный ниже отрывок и выскажите свое мнение по поводу особенностей японской правовой культуры.

Цунэо Инако «Современное право Японии»

(Извлечения)

«Термин «обязанность» они переводили как «чиму». Однако этот термин, заимствованный из китайского языка означал то, что должен делать человек или, что запрещается ему делать, исходя из его статуса. Поскольку ни в японском, ни в китайском языке не было слова, адекватного термину «право», они создали новый термин «кэнри» из двух слов – «кэнрёку» (власть) и «риэки» (польза).

5**. Напишите эссе по теме: «Правление императора Муцухито –«Просвещенное правление»».

 

Задания для самопроверки

1. Сословное деление японского общества в начале XIX века, выражавшееся формулой «си-но-ко-сё», предполагало наличие следующих категорий населения: а) самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы; б) сёгуны, самураи, феодалы, крестьяне; в) самураи, даймё, фудай, тодзама; г) феодалы, предприниматели, крестьяне, батраки.

2. «Рисовые пайки» – это: а) налог с крестьянских хозяйств в пользу императора; б) жалование придворной аристократии и военных самураев; в) подоходный налог; г) пособия для бедных.

3. Начало «революции Мэйдзи»: а) 1786 г.; б) 1804 г.; в) 1868 г.; г) 1900 г.

4. Инициатором «революции Мэйдзи» являлся: а) принц Минамото из династии Токугава; б) император Муцухито; в) император Дзимму; г) Ода Нобунага.

5. «Революция Мейдзи» – это: а) политика, направленная на изоляцию Японии от внешнего, иностранного влияния; б) события, приведшие к падению монархии в Японии; в) усиление власти сёгунов; г) политика императорской власти, направленная на модернизацию социально-экономической и политической системы Японии.

6. Тэнноизм – это: а) идеология национальной общности на основе единения нации вокруг императора (императорский путь); б) радикальное революционное движение в Японии в XIX веке, направленное на свержение императорской власти; в) коммунистическое движение в конце XIX века; г) милитаристское антикитайское движение.

7. В ходе аграраной реформы периода «революции Мэйдзи» (несколько правильных ответов):а) отменена частная собственность на землю; б) введена частная собственность на землю; в) введены натуральные повинности крестьян; г) введен единый государственный налог на землю.

8. В ходе социальной и военной реформ «эпохи Мэйдзи» (несколько правильных ответов): а) введены цеха и гильдии; б) ликвидировано самурайство; в) введение всеобщей воинской повинности; г) все сословия объявлены равными; д) создание титулованной и нетитулованной знати.

9. Закон о всеобщем образовании 1872 г. провозглашал: а) всеобщее бесплатное образование; б) бесплатное образование для чиновников; в) право
на образование для всех сословий японского общества, но не гарантировал бесплатное образование; г) создание системы университетов в Японии.

10. Конституция Японии 1889 г.: а) была принята на референдуме; б) была принята на заседании Тайного Совета; в) «дарована» императором своему народу; г) была принята на заседании Конституционного комитета.

11. В соответствии с Конституцией 1889 г. Япония являлась: а) абсолютной монархией; б) дуалистической монархией; в) парламентарной монархией; г) президентской республикой.

12. Согласно Конституции 1889 г. парламент Японии включал: а) палату лордов и палату общин; б) палату депутатов и палату пэров; в) рейхстаг
и рейхсрат; в) Национальное собрание и Сенат.

13. Министры, согласно Конституции Японии 1889 г., были ответственны: а) перед императором; б) перед парламентом; в) перед премьер-министром; г) перед Высшим публичным департаментом прокураторы.

14. Право объявления войны, согласно Конституции 1889 г. в Японии принадлежало: а) парламенту; б) императору; в) Высокому императорскому суду; г) военному министру.

15. Религия, обожествляющая императора, нашедшая признание
в Конституции 1889 г.
: а) синто; б) тэнноизм; в) микадо; г) дайме.

 

 

ТЕМА 18. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА
В КИТАЕ В XIX ВЕКЕ

Дополнительные задания

1*. Охарактеризуйте причины, этапы и результаты «опиумных войн» между Китаем и западноевропейскими государствами в середине XIX в. Ответ оформите в виде конспекта.

