КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, об'єкти та завдання соціальної статистики
Тренинг 12 Тренинг 11 Тренинг 10 Тренинг 9 Тренинг 8 Тренинг 7 Тренинг 6 Тренинг 5 Карточка 2 Тренинг 4 (по работе с изображениями исторических деятелей) На доске вывешивается портрет или картина с изображением исторических деятелей. 1. Внимательно рассмотрите картину. По выражению лица определите эмоциональное состояние изображенного(ых) на картине человека (людей). Какие чувства он(и) испытывает(ют)? Чувства и состояния, которые может испытывать человек: гнев, злость, стыд, страх, раздражение, тревога, отчаяние, тоска, скука, обида, вина, радость, ликование, сопереживание, зависть, горе, безысходность, печаль, грусть, удовлетворение, интерес, любовь, ненависть, брезгливость, презрение, любопытство, недовольство, благодарность, боль, безразличие, разочарование, апатия, отрешенность, задумчивость, безучастность, холод, голод, усталость, утомление, умиление. 2. Могли ли бы вы доверять этому человеку, рассказать ему какой-то свой секрет? Мог ли он стать вашим другом? Почему? Что в его облике заставляет вас так к нему относиться? 3. В парах изобразить какие-либо чувства: гнев, любовь, злость. Класс должен отгадать, какое чувство разыграно. 4. Далее участникам тренинга (или группам) раздаются карточки, где перечисляются различные характеристики личности и описания внешних черт человеческого облика (до 40 характеристик). Участникам предлагается выбрать из предложенных те характеристики, которые, по их мнению, подходят к изображенной личности. Затем выбранные характеристики обсуждаются. Учитель комментирует, насколько верно выбрана та или иная характеристика. Если это возможно, некоторые качества личности можно дополнить примерами конкретной ситуации, где проявилось то или иное качество.
Карточка 3 Различные характеристики личности: грозный, жестокий, гордый, честолюбивый, властный, радушный, умный, справедливый, строгий, кроткий, добрый, беспощадный, тиран, подозрительный, милосердный, требовательный, дальновидный, скупой, преданный, мужественный, разумный политик, грустный, скромный, щедрый, сильный, смелый, веселый, хороший работник, мстительный, решительный, новатор, непритязательный, слабый, мягкий, целеустремленный, поддающийся влиянию, нерешительный, уступчивый, волевой, трудолюбивый, энергичный, имеющий деловую хватку, миролюбивый, интересующийся всем новым, заботливый, талантливый, любознательный, реформатор, хозяйственный, верный, праведник, воинственный, трусливый, хитрый, бесстрашный, глупый, эгоистичный, образованный, великодушный, молчаливый, эмоциональный, чувствительный, честный, болтун, любящий, разумный. 5. Ассоциации, которые возникают при рассмотрении портрета. На кого или на что, по вашему мнению, похож этот портрет? С чем связывается у вас изображение этого человека? 6. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал? (по работе со старинными семейными фотографиями) Тренинг может проводиться в связи с изучением темы «Моя родословная. Семейное древо». Учащимся заранее дается задание: принести, если у кого-то сохранились, старинные черно-белые фотографии, на которых изображена большая семья, расспросить у родителей об этих фотографиях: кто изображен, когда сделаны фотографии. 1. Рассмотреть имеющиеся фотодокументы, выслушать рассказы о них. Показать детям известные исторические картины (например, А.П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке») или фотографии (например, семья Николая II) известных в истории семей. Рассматривая, акцентировать внимание детей на том, как располагались члены семьи: в центре самые значимые — мать и отец, дедушка и бабушка; очень маленькие дети — на руках, старшие дети — на заднем фоне, средние по возрасту дети и любимые домашние животные — сбоку или спереди на полу.
