Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое философия.




Прежде чем начать изучение истории философии, необходи­мо понять — а что такое философия? Если мы не понимаем, что представляет собой предмет изучения — философия, то труд­но представить себе и его историю. Историю чего, собственно, следует изучать?

Согласно некоторым сведениям само слово философия впер­вые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как любовь к мудрости.

Что изучает философия? Или, поставим вопрос более науч­но: каков предмет философии? За более чем двух с половиной тысячелетнюю историю философии появилось бесчисленное множество ответов на этот вопрос. Каждый философ, создав свою систему философского знания, в той или иной степени отвечал на него.

Так, Пифагор говорил: «Жизнь подобна игрищам: иные при­ходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастли­вые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам,рождают­ся жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».

Другой величайший мыслитель античности Платон считал, что истинный философ «стоит вне человеческой суеты и обра­щен к божественному».

Аристотель же называл философом того, кто изучает «всякую сущность вообще», «располагает... знанием о существующем как таковом» и «в состоянии указать... наиболее достоверные нача­ла всего».

В начале нашей эры римский философ-стоик Сенека утвер­ждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в ми­ре: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетель­ного человека, и с его помощью стойко переносить все что прино­сит нам судьба, и отдаться воле законов природы».

Возникновение христианства по-новому осветило извечные философские вопросы. Один из отцов церкви Аврелий Августин писал, что философией называется не сама мудрость, а любовь к


мудрости, «ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может». Ему вторил Иоанн Дамаскин: «Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия». Иоанн Скот Эриугена, развивая темы христианской философии, считал, что «истинная филосо­фия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия».

В XVII веке, в Новое время, когда человеческий разум обра­тился к детальному изучению свойств природы, появились и новые определения существа философии. Томас Гоббс писал: «Задачей философии является познание свойств тел из их возник­новения или их возникновение из их свойств». Рене Декарт от­мечал: «Слово "философия" обозначает занятие мудростью и... под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать чело­век». Английский мыслитель Джон Локк утверждал: «Филосо­фия... есть не что иное, как истинное познание вещей».

XVIII—XIX столетия дали нам еще несколько определений фи­лософии. Иммануил Кант обращал внимание на то, что «филосо­фия есть наука об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума». Близок к этой точке зрения был и Георг Вильгельм Фридрих Гегель, указывая на познавательные функ­ции философии: «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов, однако философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно стано­вится познанием, и при этом познанием в понятиях».

Российские мыслители подчеркивали прежде всего нравст­венный и социальный характер философии. В.С.Соловьев пи­сал: «Очевидно, название "любомудрие", то есть любовь к муд­рости... не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово "Философия" означает стремление к духовной цельности человеческого существа». СЛ.Франк подчеркивал: «Про­блема социальной философии — вопрос, что такое, собствен­но, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает... Имен­но этот вопрос... и есть проблема социальной философии, фи­лософского осмысления общего существа общественного бытия».

Приведенный выше и, конечно же, далеко не полный пере­чень определений, показывает насколько разнообразно пони­мание предмета философии. Но, в то же время, довольно ясно


видно, что чаще всего философии давали как бы двоякое опре­деление.

Во-первых, философию рассматривали в широком смыс­ле — как определенный образ, определенный способ мышле­ния вообще. В этом случае, первое определение философии мо­жет звучать так: философия — это такой образ мышления, при котором человек стремится познать сущностные проблемы бытия мира и возможности собственного мышления в познании мира. Цель философского образа мышления — постижение смысла суще­ствования человека, общества и мира в целом, понимание смысла жизни вообще. Можно сказать, что определение философии, как образа мышления, заложено в самом этом слове — «любовь к мудрости».

Философский образ мысли характерен не только для фило­софа-ученого. О человеке, который предается вечерним раз­мышлениям о смысле жизни, мы вполне правомерно говорим, что у него философский склад ума. И большинство людей, ин­тересующихся философией, не являются профессиональными философами, однако обладают философским мышлением, ибо хотят разобраться в том, что представляет из себя наш мир, что такое человек, в чем смысл нашего существования — у них есть та самая «любовь к мудрости».

С этой точки зрения, стремление к философскому осмысле­нию проблем мироздания мы можем найти практически во всех областях человеческого творчества — в произведениях искусст­ва, в религиозных учениях, в мифологических преданиях. На­пример, Ф.М.Достоевский не ставил перед собой целью создать некое философское учение, но уровень понимания смысла су-ществования^человека и общества в его произведениях настолько высок, он обладал настолько мощным философским мышлени­ем, что мы говорим о философии Достоевского.

Однако, когда философский образ мышления систематизи­руется, когда философским размышлениям придается логиче­ская стройность, когда эти размышления выражаются на языке научных понятий и категорий, тогда философствование стано­вится наукой. Наука — это систематизированное знание, осно­ванное на изучении проверенных и доказанных фактов, имею­щее свой научный язык. Поэтому и возникает второе определе­ние философии — уже как науки. Философия как наука, — это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях. Цель философии, как науки, — всесто-


роннее познание смысла существования человека, общества и мира в целом, познание смысла жизни.

Возникновение философии, как науки, принято относить к VI веку до н.э. Примерно в это время в Древней Индии, Древ­нем Китае и Древней Греции философское мышление впервые приобретает форму научного знания. С тех пор и существует наука философия, со всеми присущими, как и любой науке, свойствами и характеристиками, со своим специфическим на­учным философским языком.

С момента своего рождения наука философия становится своего рода стержнем философского мышления, наиболее яр­ким, полным и точным выражением философского образа мысли. Благодаря существованию науки философии, мы и имеем воз-.можность говорить о философском содержании произведений искусства, религиозных и мифологических представлений и оп­ределять меру этого философского содержания в том или ином художественном произведении, в тех или иных религиозно-ми­фологических представлениях. Существование философии как науки позволяет нам размышлять о философии религии, фило­софии искусства, философии науки и т.д.

Философия как образ мысли в принципе шире, нежели ис­кусство, религия, мифология или наука философия. Шире и внутренне присуще всем этим способам познания и осмысле­ния проблем окружающего мира. Обладание философским мыш­лением дает возможность человеку сделать свой выбор, найти свою форму решения вечных вопросов, близкую ему по духу, соответствующую его знаниям, жизненным принципам и уст­ремлениям. Но именно философия как наука превращает раз­личные виды философствования в логически стройную систему знаний.

Понимание двоякого характера самой философии и дает нам возможность определить предмет истории философии. Исто­рия философии — это не только изучение истории развития научного философского знания. Задача шире — познать исто­рию развития философского образа мысли вообще. Поэтому, наряду с осмыслением учений различных философов, совер­шенно необходимо исследование философского содержания про­изведений искусства и литературы, различных религиозных уче­ний и мифологических преданий.

Следовательно, задача истории философии — исследование про­цесса развития философского мышления в целом на основе изучения прелще всего процесса развития научного философского знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.