2*. Составьте и заполните таблицу по теме «Народные восстания в Китае в XIX в.». При выполнении задания используйте такие критерии для сравнения, как причины восстаний, социальный состав, государственно-правовая идеология и программные требования восставших, итоги значение народных выступлений.

3*. Напишите эссе по темам:

– «Сто дней реформ»: цели, содержание, итоги.

– Политика «открытых дверей»: содержание и значение.

4*. Определите форму китайского государства по Конституции 1912 г.

5* Подготовьте мультимедийную презентаци ю по теме «Синьхайская революция в Китае».

6*. Проанализируйте предложенный отрывок и определите особенности развития китайского права после революции 1911–1912 гг.?

Давид Р., Жоффре-Спинози К.
Основные правовые системы современности

(Извлечения)

«Идея «общества без права» как будто была поставлена под сомнение революцией 1911 г. После провозглашения республики велась редакционная работа по созданию кодексов. Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу
в 1929–1931 гг., Гражданский процессуальный кодекс – в 1932 г., Земельный кодекс – в 1930 г. Во всяком случае, внешне китайское право европеизировалось и вошло, как это полагают многие изучавшие его, в семью правовых систем, основанных на римском праве».

7*. Заполните сравнительную таблицу «Основные черты западной
и восточной (традиционной) цивилизаций в XVIII-XIX вв.»

Критерии для сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация (на пример Китая)
Отношение к техническому прогрессу    
Положение человека в обществе    
Организация власти    
Отношение к праву собственности    

 

Задания для самопроверки

1. В XIX веке у власти в Китае находилась династия: а) Цинь, б) Мин; в) Хань; г) Чжоу.

2. «Опиумные войны» в Китае – это: а) восстания плебеев; б) войны кланов за контроль над опиумным рынком; в) война Англии за доступ на внутренние рынки Китая; г) война китайского правительства против мафиозных наркоторговцев.

3. Движение тайпинов в Китае – это: а) движение сторонников европеизации; б) религиозное течение; в) монархическое движение; г) антифеодальное движение.

4. «Сто дней реформ» в Китае – это: а) реформы под руководством европейцев; б) восстание тайпинов; в) попытка буржуазных реформ «сверху»; г) восстание ихэтуаней.

5. Восстанием боксеров в Китае называли: а) восстание тайпинов; б) восстание ихэтуаней; в) попытки реформ Кан Ювэя; г) переворот царицы Цыси.

6. Китайский император в XIX веке именовался титулом: а) царь; б) кайзер; в) богдыхан; г) мандарин.

7. Религиозная секта тайпинов в Китае – это: а) христиане; б) мусульмане; в) иудеи; г) буддисты.

8. В результате Синьхайской революции в Китае была установлена такая форма правления, как: а) конституционная монархия; б) президентская республика; в) парламентская республика; г) парламентско-президентская республика.

9. Первая конституция в Китае была принята: а) в 1911 г.; б) в 1912 г.; в) в 1914 г.; г) в 1921 г.

10. Создателем идеи «Небесного государства всеобщего благоденствия» являлся: а) Кан Ювэй; б) Хун Сюцуань; в) Гупсюй; г) Юань Шикай.

11. «Сто дней реформ» в Китае завершились: а) достижением всех поставленных перед реформаторами задач; б) народным восстанием тайпинов; в) государственным переворотом под руководством императрицы Цыси; г) войной с Россией.

12. «Заключительный протокол» 1901 года закрепил: а) власть маньчжурской династии Цин в Пекине; б) обязательство уплатить контрибуции иностранным интервентам, превращение Китая в полуколонию; в) победу ихэтуаней над войсками императора; г) распад государства.

13. Кан Ювей, публицист и философ, призывал к модернизации страны путем: а) революции; б) дворцового переворота; в) реформ по инициативе «сверху»; г) реформ под руководством европейцев.

14. Период реформирования государства, вошедший в историю под названием «Сто дней реформ» был: а) в 1868 г.; б) в 1878 г.; в) в 1888 г.; г) в 1898 г.

