Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное издание 2 страница





Дети дошкольного возраста с глубокой степенью умственной отсталости (в степени имбецильности) или осложненной формой дебильности (детским церебральным параличом, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и др.) направляются в учреждения системы социального обес­печения (специальные интернаты) или в систему здравоохране­ния (специальные ясли для детей с органическим поражением центральной нервной системы, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением центральной нервной си­стемы).

Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (вспомога­тельные школы), которые относятся к системе народного образо­вания. В них обучаются дети со снижением интеллекта в степени дебильности. За 9 лет обучения вспомогательная школа обеспе­чивает учащимся всестороннее развитие, воспитание, общеобра­зовательную подготовку (примерно в объеме начальной массовой школы), профессионально-трудовое обучение и овладение доступ­ными профессиями. Трудовое обучение занимает значительное место в учебном времени и является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и об­щественно полезной деятельности. Обучение ручному труду в младших классах, профессионально-трудовое обучение старше­классников по различным видам промышленного и сельскохозяй­ственного труда, производственное обучение в выпускном классе решают во вспомогательной школе специальные задачи социаль­ной адаптации и реабилитации. Окончившие 9 класс сдают на предприятии, где проводилась практика, квалификационные эк­замены по специальности и получают свидетельство о присвое­нии соответствующей квалификации.

Для детей с глубокими степенями умственной отсталости (им-бецилы, идиоты) в системе социального обеспечения существуют детские дома с 4 до 18 лет.

Дети с наиболее тяжелой степенью умственной отсталости (идиоты) направляются также в колонии психохроников системы здравоохранения.

Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболе­ваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские пси­хоневрологические стационары или в детские отделения психиат­рических больниц.

В связи с реализацией задач дифференцированного обучения аномальных детей возникла проблема обучения детей с задерж­кой психического развития. Для них открыты специальные обще­образовательные школы-интернаты (школы с продленным днем), где осуществляется образование в объеме восьмилетней общеоб­разовательной школы. В эти школы принимаются дети в подгото­вительный и 1—2 классы. Наряду с общеобразовательной подго­товкой здесь проводится комплексная лечебно-восстановитель-


ная, санитарно-гигиеническая, профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызвав­ших неуспеваемость в массовой школе. Важное значение в рабо­те с такими детьми имеет принцип дифференцированного подхо­да на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Обучение ведется по специальным учебным планам и про­граммам, обеспечивающим полный объем восьмилетнего образо­вания массовой школы.

Структура начальных классов строится в двух вариантах в зависимости от опыта обучения в массовой школе: первый вари­ант— для детей, ранее не обучавшихся в школе (подготовитель­ный, 1, 2 и 3 классы), второй вариант — для детей, обучавшихся в школе (2, 3 и дополнительный классы).

В старших классах для усвоения полного объема восьмилет­ней общеобразовательной школы после пятилетнего обучения (4—8 классы) предусмотрен дополнительный класс.

После окончания начального обучения и по мере коррекции дефектов развития дети могут переводиться в массовую общеоб­разовательную школу. В случаях стойких форм задержки пси­хического развития дети остаются в специальной школе на весь срок обучения. Вопрос о переводе в случае необходимости в дру­гие типы специальных школ для детей с недостатками физиче­ского или умственного развития решается после одного года обу­чения в данной школе на основании заключения медико-педаго­гической комиссии.

В отдельных случаях для детей с сохранными возможностями интеллектуального развития, но сниженной умственной работо­способностью и повышенной истощаемостью из-за недостаточнос­ти темпа и подвижности психических процессов, слабой памяти и внимания открываются специальные классы выравнивания при общеобразовательных (массовых) школах.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обуча­ются в специальных школах-интернатах. Эти учреждения, являясь учебно-воспитательными и лечебно-оздоровительными, делятся на два типа: девятилетние с подготовительным классом (образова­ние в объеме восьмилетней массовой школы) и одиннадцатилет­ние с подготовительным классом (образование в объеме средней массовой школы).

Обучение, воспитание и лечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведется с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, медицинских рекомендаций.

Лечебно-оздоровительную и восстановительную работу ведут врачи-специалисты (ортопед, психоневролог, педиатр, физиотера­певт), инструктор-методист лечебной физкультуры, массажист, логопед. Эта комплексная лечебная работа направлена на мак-


il


симальиое восстановление функциональных возможностей уча­щихся, на подготовку их к трудовой деятельности.

Консультативно-лечебную и методическую помощь школе ока­зывают районные психоневрологические и ортопедо-травматоло-гические учреждения. Отделы социального обеспечения снабжают учащихся протезами и ортопедическими изделиями.