2. Сделать фотографию (картину) «семьи прошлого века». Все участники тренинга должны расположиться «для фотографирования», как будто они являются членами большой семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, внуки, собачка, кошечка). Каждому участнику придумать имя и небольшую историю этого члена семьи: кто он, чем занимается, черты характера и т. п. Если участников много, их можно разделить на две группы (в среднем в такой группе может быть около 10 человек). Фотографировать можно условно, но лучше, если есть возможность, по-настоящему сфотографировать получившуюся «семью», а потом подписать выбранные имена. 3. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал? (по работе с историческими личностями) Этот тренинг целесообразно проводить в конце года, когда уже накоплен определенный материал по различным историческим персонам, на нем происходит обобщение знаний учащихся, но в то же время учащиеся узнают много новой информации о каждом историческом герое. 1. Заблаговременно участникам предлагается выбрать исторического героя, к которому они испытывают какие-либо чувства (не обязательно положительные), не равнодушны (на стене помещен плакат с именами различных исторических деятелей, но выбирать можно, и не пользуясь списком). При этом важно, чтобы учащиеся сами осуществляли выбор, а не учитель или родители навязывали роли. Это позволит ребенку подняться в своем личностном развитии, пройти определенную полезную психологическую работу. Для учителя, внимательного педагога тренинговая работа даст обширную личностную информацию об учащихся класса. Ничего страшного, если будут два Петра I или три Екатерины II — они все равно будут разные. Учащимся необходимо написать на карточке выбранное имя, прикрепить карточку к одежде.
2. По кругу каждый рассказывает, как осуществлялся выбор, почему выбран именно этот человек, какие чувства, ассоциации он вызывает. 3. Знакомство: представиться (от лица выбранного исторического героя) и сказать о «себе» несколько слов. 4. Далее предлагается продолжить знакомство, задавая вопросы друг другу, а «исторические герои» отвечают, при этом не требуется быть исторически точным в ответе на вопросы, нужно вообразить, как мог бы ответить тот или иной исторический герой. В этом упражнении ведущий тоже может задавать вопросы, чтобы «подкинуть» историко-психологическую информацию, характеризующую личность того или иного исторического героя. 5. Игра «Аплодисменты». Ведущий произносит предложения-задания, начинающиеся словами: «Встаньте те, кто...» Участники встают, если предложение относится к их герою. Тот, кто не встает, дружно хлопает вставшим. Если встают все, то стоя дружно хлопают сами себе. Учитель контролирует, насколько правильно учащиеся выполняют задания, комментируя ошибки и неточности. Содержание предложений-заданий может быть следующим. 1. Встаньте те, кто правил государством. 2. Встаньте те, кто участвовал в военных действиях. 3. Встаньте те, кто никогда не ездил на поезде. 4. Встаньте те, кто сидел в тюрьме. 5. Встаньте те, кто написал книгу. 6. Встаньте те, кто жил за границей. 7. Встаньте те, кто болел душой за Отечество. 8. Встаньте те, кто владел заводом или фабрикой. 9. Встаньте те, кто был награжден орденами. 10. Встаньте те, кто никогда не летал на самолете. 11. Встаньте те, кто никогда не был за границей. 12. Встаньте те, кто беззаветно любил свою Родину. 13. Встаньте те, кто видел при жизни торжество своих идей и замыслов. 14. Встаньте те, кто прожил всю жизнь в довольстве и достатке. 6. «Поиск друзей». Походить внутри круга, поздороваться со всеми, найти исторических друзей, объединиться в группы. 7. «Поиск общего». Предлагается обнаружить то общее, что объединяет исторических героев, входящих в определенную группу. 8. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?