15. Синьхайская революция произошла: а) в 1901 г.; б) в 1911 г.;
в) в 1921 г.; г) в 1931 г.

 

 

ТЕМА 19. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА
И ЕГО РАЗВИТИЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX вв.

Обязательные задания

1. Составьте и заполните сравнительную таблицу по теме «Англо-американская и романо-германская правовые семьи», используя следующие критерия для сравнения: регион формирования и распространения; период и особенности складывания; основной источник права; влияние римской правовой традиции; отраслевое деление права; деление права на частное и публичное материальное и процессуальное; наличие кодификации; примеры государств.

Вариант 1

1. Двадцатитрехлетний Альфред Маси женился на восемнадцатилетней Эжени Льюсак. Отец Альфреда был против выбора сына. В свою очередь Альфред сослался на то, что он женился с согласия матери. Было ли необходимо согласие родителей при заключении брака между Альфредом и Эжени? Имеет ли право отец Альфреда оспорить брак сына? (по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

2. Между крестьянами Ренэ Гишаром и Жаком Фроккаром возник спор
о праве на имущество. Р. Гишар, уезжая на заработки в Марсель, передал
Ж. Фроккару корову на правах узуфрукта сроком на четыре месяца. По возвращении Гишар узнал, что корова отелилась. Он потребовал вернуть ему вместе
с коровой теленка. Фроккар возвращать теленка отказался. Как должен быть разрешен спор? Кому должен принадлежать теленок? (по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

3. Ганс, нуждаясь в деньгах для покрытия долгов, продал Фрицу земельный участок. По соглашению сторон в договор было включено условие, согласно которому Ганс имеет право выкупить участок обратно. В течение тридцати пяти лет Ганс копил деньги, и когда нужная сумма оказалась в его руках, он обратился к Фрицу с требованием об обратной купле. Однако Фриц отказался выполнить данное требование. Правомерно ли поступил Фриц? (по Германскому Гражданскому Уложению 1896 г.)

4. Жена Карла Хельма Ульрика приобрела в результате оптовых покупок
в кредит на ежегодной весенней ярмарке 400 кг муки, 100 кг гороха и 75 кг смальца. Когда бакалейщик предъявил соответствующие счета к оплате, Карл Хельм отказался их оплачивать, ссылаясь на то, что он не давал жене полномочий производить данные покупки. Как решится спор в суде? (по Германскому Гражданскому Уложению 1896 г.)

5. В одном из французских департаментов перед судом предстали два безработных, обвинявшихся в том, что разбив ночью витрину булочной, они похитили выставленный там хлеб, но были тут же задержаны. При обыске у одного из них был обнаружен складной охотничий нож. Какое наказание грозит обвиняемым? Какие обстоятельства отягчают совершенную им кражу? (по Уголовному кодексу Франции 1810 г.)

Вариант 2

1. После смерти Сильвии Клеман было обнаружено завещание, по которому она, не имея других родственников, оставила все имущество своему внебрачному совершеннолетнему сыну Жану Клоду, которого она официально признала перед смертью. Имела ли право Сильвия Клеман завещать имущество своему внебрачному сыну? Сможет ли Жан Клод в итоге получить это имущество? (по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

2. Сорвавшимся с крыши дома Жерара Бертье куском черепицы был тяжело ранен Ален Дюпе. Предъявленный иск о возмещении ущерба Жерар отклонил, ссылаясь на «действия непреодолимой силы» – порыв ветра. Удовлетворит ли суд требование Алена по иску к Жерару? (по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

3. Во время судебного процесса о признании недействительным брака Франца Кауфмана с Элоизой Дитрих, начатого отцом жениха, ответчик привел следующие доводы: а) он имеет самостоятельный заработок; б) хотя ему только 20 лет, его мать дала согласие на брак; в) поскольку имело место церковное венчание, светские власти уже не могут «разорвать священный союз двух сердец». Каким будет решение суда? (по Германскому Гражданскому Уложению 1896 г.)