В школах для детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата осуществляется трудовая терапия, направленная на вос­становление или компенсацию двигательных нарушений. Занятия по труду ведутся с учетом двигательных и познавательных воз­можностей учащихся. Рабочее место в мастерских для занятий по труду оборудуется с учетом возможностей детей, имеющих различные нарушения двигательных функций.

В каждом классе предусмотрены индивидуальные занятия по коррекции имеющихся нарушений, которые систематически про­водят учителя школы-интерната. В расписание включены груп­повые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и с учителем-логопедом.

Обучение осуществляется по учебным программам массовой школы. Трудовое обучение и занятия физкультурой ведутся по специальным программам.

Продолжительность уроков в подготовительном и 1 классах сокращена до 30—35 мин. В середине каждого урока проводятся пятиминутные физические и лечебно-корригирующие упражне­ния. Количество учащихся в классе и воспитательной группе — 16 человек. По мере восстановления здоровья решением медико-педагогической комиссии учащиеся могут переводиться в массо­вую школу.

Для умственно отсталых детей в степени дебильности с нару­шением опорно-двигательного аппарата при школе организуются специальные вспомогательные классы. В этих классах обучение ведется по программам вспомогательной школы в течение восьми лет.

Для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются специаль­ные детские дошкольные учреждения. В этих учреждениях они получают общее развитие, корригирующее воспитание, восстанов­ление нарушенных функций, готовятся к обучению в школе.

Обучение слепоглухонемых детей в нашей стране осуществ­ляется в специальном учреждении — детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспе­чения. Это единственное подобное учреждение в СССР и одно из немногих в мире. Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабо­видящих глухонемых и слабослышащих слепых (с нормальным интеллектом).

Изучение, воспитание и обучение этих детей по специальной методике с использованием специальных технических средств осуществляется тифлосурдопедагогами и педагогами различных


специальностей. Они разрабатывают методы и формы специаль­ного обучения, готовят программы и учебные пособия, конструи­руют специальные технические средства общения, обучения и быта, определяют пути трудовой реабилитации и социальной адаптации слепоглухонемых. В их задачу входит реализация по­тенциальных возможностей общего и языкового развития слепо­глухонемых в процессе специального обучения. К ребенку, ак­тивно использующему сохранную или искусственную словесную речь в звуковой или дактильной форме, применяется термин «слепоглухой».

Занятия с воспитанниками детского дома проводятся по груп­пам в 3—4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и языкового развития. Каждая группа посменно об­служивается тремя педагогами, т. е. на каждого учащегося при­ходится по одному педагогу. Воспитанники детского дома тре­буют постоянного наблюдения и опеки со стороны обслуживаю­щего персонала. В тесном контакте с педагогами и воспитателя­ми работают специалисты-врачи: педиатр, офтальмолог, отори­ноларинголог, невропатолог.

В структуру детского дома входит диагностическая группа для вновь поступающих, дошкольное отделение и школа. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников, занимаю­щихся по соответствующей программе, — в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19—20-летнему возрасту.

В учебно-трудовых группах школы осуществляется профес­сиональная подготовка учащихся. Школьники с 16-летнего воз­раста, продолжая обучение, выполняют надомную работу в мас­терских детского дома по линии учебно-производственных пред­приятий Всероссийского общества слепых (ВОС), получая общие трудовые навыки и трудовой стаж для пенсии по инвалидности.

После окончания школы большинство воспитанников оформ­ляется на учебно-производственное предприятие ВОС и живет в общежитии этого предприятия. В учебно-трудовые группы пре­дусмотрено поступление взрослых слепоглухонемых.

В последние годы Загорский детский дом из детского спе­циального учебно-воспитательного учреждения превратился в центр специальной помощи слепоглухонемым в нашей стране.

Воспитанники специального детского дома к началу само­стоятельной трудовой деятельности способны к самообслужива­нию, овладевают трудовыми навыками и в значительной степени независимы от посторонней помощи.

