Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФОВ-ГУМАНИСТОВ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

ЧАСТЬ 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЧАСТЬ 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ГЛАВА I ХРИСТИАНСТВО, КАК ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Религиозные истоки христианства...................................................................215

Библия, как Священная книга христианства..................................................217

Важнейшие религиозно-философские идеи Библии......................................219

Библия. Фрагменты...............................................................................225

ГЛАВА II ПАТРИСТИКА

Христианская философия во II—VI вв............................................................246

Тертуллиан......................................................................................................... 248

О свидетельстве души...........................................................................249

О крещении. Фрагмент.........................................................................257


Ориген...............................................................................................................257

«О началах». Фрагменты.......................................................................260

Утверждение Символа веры.............................................................................269

Арианская трактовка Символа веры....................................................272

Афанасий Великий о сущности Святой Троицы................................273

Никейский орос...................................................................................... —

Никео-Цареградский Символ веры......................................................274

«Каппадокийцы»................................................................................................. —

Григорий Нисский. «Об устроении человека». Фрагменты................278

Аврелий Августин.............................................................................................283

Фрагменты сочинений..........................................................................289

«Ареопагитики» или Псевдо-Дионисий Ареопагит........................................300

О мистическом богословии..................................................................303

ГЛАВА III СХОЛАСТИКА

Раскол церквей и возникновение римско-католической церкви...................315

Рождение схоластики........................................................................................ 317

Иоанн Скот Эриугена....................................................................................... 319

Фрагменты из трактатов «О предопределении» и

«О разделении природы»......................................................................321

Пьер Абеляр......................................................................................................327

Фрагменты сочинений..........................................................................332

«Золотой век схоластики»................................................................................. 340

Фома Акинский................................................................................................341

Фрагменты из сочинений.....................................................................347

ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ......355

ГЛАВА II РОЖДЕНИЕ ГУМАНИЗМА

Франческо Петрарка.........................................................................................360

Из книги «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»..........362

Лоренцо Валла...................................................................................................369

Из книги «Об истинном и ложном благе»..........................................372

ГЛАВА III ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ТРАДИЦИИ

Марсилио Фичино............................................................................................381

«Комментарии на "Пир" Платона, О любви». Фрагменты................385

ГЛАВА IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Никколо Макиавелли.......................................................................................393

«Государь». Фрагменты........................................................................ 397


Дезидерий Эразм Роттердамский.....................................................................403

«Похвала Глупости». Фрагменты..........................................................406

Мишель де Монтень.........................................................................................411

«Опыты». Фрагменты............................................................................415

ГЛАВА V

Томас Мор.........................................................................................................424

«Утопия». Фрагменты...........................................................................428

Программа «Введение в историю европейской философии».........................439

1 часть История западноевропейской философии.................................... 441

Поурочное планирование курса «Введение в историю европейской

философии». 1 часть...................................................................................445

Тесты для самоконтроля...................................................................................448

Примерные темы семинарских занятий. Дополнительная литература..........460

Ответы на тесты................................................................................................475


ПРЕДИСЛОВИЕ

Всякий человек хотя бы один раз в жизни оказывается один на один с «вечными», «проклятыми» вопросами — что есть че­ловек? что есть мир? в чем смысл жизни? Кто-то безуспешно пытается спрятаться от этих вопросов. Другие ограничиваются теми ответами, что дает суета повседневности. А некоторые в поисках истины проводят всю жизнь...

Философия — это как раз та область человеческого духовно­го бытия, которая вся посвящена одному: разгадке «вечных» зага­док. За две с половиной тысячи лет своего существования, фило­софия нашла столько ответов и, что еще более важно, постави­ла столько вопросов, что ее история — история философии — давно уже превратилась в отдельный предмет изучения. И несом­ненно — знание истории философии является одной из основ всякого образования вообще и гуманитарного образования, в частности. Ибо постигая философские истины, мы приобщаем­ся к мудрости веков.

Главная цель книги, которую читатель держит в руках — на материале истории философии раскрыть основную философ­скую проблематику, показать истоки и смысл основных фило­софских проблем, выявить, как исторически менялись способы их трактовки и решения в связи с изменениями в обществе, культуре и науке. И в то же время — показать единство и об­щность философского знания в разные времена.

Конечно, в пределах одной книги невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских знаний — речь может идти лишь о том, чтобы представить читателям некоторые осно­вополагающие сведения по истории философии, которые позво­ляли бы самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.

В данном случае рамки обозначены четко — книга посвяще­на истории западноевропейской философии со времени ее по­явления до Эпохи Возрождения. В будущем, надеюсь, в свет выйдет и вторая книга, в которой будет рассказано о философ­ских исканиях в XVI—XX веках.