(по работе с историческими личностями) 1. «Снежный ком» исторических имен. Игра идет по кругу. Первый участник называет имя своего исторического героя, другой называет сначала имя первого, затем свое. Третий участник называет первого, второго, а затем прибавляет свое и т.д. 2. Продолжить предложение (по кругу): «Я бы хотел взять у моего героя такое качество (особенность характера, способность), как...» 3. Продолжить предложение (по кругу): «Я бы не хотел взять у моего героя такое качество (особенность характера, способность), как...» 4. Игра «Ужасная тайна». (К этой игре лучше приготовиться заранее. Учитель может дать задание на дом: найти у своего героя какой-нибудь секрет или информацию, которую не принято или неприятно говорить другим, какую-нибудь «ложку дегтя». Например: «Я сам участвовал в жестоких казнях людей!», или «Я часто сваливал на других свои ошибки», или «Я иногда проявлял трусость».) Сидящие в кругу через одного сообщают на ухо своему соседу ужасную тайну о «себе» (о том историческом герое, которого играет школьник). Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас участвовал в жестоких казнях людей!» В такой форме фразы идут по кругу. Когда секрет приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг. Таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел круг. Затем ужасный секрет сообщают оставшиеся исторические личности таким же образом. После этого все говорят вслух, какие секреты они узнали, пока все секреты не будут припомнены. Другой вариант: учащиеся пытаются отгадать, к кому относится каждый из секретов. Можно закончить упражнение фразой: «Мы об этом никогда никому не расскажем!» Учителю целесообразно тоже сесть в круг и, рассказав о секрете какого-либо героя, участвовать в процессе. В этом случае он тоже слышит все секреты. 5. «Подарок потомку». Дается несколько минут на размышление о том, какой подарок мог бы подарить выбранный исторический герой участнику тренинга, представлявшего его. Обсуждение «подарков». 6. Игра «Волшебная палочка». Положите на стол в центре круга «волшебную палочку». Объявите, что при ее помощи можно стать добрым волшебником и любого участника превратить в любого человека, жившего в прошлом, — только из самых добрых побуждений. Если намерения «волшебства» не добрые, то «волшебная палочка» не действует. Любой участник может встать, взять палочку и, коснувшись другого участника, произнести: «Превращаю тебя в..., потому что...» Если ученик затрудняется с выполнением этого задания или с объяснением причин, то не стоит на этом долго задерживаться, требовать обязательного участия, нужно передать слово другому. Объясняя мотивы «превращения» — почему он хочет «превратить» другого в тот или иной исторический персонаж, — ученик называет внешнее сходство, сходство черт характера, желание развить и добавить определенные свойства личности и т. д. В этом упражнении задача учителя — поддерживать доброжелательную атмосферу. 7. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового? (по работе с историческим временем) 1. Разогревающее упражнение. «Погружение в историю». Всем необходимо закрыть глаза. Представить, что воображаемая «машина времени» начинает свой путь. Произвести отсчет веков в обратном порядке (как в ракете: 5, 4, 3, 2, 1): XX, XIX, XVIII, XVII,.. Каждый век называет только один человек, причем не по порядку. Если 2 или более человека называют один и тот же век, то отсчет начинается сначала. Группе дается пять попыток. Это упражнение предваряет тренинговую работу и несет психологическую нагрузку коммуникативного объединения, подготавливает воображение учащихся. Хорошо, если в одном из вариантов «погружения» учащиеся остановятся в том веке, с которого предстоит работа в задании. Если же этого не произошло, то учитель сам с помощью «машины времени» перемещает учащихся в нужную эпоху. Например, школьники остановились на IX в. Учитель говорит: «Мы с вами погрузились достаточно глубоко, но, поскольку сейчас руль управления у меня в руках, я хочу предложить вам сегодня побывать в эпохе ледникового периода (перенестись в... век). Поэтому мы продолжаем путешествие на машине