4. В одном из университетских городов Германии имел место следующий казус. Один студент, зазвав проходившего мимо старьевщика, предложил ему купить старые брюки, предварительно вложив в их карман монету в 2 марки. Передавая брюки для осмотра, он сделал это таким образом, чтобы старьевщик обязательно нащупал монету. Думая, что данное обстоятельство неизвестно продавцу, старьевщик понемногу поднял цену до 3 марок, хотя сами по себе брюки не стоили, по его мнению, и половины этой суммы. Студент, согласившись на последнее предложение и получив деньги, вытащил из брюк свою монету в 2 марки. Увидев данное обстоятельство, старьевщик потребовал передать ему монету, поскольку она была им куплена вместе с брюками или расторгнуть сделку, на что получил категорический отказ. Как должен быть разрешен данный спор? (по Германскому Гражданскому Уложению 1896 г.)

5. Жискар де Лорш, ожидая назначения полицейского наказания за совершенное им правонарушение, подарил мировому судье антикварную вазу времен Генриха III стоимостью восемьдесят франков, за что был освобожден от наказания. Однако, узнав, что максимальное наказание, грозившее ему за правонарушение, составляло пятнадцать франков штрафа, Жискар решил вернуть себе вазу, для чего обвинил мирового судью во взяточничестве. Какое наказание ожидает мирового судью? Вернет ли Жискар себе вазу? (по Уголовному кодексу Франции 1810 г.)

Вариант 3

1. Мари Лебран, узнав об измене мужа с актрисой из соседнего городка, уехала из дома и поселилась в поместье подруги Софи Сезанн. Несмотря
на уговоры мужа вернуться домой, Мари отказалась и потребовала развода.
В свою очередь муж, отказав Мари в разводе, обратился в суд с требованием
о принудительном возращении жены в их общий дом. Мари, в свою очередь, подала иск о разводе. Какое решение примет суд по иску мужа Мари? Может ли Мари развестись с мужем? (по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

2. Анри Форэ для покрытия своих карточных долгов продал участок земли, являвшийся частью приданого его супруги Адель. Об этом узнали родители Адель и обратились с иском в суд, оспаривая право Анри на продажу участка. На суде также выяснилось, что брачный договор составлен не был. Имел ли право Анри Форэ продавать земельный участок, входящий в приданое своей жены? (по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

3. Восемнадцатилетний Фридрих Апфельбаум в течение 1903 г. дал одному из своих друзей в разное время двадцать книг из библиотеки. Друг не только не вернул книги, но и продал их за 25 марок букинисту. Фридрих, желая скрыть случившееся от отца, выкупил книги на собственные (накопленные им) деньги. Однако Апфельбауму-старшему все стало известно, и он потребовал у букиниста возвращения уплаченных за книги денег. Букинист это требование отклонил. Прав ли букинист? (по Германскому Гражданскому Уложению 1896 г.)

4. Шульц потребовал расторжение договора найма помещения для жилья, мотивируя это тем, что оно является чрезмерно сырым. Собственник помещения отказался и потребовал сохранения условий договора, ссылаясь на то, что Шульц (наниматель) при заключении договора был предупрежден о состоянии помещения. Каким образом разрешится данное дело? (по Германскому Гражданскому Уложению 1896 г.)

5. Житель департамента Кальвадос Максимилиан Дюваль, 23 лет, проходивший срочную военную службу в городе Тулузе, неоднократно получал письма от своей младшей сестры Шарлотты, 14 лет, в которых она жаловалась на издевательства и побои со стороны их приемного отца Рауля Ферроса. Приехав домой в краткосрочный отпуск, Максимилиан стал свидетелем очередного семейного скандала. Он попытался защитить сестру, но Феррос ударил Максимилиана каминной кочергой и переломил ему руку. Максимилиан вырвал кочергу из рук Рауля, сбил его с ног и избивал до тех пор, пока тот перестал подавать признаки жизни. После этого Максимилиан сам явился в полицейский участок и сознался в умышленном убийстве своего приемного отца. Понесет ли наказание М. Дюваль? Если – да, то какое? (по Уголовному кодексу Франции 1810 г.)

 

Дополнительные задания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.