Одной из проблем перестройки системы специального обуче­ния является отбор аномальных детей в специальные школы и



дошкольные учреждения, т. е. научно обоснованное и организа­ционно совершенное их комплектование. Правильное комплекто­вание специальных учебно-воспитательных учреждений зависит от квалифицированного дифференцированного подхода к отбору детей с различными аномалиями в развитии, препятствующими обучению в массовой школе. Ошибочное направление ребенка в учреждение, не соответствующее отклонениям его развития, при­водит не только к затруднениям и отрицательным последствиям в обучении и воспитании, но и может нанести непоправимый вред всей его дальнейшей жизни и участию в общественно полезном труде. Поэтому исследования особенностей развития аномальных детей призваны способствовать совершенствованию теории и практики отбора в соответствующий тип специального учрежде­ния. Эта проблема имеет важное значение и для совершенство­вания работы массовых школ и детских садов, так как некомпе­тентный отбор детей и неудовлетворительная диагностика ано­мального развития приводят к необоснованному обучению в ус­ловиях массовой школы детей, нуждающихся в направлении в специальные учреждения. Содержание этих детей в массовой школе, с одной стороны, затрудняет и дезорганизует учебно-вос­питательную работу педагогов с нормальными детьми, а с дру­гой— обрекает детей с отклонениями в развитии на бессмыслен­ную потерю времени в условиях, неадекватных их возможностям.

Вместе с тем в ряде случаев дети с отставанием в развитии могли бы успешно обучаться в массовой школе при условии предварительного воспитания и обучения (в течение 1—2 лет) в специальном детском саду или школе для детей с задержкой пси­хического развития.

Система рационального комплектования специальных учреж­дений находится в прямой зависимости от методов ранней диф­ференцированной диагностики аномалий развития. Задачи орга­низации комплектования учреждений для аномальных детей на уровне современных требований не ограничиваются учетом лишь ярко выраженных дефектов: глухоты, слепоты, грубых наруше­ний умственного развития. Школы для слабослышащих, слабо­видящих, для детей с нарушениями речи, двигательными расст­ройствами, имеющие соответствующие отделения, являются сви­детельством развития дифференцированной сети специальных уч­реждений. Однако сегодня система комплектования специальных учреждений для аномальных детей нуждается в дальнейшем развитии, что требует совершенствования уровня диагностики различных дефектов.

Так, достигнуты значительные успехи в методах выявления и оценки нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата на ранних этапах развития ребенка. Наряду с этим в диагно­стике нарушений умственного развития мало что изменилось за последние несколько десятилетий, хотя дети с нарушениями ин­теллектуального развития составляют 80% всех аномальных де-


тей, а при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного ап­парата все чаще отмечаются и недостатки умственного развития в качестве дополнительного дефекта. В этом случае имеет место осложненный дефект, а не его вторичное проявление в виде на­рушения интеллекта.

Комплектование специальных учреждений затрудняет также сходные проявления в познавательной деятельности детей, на­блюдаемые при различных дефектах развития. Например, недо­развитие речи и в целом познавательной деятельности у детей с нарушением слуховой функции может неоправданно диагности­роваться как умственная отсталость или тяжелое речевое нару­шение (алалия или афазия). Ошибочное направление таких де­тей во вспомогательную школу или школу для детей с тяжелыми нарушениями речи приведет к заметному ухудшению их психи­ческого состояния и замедлению развития. Особую трудность представляет собой отграничение умственно отсталых детей от детей с задержкой психического развития.

Основными общими принципами комплектования учебно-вос­питательных учреждений для аномальных детей являются сле­дующие:

1. Комплексный подход к диагностике с участием различных
специалистов: педагога-дефектолога, логопеда, психолога, врача-
психоневролога или психиатра, оториноларинголога, офтальмоло­
га и врачей других специальностей, если это необходимо. Обсле­
дование устанавливает характер психических отклонений, воз­
можность поражения центральной нервной системы, определяет
состояние зрения, слуха, речи, фиксирует особенности познава­
тельной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Данные совместного медицинского, психологического и педа­гогического обследования, выявляя причины учебной неуспевае­мости и разнообразных затруднений ребенка в условиях массо­вой школы, служат основанием для компетентного диагноза и последующего его направления в соответствующий тип специаль­ного учреждения.

2. Всесторонний системный анализ аномалий развития спо­
собствует правильной диагностике. Такое исследование предпо­
лагает изучение причин аномального состояния и структуры де­
фекта (зависимость, взаимосвязь, взаимообусловленность его
проявлений), так как отдельные проявления и симптомы не дают
полной картины дефекта развития у ребенка. В процессе обсле­
дования выделяются его первичные и вторичные признаки, обна­
руживается степень того или иного нарушения развития, анали­
зируются особенности познавательных процессов, речи, простран­
ственной ориентировки, физическое состояние, чувствительность
органов, быстрота реакций, личностные качества, работоспособ­
ность, наличие учебных знаний и навыков.

3. Динамический подход с учетом процесса развития ребенка.
Он означает длительное наблюдение за характером его развития,


тщательный анализ истории этого развития. Принцип динамич­ности изучения ребенка открывает его потенциальные возмож­ности, т. е. не только уровень настоящего состояния возможно­стей обследуемого, но и зону ближайшего развития.