времени, и перед нами проходит VIII, VII, VI, V... века. И мы с вами оказываемся в... веке. 2. Игра «Виртуальныйшлем». «Надевая» воображаемые шлемы, ученики закрывают глаза, погружаются в определенную эпоху и представляют себя живущими в ней. На каждом занятии эпоха может быть другая. Например, на первом занятии руководитель тренинга переносит группу в первобытное общество: «Представьте себе, что вы уже не в этой комнате, а в огромной пещере. Вы полулежите недалеко от костра, на котором жарится мясо убитого недавно мамонта. Вы чувствуете его аромат. Все тело постанывает от напряжения трех последних дней...» После того как учитель закончил путешествие и попросил учащихся снять «виртуальные шлемы», каждый рассказывает подробности, которых не было в речи учителя, а нарисовало воображение учащихся. 3. Игра «Событие — дата — век». Первый участник называет какое-либо историческое событие, следующий по кругу — дату этого события, третий — век, к которому относится эта дата; четвертый — другое событие, пятый — дату этого события, шестой — век и т. д. 4. «Возвращение в современность». Игра проводится по типу первой. У всех закрыты глаза, производится отсчет веков, но уже в другую сторону: I, II, III... 5. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового? (по работе с историческим временем) 1. Разогревающее упражнение «Погружение в историю» (так же, как и в предыдущем тренинге). 2. «Виртуальныйшлем». 3. Продолжить предложение «Если бы я жил в... веке (эпохе)». 4. Игра «Хранитель ворот истории». Ведущий начинает игру следующим образом: «Представьте, что вы сейчас находитесь у ворот "Царства Истории" (воротами может быть проход между двумя стульями). Ваша задача — пройти в эти ворота. Я — хранитель ворот и могу пропустить только того, у кого в памяти осталось нечто хорошее об эпохе, которую вы представляли сегодня. Итак, что хорошего каждый может сказать об эпохе?» 5. Каждому участнику тренинга предлагается нарисовать на отдельном листе взаимосвязь прошлого и будущего. Лист А4, положив горизонтально, мысленно нужно поделить надвое: провести диагональ, которая разделит его на левую нижнюю и правую верхнюю части. В середине оставляется пустое место величиной с ладонь. Прошлое рисуется в левой нижней части листа (это может быть прошлое как человечества, так и человека, кому что захочется), будущее — в верхней правой части листа. В центре место остается пустым. Учитель может сказать, например, так: «Вы рисуете прошлое и будущее — любые варианты, все, что вам придет в голову, как именно вы представляете его себе». (Это может быть конкретный рисунок, а может быть абстракция. Важно, чтобы ребенок рассказал потом, что именно он изобразил.) Работа в кругу: каждый школьник предъявляет свой рисунок всем, а остальные ребята говорят о своих ассоциациях, что они видят на рисунке, что им это напоминает, свои впечатления. Только потом школьник рассказывает всем, что он изобразил. Затем учитель дает следующее задание (иногда имеет смысл сделать это упражнение в другой день): нарисовать себя (настоящее) на оставшемся пустом месте в центре рисунка. При этом совсем не обязательно, чтобы это был автопортрет: каждый может представить себя кем или чем угодно (бабочкой, самолетом, птицей или каким-то фантастическим животным...). Затем опять проходит работа в кругу: ребята смотрят работы друг друга и рассказывают о своих ассоциациях, впечатлениях наблюдениях, например о том, как изменился рисунок. Это очень емкое упражнение, но в рамках учебной и воспитательной работы наиболее важный результат — это персонификация времени каждым ребенком, а также процесс осознания себя во времени. 6. