Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития римского частного права и его исторические системы.




При периодизации Римского права принято обозначать три основных периода:

1 Древнейшее римское право (царский этап, ранняя республика)

2. Классическое римское право (поздняя республика - принципат)

3.Постклассическое римское право (доминат)

Источники римского права. На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

До пятого века до н.э. единственным источником права были обычаи. Право было неписаным.

Первая римская кодификация – Законы Двенадцати Таблиц. (451-450 гг. до н.э.) Законы Двенадцати Таблиц представляют собой не что иное, как запись норм обычного права с заимствованиями из права Древней Греции).

Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров). Свое название они получили от того, что были, начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре — Форуме.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Для ЗДТ характерен исключительный формализм, коллективисткие начала (институт общинной собственности, участие сородичей), ЗДТ выставлялись на городской площади, бытует мнение, что юноши, вступая в пору совершеннолетия, должны были сдавать экзамен на предмет знания ЗДТ наизусть.

Закон Пэтелия – 4 век до н.э. - этим законом была отменена казнь должника и продажа его в рабство.

Закон Аквилия – 3 век до н.э. - по обязательствам из причинения вреда.

К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам.

У римлян кроме обычаев и законов был и другой источник права – эдикты судебных магистратов. Эдикт – акт власти того или иного магистра. Эдикт действовал в течение того времени, которое издавший его претор был у власти. Еще одним источником права у римлян была юриспруденция. Этот термин обозначает непосредственную деятельность юриста, которая может обретать разнообразные формы: трактаты по праву, толкования законов, консультации, учебники по праву. Одним из примеров могут быть Институции Гая. Институциями обычно назывались учебники по праву, которые использовались не только в качестве обучения в школах юристов, но и в судебной практике.

Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Пятерка римских юристов: Гай, Ульпиан, Паппиниан, Павел, Модестин.

Первые акты кодификации были неофициального характера. Потом уже эта работа проводилась и под эгидой императора.

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи.

4. Рецепция римского частного права: понятие, варианты, роль и значение.

Обще гуманитарное понятие рецепции — процесс заимствовании каких-то социальных институтов, правил, постулатов одним обществом у другого.

Рецепция права — процесс заимствования каких-либо правовых моделей одним государством у другого и использование в своей правовой системе.

Рецепция понимается в узком и широком смысле.

В широком смысле — это процесс заимствования у другого государства «духа» права, основных принципов, идей аксиом построения правовых систем.

В узком смысле — Это правовой феномен.

Государство заимствует у другого суверена его правовые нормы или целые институты и вводит у себя на территории в качестве действующего права.

Рецепция делится на прямую и косвенную.

Прямая рецепция — это когда между государством заимствующего и тем, у которого заимствуют не проходит временного интервала

Косвенная рецепция — это когда между государством, заимствующим и тем у которого заимствуют, проходит значительный исторический этап.

Рецепция (от reception — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того, нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

1 волна массовой рецепции — эпоха Возрождения.

2 волна массовой рецепции — новое время.

В последней четверти 19 века написаны замечательные произведения, монографии.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

1. Высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

2. Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

Причины рецепции римского права:

1. Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающего товарного хозяйства;

2. Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3. Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права — это сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

5. Обычное право (mores majorum, consuetudines) и правовой прецедент (judicatum) как источники римского права.

Обычное право – древнейшая форма образования римского права.

Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

1. mores maiorum – обычаи предков;

2. usus – обычная практика;

3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

5. consuetudo – обычай в императорский период. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Значение обычаев:

– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

– выражать однообразную практику;

– воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия.

Прецедент - это увековеченный принцип.

Под прецедентом принято понимать характер поведения субъекта (субъектов) права в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец поведения для других в аналогичных обстоятельствах. Правовой прецедент - это судебное решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах, и на которое нижестоящие суды обязаны опираться при решении подобных дел. (Учить) В России формально не является источником права. При этом, важно знать: де-факто, т.е. на практике, в РФ судебная практика является источником права.

Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом и судебная практика в частности фактически получили значение источника права еще в Древнем Риме, поскольку ряд институтов римского права складывался именно в ходе судебной практики. В отечественной науке судебный прецедент как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как средство формирования правосознания юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел. Иными словами, судебная практика рассматривалась как определенная идеология.

Этот источник права широко используется в англосаксонской системе права. Так, в Великобритании право создано королевскими Вестминстерскими судами, ибо общее право - это право судебной практики. Судебная практика в Великобритании и других государствах данной правовой семьи не только реализует право, но и создает норму права. Соответственно судьи исполняют роль субъектов правотворчества. Обязанность придерживаться норм права, уже содержащихся в общей части судебных решений, уважать судебные прецеденты вполне логична для права, созданного судебной практикой. Судьи в государствах с общей системой права обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками.

Судебный прецедент - источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы. Возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира, он повсеместно остается в основе своей английским, хотя, конечно, и отражает специфику местных условий и британской колониальной политики.

6. Закон (leges, plebiscita, constitutiones principis) как источник римского частного права.

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1. praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2. rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3. sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

- lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

- lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

- lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

- lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.