4. Качественный анализ особенностей деятельности ребенка
по выполнению диагностических заданий. В этом случае важно
обратить внимание, как ребенок понимает задание, насколько он
самостоятелен, как использует предложенную помощь. Качест­
венный подход к различным видам деятельности ребенка исклю­
чает чисто количественную оценку результатов, которая реализу­
ется при изолированном применении психологических тестов.

5. Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследова­
ния, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помо­
гающей ребенку раскрыть свои индивидуальные особенности. Не­
обходимо учитывать его состояние, настроение, готовность пойти
на контакт. Следует принять меры к преодолению беспокойства,
настороженности, замкнутости, нередко возникающей у детей в
условиях обследования. Индивидуальный подход способствует
предупреждению ошибочного диагноза.

Эти принципы обеспечивают достаточно высокий теоретиче­ский уровень задач комплектования учебно-воспитательных уч­реждений для аномальных детей, соответствуют основным мето­дологическим позициям советской дефектологии.

Практическое комплектование специальных учреждений, т. е. отбор аномальных детей, производится медико-педагогическими комиссиями. Эти комиссии создаются на областном или, в зави­симости от конкретных условий, городском и районном уровнях.

Квалифицированный отбор и комплектование специальных уч­реждений зависят от компетентности специалистов. В состав ко­миссии входят: представители отдела народного образования и отдела здравоохранения, врачи (психоневролог или психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог.

Дети с различными отклонениями в развитии (нарушениями слуха, зрения, речи, умственного развития, опорно-двигательного аппарата) направляются районными лечебными учреждениями, детскими садами, массовыми школами, родителями.

Комиссия рассматривает необходимую документацию: педаго­гическую характеристику ребенка, его письменные работы (для тех, кто обучается в школе), заключения педиатра о состоянии здоровья, психоневролога — об умственном развитии ребенка с соответствующим диагнозом и по необходимости — заключения других врачей-специалистов (оториноларинголога, офтальмолога, ортопеда).

Комплексное всестороннее обследование ребенка проводится в течение часа с помощью различных психолого-педагогических методов: беседы с ребенком, наблюдения за его игровой деятель­ностью, выявления знаний, умений и навыков, экспериментально­го исследования познавательных процессов. В специальных по-


собиях предлагаются экспериментальные методики психологиче­ского обследования.

На комиссии присутствуют родители ребенка, которые дают сведения об особенностях его развития (начиная с эмбриональ­ного), наследственности, детских болезнях, поведении.

В итоге обследования и в результате комплексного обсужде­ния всеми специалистами данных обследования выносится обоб­щенное заключение комиссии. В нем характеризуются неврологи­ческое, психологическое,^ физическое состояние ребенка, интел­лектуальное, речевое развитие, школьная успеваемость и прини­мается решение о месте его обучения.

В особо сложных случаях с целью более точной диагностики умственного развития комиссия может направлять детей в спе­циальный диагностический класс, созданный при некоторых вспо­могательных школах, где они проходят более длительное обсле­дование.

В своей работе медико-педагогические комиссии руководству­ются соответствующими инструкциями по приему аномальных де­тей в различные типы учреждений.

Действующие организационные формы комплектования спе­циальных учреждений сложились много лет назад и в настоящее время нуждаются в существенной перестройке. Сегодня сущест­вует 8 основных типов специальных школ-интернатов и сеть до­школьных учреждений для аномальных детей, но принципы под­хода к диагностике дефектов развития, методическая обеспечен­ность и организация медико-педагогических комиссий не изменя­лись на протяжении долгого времени. Например, основным кри­терием первичного отбора детей во вспомогательную школу остается их неуспеваемость в массовой школе. Этот критерий не является определяющим и надежным, так как неуспеваемость учащегося, как известно, часто бывает вызвана различными при­чинами, не связанными с умственной отсталостью.

В настоящее время разрабатывается новое положение о ме­дико-педагогических комиссиях, определяющее их функции, за­дачи и порядок работы. Оно будет дополнено инструктивно-мето­дическими указаниями к проведению диагностики и отбора. Про­жект новой организации диагностики и отбора предусматривает создание постоянно действующих психолого-медико-педагогичес­ких консультаций на областном уровне, которые должны будут в период отбора в специальные детские учреждения функциони­ровать как медико-педагогические комиссии, а на протяжении |всего года осуществлять работу по диагностике, консультирова­нию педагогов и родителей, оказанию помощи школам в работе;С трудными детьми.

Правильное комплектование специальных школ во многом за­висит от знания и понимания особенностей неуспевающих детей (учителем начальных классов массовой школы.