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового? (по работе с предметной наглядностью) Целью работы с предметной наглядностью является развитие исторического воображения и наблюдательности, умений и навыков извлечения информации из различных предметов, невербальных источников. При этом тренируются навыки визуального понимания, память, мышление, воображение, внимание, формируются умения: строить гипотезы и проверять их истинность, выносить суждения о том, что мы видим, на основе информации, которую несут предметы материального мира. 1. Упражнение, дающее ответ на вопрос: Почему в музее экспонаты не разрешают трогать руками? Взять несколько предметов белого цвета или быстро пачкающихся (яичная скорлупа, белая ткань, глянцевая фотография...). Разделить или разрезать каждый предмет в присутствии школьников на две части, одну часть положить в коробочку. Затем оставшиеся части передать по цепочке, чтобы каждый мог ощупать и внимательно рассмотреть их. Сравнить прошедшую через руки часть и ту, которая осталась в коробочке. Как изменились вещи всего за несколько минут? Поговорить о том, как трудно в музеях хранить вещи веками и почему предметы нельзя трогать руками. 2. «Мешочек». Помещаем несколько вещиц (например, свисток, клубочек ниток, маленький пузырек от духов) в матерчатый завязанный мешочек и передаем его по цепочке. Задача каждого участника — прощупать вещицы в мешочке и высказать как можно больше предположений: что это? 3. Игра «10 вопросов». Вызываются два человека, которые садятся спиной к спине. Одному дается предмет, другой должен отгадать, что это, задавая вопросы первому (можно ограничить число вопросов 10). Развивается умение задавать вопросы, логика. 4. Характеристики различных материалов. Для этого упражнения необходимо подготовить либо образцы материалов: кусочки дерева, железа, ткани, мела, камня, глины, воска, кожи, бумаги, фольги, стекла, меха, шерсти, ваты, пластмассы, перья и т. д., либо предметы, созданные из этих материалов. Можно заранее попросить самих детей принести какие-либо материалы для будущей коллекции. Дать детям внимательно исследовать каждый материал. Можно поэкспериментировать и проверить материалы на водонепроницаемость, твердость, сминаемость, гибкость... Обсудить, какими свойствами или характеристиками обладает каждый материал. Как можно использовать каждый материал, где его найти, чем заменить? 5. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового? (по работе с предметной наглядностью) 1. Для данного тренинга понадобится собрать небольшую коллекцию старинных предметов. Если учитель не располагает такой коллекцией и не сможет воспользоваться материалами из школьного музея, можно попросить учащихся или родителей принести предметы старины. Эти предметы раскладываются на столе и накрываются тканью. Учащиеся рассаживаются полукругом вокруг стола. «Итак, на столе находится более 10 предметов, они накрыты тканью. Сейчас я открою их ненадолго, а ваша задача — запомнить как можно больше предметов». Учитель открывает предметы, учащиеся в течение определенного времени смотрят на них. Затем учитель опять закрывает их, школьники должны вспомнить как можно больше предметов (записать). Далее учитель выясняет, у кого самый большой список: «У кого получилось больше 8 предметов? У кого больше 9?» Учитель берет в руки самый длинный список. Оглашает его, проверяя правильность. Остальные ребята вписывают в свои тетради то, что они забыли. «Ребята, кто может сказать, какие предметы забыл написать наш победитель игры?» 2. Затем учитель просит учащихся закрыть глаза и меняет местами 2-3 предмета, 1-2 убирает. Школьники должны сказать, что изменилось. 3. Объединить предметы в группы. Задание учащимся: назвать предметы, относящиеся к какой-то группе, — предметы круглой (прямоугольной) формы; сделанные из глины, дерева, железа, ткани... Какие еще можно выделить группы предметов? Представьте, что вы хранители музея и вам нужно расставить эти предметы, объединив их, в разные витрины. Варианты: предметы, относящиеся к одной эпохе; предметы, сделанные руками человека; предметы которыми пользовались мужчины, женщины... (таким образом демонстрируется, как один и тот же набор предметов можно изучать по нескольким направлениям). 4. «Коробочка». Учитель берет в руки старинную коробочку, не открывая, показывает детям и предлагает высказать суждения о ней. Затем он просит предположить, для чего она предназначена и что находится внутри. После этого коробочка открывается и дети рассматривают внутренности. Кто мог быть хозяином этой коробочки? Описать его. Определить примерный возраст. Придумать историю, связанную с этой коробочкой. Как она дожила до наших дней, почему сохранилась? 