Книг и учебников по истории философии много. В чем же состоит своеобразие данного издания? Дело в том, что оно


сочетает в себе элементы разных типов изданий. Это одновре­менно — и учебник, и хрестоматия, и методическое пособие.

Своеобразный синтез учебника, хрестоматии и методическо­го пособия определил и название книги — «Практикум по исто­рии западноевропейской философии». Ведь в самом деле — это не классический учебник или всеобъемлющая хрестоматия. Нет, эта книга для тех, кто делает свои первые шаги в постижении философской мудрости. Надеюсь также, что этот «Практикум» будет полезен учителям и преподавателям, взявшим на себя тя­желейшую, но благородную ношу — привить любовь к мудро­сти своим юным подопечным.

Как во всякой книге учебно-методического характера, здесь излагается определенная сумма сведений и знаний о различных философах и их учениях. Это, однако, только одна сторона де­ла. История философии столь своеобразный предмет познания, что при его изучении невозможно обойтись без освоения ис­точников. Ведь только тогда, когда учащийся самостоятельно ознакомится с идеями, которые выдвигали мыслители прошло­го, проникнется теми сомнениями, которые мучили их — можно говорить о том, что история философии из обычного «учебного предмета» превращается в настоящую «школу мудрости».

Поэтому неотъемлемой частью «Практикума» стали публи­кации фрагментов, а в отдельных случаях и полных текстов про­изведений европейских мыслителей.

Введение в книгу специального методического раздела так­же представляется необходимым. Этот раздел окажет помощь и учащимся, и педагогам, и тем читателям, кто приступил к изу­чению истории философии самостоятельно.

Прежде всего в методическом разделе в помощь преподава­телям представлена авторская программа курса «Введение в ис­торию европейской философии» и поурочное планирование это­го курса на весь учебный год.

Кроме того публикуются специально подготовленные тесты, с помощью которых можно выявить уровень усвоенных зна­ний. Стоит отметить, что эти тесты уже прошли апробацию в практике преподавания истории философии в некоторых шко­лах Москвы и Перми.

Помимо тестов читатели найдут и разработанные планы се­минарских занятий по каждой из тем. Причем в каждом случае предлагается несколько вариантов семинарских занятий (ми­нимум два), из которых первый вариант рассчитан на менее подготовленную аудиторию, а остальные — проблемные — на


более подготовленных. И в любом случае можно и даже необхо­димо воспользоваться дополнительной литературой, списки ко­торой составлены по каждой из тем.

Почему внимание концентрируется именно на семинарских занятиях? Дело в том, что практика преподавания истории фило­софии в ряде школ и гимназий, а также в студенческих аудито­риях показала, что лекционно-семинарская система наиболее полно соответствует духу изучаемого предмета. А лучшей формой вообще следует признать беседу, в ходе которой преподаватель делится с учащимися своими наблюдениями и знаниями.

Кроме того, благодаря лекционно-семинарской системе, зна­чительно расширяется поле самостоятельных действий для уча­щихся, акцент переносится с образования («получения знаний») на самообразование («добывание знаний»). Тогда оказывается, что изучение истории философии — это школа, позволяющая воспитывать культуру мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенно­го, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать проти­воречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в из­менении и развитии.

Поэтому семинарские занятия можно проводить не только в форме беседы, но в форме докладов. В качестве тем для док­ладов (или рефератов) могут быть использованы вопросы, вклю­ченные в семинарские планы. В основу данной книги положен авторский курс «Введение в историю европейской философии», который в течение ряда лет читался в старших классах не­скольких московских школ. Следует высказать слова благодар­ности администрациям школ № 1249 (директор Альшванг А.Д., заместитель директора Бокарева Е.Е.), № 1251 (директор Кра-вец Т.В.) и учебно-воспитательного комплекса № 1847 (директор Донюков Ю.В., Якимюк О.Н., заместитель директора Перевезен-цева Т.В.), оказавших всемерную помощь и поддержку в осуще­ствлении задуманного автором нового учебного курса. Кроме того, хочется выразить искреннюю признательность доктору фи­лософских наук В.А.Кайдалову, доктору философских наук В.Ш.Сабирову, доктору философских наук О.И.Соиной, благо­склонно оценивших сей труд и высказавших ряд замечаний и советов.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что пред­лагаемый читательскому вниманию «Практикум по истории за-


падноевропейской философии» окажется небесполезным в бес­конечном процессе познания мудрости веков. А если читатели этой книги найдут время и возможность выразить свое к ней отношение, то автор отнесется к любым замечаниям самым вни­мательным образом.

С.В.Перевезенцев





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.