Большое количество детей, направляемых из массовых школ на медико-педагогические комиссии, не нуждается в специальном обучении. Лишь незначительная часть из них оказываются дейст­вительно умственно отсталыми и требуют обучения во вспомога­тельной школе. Другие же псевдоаномальные дети, проявляя от­ставание в обучении и развитии, ошибочно рассматриваются как умственно отсталые из-за недостатка своевременной помощи и ин­дивидуального подхода со стороны учителя начальной школы. Эти дети становятся отстающими по разным причинам: из-за ре­чевого недоразвития, астенического состояния (физической и нервно-психической слабости, быстрой утомляемости, неусидчи­вости, сниженной работоспособности) и других недостатков.

Учителя начальной школы должны знать особенности этих де­тей. Необходимые знания они получают в курсе основ дефекто­логии, включенном в учебный план факультетов начальных клас­сов, в дальнейшем на курсах повышения квалификации, а также самостоятельно изучая специальную литературу по дефектоло­гии. Полученные знания по специальной педагогике помогут учи­телю начальной школы в успешной борьбе с неуспеваемостью, будут способствовать и квалифицированному своевременному выявлению аномальных детей с последующим направлением их в соответствующие типы специальных учреждений.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общественное положение аномальных детей в СССР.

2. Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы
специальных учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей в СССР.

3. Назовите типы учреждений для аномальных детей в нашей стране.

4. Чем отличается организация учебно-воспитательного процесса и лечеб­
ной работы в различных типах учреждений для аномальных детей (на примере
2—3 типов специальных учреждений)? I

5. Каковы основные принципы комплектования учреждений для аномаль­
ных детей?

6. Как организована работа медико-педагогической комиссии и каковы воз­
можные пути ее совершенствования?

7. Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать
особенности развития аномальных детей?

Литература

1. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструк­
тивных материалов/Под ред. Г. Д. Кузнецова. — М., 1982.

2. Дефектологический словарь. — М., 1970.

3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического
обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.

4. Лубовский В. И. Научные и практические проблемы работы медико-
педагогических комиссий//Дефектология.— 1988.— № 1.

5. Основы обучения и воспитания аномальных детей.—М., 1965.

6. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителей/Сост.
Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М, 1983.


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Предмет, Задачи, принципы и методы дефектологии.............................. 8

§ 1. Дефектология как отрасль педагогической науки............................................ —

§ 2. Основные задачи дефектологии...................................................................... 16

___ § 3. Основные принципы и методы дефектологии................................................... 18

Глава II. Аномальные дети (общая характеристика)................................................. 21

§ 1. Понятие «аномальный ребенок» и особенности аномального раз­
вития.......................................................................................................... —

§ 2. Причины аномалий............................................................................................... 29

§ 3. Политика Советского государства в области аномального детства 32

Глава III. Дети с нарушениями интеллектуального развития............................... 36

§ 1. Умственно отсталые дети..................................................................................

§ 2. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного

возраста.................................................................................................................... 39

§ 3. Вспомогательная школа и ее задачи....................................................................... 45

§ 4. Контингент учащихся вспомогательной школы.......................................................... 50

§ 5. Глубоко умственно отсталые дети...................................................................... 57

Глава IV. Дети с задержкой психического развития......................................... 60

§ 1. Понятие «задержка психического развития» и ее классификация......... —
§ 2. Общая психолого-педагогическая характеристика младших школь­
ников с задержкой психического развития.................................................................... 64

§ 3. Некоторые особенности коррекционно-воспитательного процесса

в школе для детей с задержкой психического развития.... 68

Глава V. Дети с сенсорными" нарушениями............................................................ 77

§ 1. Дети с нарушениями слуха..................................................................... —

.. § 2. Дети с нарушениями зрения.................................................................. 89

Глава VI. Дети с речевыми нарушениями.................................................................... 102

§ 1. Понятие речевого нарушения.............................................................................. —

§ 2. Классификация речевых нарушений.................................................................. 104

Глава VII. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наруше­
ниями поведения, комплексными дефектами........................................................ 111

§ 1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.... —

§ 2. Дети с нарушениями поведения................................................................. 115

§ 3. Обучение и воспитание детей со сложными (комбинированными)

дефектами................................................................................................................ 119

Глава VIII. Учреждения для аномальных детей в СССР....................................... 123

§ 1. Общественное положение аномальных Детей и принцип организа­
ции системы специальных учреждений................................................................ —

§ 2. Типы учреждений для аномальных детей................................................ 127

§ 3. Принципы и организация комплектования учреждений для ано­
мальных детей.................................................................................................. 137




 


Лапшин Владимир Анатольевич Пузанов Борис Пантелеймонович




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.