5. Показать предмет, чтобы дети внимательно рассмотрели его, затем попросить нарисовать предмет, как они запомнили. Снова показать предмет, передать его по цепочке, при этом каждый должен рассказать о том, чего он не заметил при первом рассматривании и не отобразил в рисунке. 6. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового? (по работе с предметной наглядностью) 1. Каждому ученику дается один из предметов старины и листок с заданиями по работе с этим предметом. Описать предмет. Возможные вопросы и задания при работе с предметной наглядностью: Что это? Сделайте рисунок этого предмета. Каковы размеры данного предмета? Опишите форму предмета, цвет, украшения. Почему он именно такого размера, формы? Почему он именно такого цвета? Как он пахнет? Из какого материала сделан предмет? Какое сырье использовалось для производства этого материала? Почему именно из этого материала изготовлен предмет? Каковы его преимущества; его недостатки? Мог ли предмет быть изготовлен из другого материала? Что изменилось бы в этом случае? Для каких целей предназначался этот предмет? Насколько хорошо предмет служил тем целям, для которых был создан? Его переделывали, приспосабливали, чинили? Как часто им пользовались? Сколько владельцев у него было? Что вы можете сказать об этих людях? Почему так могло сложиться, что предмет сохранился до наших дней? Как он может выглядеть в будущем (через 100 лет)? В прошлом? Есть ли надпись? О чем она говорит? Почему на предметах обычно ставятся символы, логотипы и фирменные знаки? Как вы думаете, сколько таких же предметов было создано? Можно ли что-нибудь сказать о том, как создавался этот предмет? Он сделан руками человека или машиной? Из скольких частей он состоит? Как соединены части? Может быть, он был частью чего-либо? Как долго в среднем можно пользоваться таким предметом? Чем можно его заменить? Что можно сказать об эстетическом оформлении предмета? Как можно его усовершенствовать? Каково назначение украшений? Какова ценность этого предмета: для людей, которые его сделали; для людей, которые им пользовались; для людей, которые хранят его; для людей, которые работают в банке, ломбарде; для музея; для вас лично? Какая самая важная мысль возникает при рассмотрении этого предмета? • Представьте, что вы — этот предмет, и напишите (расскажите) историю (сказку) о своей жизни. 2. Некоторые описания и сказки прочитываются (рассказываются). Обсуждение. 3. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового?
1.1. СОЦІАЛЬНА СТАТИСТИКА ТА її ПРЕДМЕТ Кожна людина і суспільство в цілому постійно перебувають водночас у трьох сферах: економічній, соціальній і духовній. Ці сфери нерозривно пов'язані між собою, безперервно взаємодіють і доповнюють одна одну. У кожній з них відбуваються певні процеси та явища, які можуть бути кількісно виміряні і якісно оцінені. Кількісні характеристики масових процесів і явищ, притаманних економічній сфері, вивчає, узагальнює й аналізує економічна статистика. Вона використовує з цією метою відповідні методологічні положення та статистичні методи. Аналогічні завдання в соціальній і духовній сферах має соціальна статистика. Соціальне життя суспільства являє собою сукупність процесів, кожний з яких породжується численними соціальними явищами, їх перебігом у часі і просторі. Соціальні явища — це не що інше, як конкретні вияви взаємодії окремих осіб, суспільних груп і соціальних інститутів, спрямовані на задоволення певних інтересів і потреб. Усі соціальні явища й процеси, соціальне життя в цілому характеризуються не лише якісними виявами, а й кількісно. У кожний момент часу зазначені явища й процеси, а також їх суспільні наслідки можна кількісно визначити: виміряти їх рівні та поширеність, знайти їх співвідношення, виявити взаємовпливи, оцінити перспективи подальшого розвитку. На підставі всієї сукупності результатів таких вимірювань можна дістати кількісні характеристики соціального життя, виявивши закономірності й тенденції їх розвитку.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |