Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные и половые различия в отношении к деньгам.




Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.

В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи. Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя и т. д. В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства.

Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций - вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением.

Начаты интересные исследования в области социокультурных различий в определении у разных народов качеств, считающихся первоочередными для приобретения богатства. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении дел (а не в превращении воздуха в деньги) оказались так называемые трудоголики, обладающие обеими группами указанных свойств и способные посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги вкладывая в производство.

 

С социальной точки зрения хранение денег (за исключением намеренного пуска их в рост с последующим использованием для проживания) связано с созданием морального и материального подспорья "на черный день". Это могут быть болезни, природные катастрофы, экономические кризисы и т. п. Психологические причины, вероятно, лежат значительно глубже, поскольку склонность к накоплению проявляется значительно раньше, чем человек осознает возможность грядущих катастроф. Психоанализ рассматривал влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство (он может рассматривать их, как игрушки, привлекает этим внимание родителей). Такая манера ребенка впоследствии трансформируется в экономическое поведение. Из удерживающегося от дефекации ребенка вырастает бережливый взрослый, из несдерживающегося - транжир.

Склонность к хранению денег может быть психологической чертой человека, но она удачно подкрепляется условиями обитания, развитием банковской инфраструктуры, устойчивостью развития страны. Исторически первый вид хранения денег - клады. Сегодня клады претерпели существенную трансформацию: деньги не закапывают и не замуровывают. В нашей стране, по подсчетам специалистов, на руках хранится большое число сбережений в рублях и валюте, практически изъятых из обращения. Это так называемый "чулок". Имея на руках даже небольшие суммы, население страны еще не умеет заставить их работать. Это связано с недоверием к банковским структурам, ценным бумагам, большим риском наряду с негарантированным и небольшим доходом. Другой путь сохранения денег по современным методикам - перевод в зарубежные банки. По смыслу эти сбережения не только клады, но и средство обогащения. Своеобразным средством сбережения является также приобретение собственности за рубежом.

Психологически же к укрытию кладов более склонны интроверты, осторожные, недоверчивые люди, трудно переносящие потери. По Н. Форману, разработавшему денежную типологию личностей, клад, скорее всего, спрячет "скряга", для которого деньги играют роль символа защиты, безопасности, терапии.

Возможно отношение к деньгам не накопительское, а коллекционерское. Коллекционирование денег никакого отношения к обогащению не имело. Оно возникло примерно через 600 лет после того, как была изготовлена первая монета. Тогда пробил час для изготовителей поддельных монет.

Многие нормы и правила поведения в отдельных слоях населения формировались, исходя из целей сохранения богатства в одних руках.

Мужчины - Придают деньгам повышенную ценность (соревнование). Большая компетентность в обращении с деньгами, склонность к риску с целью их приобретения.

Женщины - Подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег. Испытывают фрустрацию по поводу их отсутствия, зависть к тем, кто их имеет. Чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия). Верят, что заработок зависит от усилий и способностей.

10. Бедность и богатство (психологический аспект).

Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго до Адама Смита. Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные - власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов - тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало "подтягивание" жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.

Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные - несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день не менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.

Конечно, бедняк бедняку - рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир.

Иной тип личности - мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит "вымывание" специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило - нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий "под фанеру"). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, - на время или навсегда.

В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

11. Эволюция отношения к деньгам в онтогенезе

Отношение людей к деньгам формируется в достаточно юном возрасте и при непременном, пусть и не всегда сознательном участии родителей. Ребенок может демонстративно не обращать внимания на надоевшие поучения родителей, однако, он как губка впитывает практическую информацию.

Изначально у ребенка не сформировано отношение к деньгам, генетически в этом не было необходимости. Для ребенка бывает очень трудно понять, что деньги – это эквивалент товаров и услуг. Он пока не знает их стоимости. Поэтому довольно часто можно наблюдать такие картины, когда какой-нибудь малыш громким голосом настойчиво кричит своим родителям купить игрушки, сладости и т.д..

Однако уже с дошкольником на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева...

В младшем школьном возрасте ребенку уже можно давать на собственное распоряжение определенную сумму карманных денег, так как к этому возрасту он уже вышел в более широкий социум, стал более зрелым и вдумчивым, научился считать и может соотнести стоимость покупки и количество имеющихся денег. Вместе с тем у него как такового определенного отношения к деньгам еще не выработалось.

В подростковом возрасте деньги для детей – символ независимости, в первую очередь независимости от семьи, своих родителей. Наличие денег для них предполагает образ взрослого, самодостаточного человека, каким они хотят выглядеть в данном возрастном периоде.

В старшем школьном возрасте - в последнем периоде школьной жизни, предваряющем вход во взрослую жизнь – у большинства молодежи ценность денег переоценена. Это объясняется тем, что для них деньги являются необходимым условием успеха в жизни. Деньги в данном возрасте выступают для человека как терминальная ценность.

 

12. Денежные типы личности.

Тип личности Характеристика

Скряга Увлекательно само по себе накопление денег. Присущ страх потери, недоверия к окружающим. С помощью денег обретает чувство защищенности, безопасности

Транжир Бесконтрольно расходует деньги, особенно в периоды депрессии, появляется ощущение своей незначительности, отверженности. Деньги имеют терапевтический смысл, являются символом защиты, безопасности. Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами носит временный характер.

Денежный мешок Захвачен деньгами, которые рассматривает, как лучший способ добиться высокого статуса и одобрения окружающих. Деньги для него — источник силы, обеспечивающий власть.

Торгаш Испытывает ощущение превосходства над другими, когда удается купить вещи за меньшие суммы. Раздражается, если приходится платить запрашиваемую цену.

Игрок Бодр и оптимистичен, когда принимает вызов, получает выигрыш или проигрыш от игры. Деньги для него — символ свободы.

Коллекционер Деньги представляют ценность как предмет искусства. Хорошо понимает их стоимость в этом смысле. По типу деятельности ближе всего к «торгашу». По профессии может быть кем угодно, нередко коллекционирование становится основным занятием.

Абстракционист Безразличен к деньгам, накоплению, покупкам. Охотно поручает распоряжаться заработанными деньгами близким людям, высвобождая время для работы. Часто встречается среди работников творческого труда.

Конкретик Человек, для которого деньги представляют вполне осознанную и определенную ценность. Недостаток денег воспринимает трагически. Придерживается этики вещизма и накопительства.

Завистник Завистлив и неприязнен к преуспевающим людям, не способен взять на себя ответственность за свои неудачи. В случае денежной удачи, кичлив к тем, кто имеет меньше денег.

Паразит Готов жить на подачки, не несет ответственности ни за кого и ни за что. Представитель социальных низов.

Фальшивомонетчик Ярко выраженная наклонность получения выгоды путем обмана. Необязательно богатый человек.

 

13. Этапы становления рекламы.

I. Объявления. В античном мире рекламы существовали в двух видах: устные и письменные объявления.

II. Вывески. Появляются в Средние века. Обозначают деятельность, профессию. Вывеска – это символический знак. Например, над лавкой булочника висит рогалик.

В России вывески носили предметный характер. Так, если на воротах висит пучок соломы, то это – постоялый двор. Цель – проинформировать население о товарах и услугах. Обозначение театров, больниц, отелей – все это вывески.

III. Афиша и плакат. Появляются с развитием книгопечатания. Их можно тиражировать в большом количестве. Цель афиши – сообщить информацию как можно большему количеству людей. Они переносны. Отличие афиш и плакатов: афиша – это всегда текст, а плакат – текст и изображение.

IV. Реклама на телевизоре и радио. Появление радиотелевидения. Реклама доходит до каждого человека. На радио и на телевизоре реклама занимает одну треть эфирного времени. Эта реклама действует на слух и зрение. Они действуют на каждого и тем самым навязывают стереотипное мышление. Реклама становится все более доходчивой и напористой.

V. Интернет-рекламы - представление товаров, услуг или предприятия в сети Интернет, адресованное массовому клиенту и имеющее характер убеждения.

 

14. Социальная реклама. Скрытая реклама.

Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.

Чаще всего заказчиками такой рекламы выступают государственные органы или некоммерческие организации, а рекламные агентства и распространители рекламы в ряде случаев изготавливают и размещают её на безвозмездной основе, либо по сниженным ценам.

Наиболее известными примерами такой рекламы являются кампании по борьбе с наркотиками, соблюдению правил дорожного движения, пропаганда здорового образа жизни, охрана окружающей среды и другие.

Во время Первой мировой войны, в 1917 году в США появился рекрутинговый плакат Джеймса Монтгомери Флегга «Ты нужен американской армии», на котором «дядя Сэм» призывал новобранцев идти в армию. По композиции и стилистике знаменитые в 20-е и 40-е годы в СССР соответственно плакаты Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» очень напоминают плакат Флегга. Они тоже входят в социальную рекламу.

Скрытая реклама – реклама, не обозначенная как таковая, размещённая под видом информационного, редакционного или авторского материала, закамуфлированная под личное сообщение (спам) или иную нерекламную информацию.

Долгое время бытовал слух о существовании мистического вида скрытой рекламы – 25 кадра. Вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери позднее признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран.

Также скрытая реклама — та, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие в силу метода передачи.

В большинстве стран скрытая реклама запрещена, но её определение достаточно сложно, и практика наказания за скрытую рекламу неизвестна.

К скрытой рекламе иногда относят так называемый продакт-плейсмент. В отличие от другой скрытой рекламы, он обычно разрешён. Например, фильмы про Джеймса Бонда – сплошные рекламы автомобилей дорогих марок.

 

15. Отношение к рекламе (типы людей).

Типы отношения к рекламе:

1. Нейтральное отношение – оценивают что-то новое, рассматривают рекламу как объект исследования.

2. С раздражением, отрицательно – не видят никакой пользы.

3. Положительно – признают ее полезность и то, что реклама удовлетворяет потребность людей в социальных контактах.

На рекламу положительно реагируют экстраверты, люди, только-только вступающую в самостоятельную жизнь и нуждающиеся в обустройстве своего быта (например, студенты в общежитии), люди, которые быстро стали богатыми благодаря рекламе, и люди, которые много работают. Последние составляют 80% нашего населения.

16. Понятие «экономическая безопасность».

Экономическая безопасность представляет такое состояние экономической жизнеспособности общества, при котором оно за счет собственных ресурсов относительно полно и непрерывно удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, обеспечивает социально-экономический прогресс и оборону независимо от влияния негативных факторов.

Экономическую безопасность можно рассматривать с трех позиций:

во-первых, как состояние, означающее наличие таких научно-технических, природно-экономических условий и профессиональной подготовленности населения, которые обеспечивают эффективное функционирование производства и конкурентную способность его продукции;

во-вторых, экономическая безопасность предполагает реальную деятельность общества по поддержанию и наращиванию условий прогрессивного развития экономики как с точки зрения роста ВВП, так и с точки зрения его качественной структуры;

в-третьих, экономическая безопасность выступает как многофакторная и разноуровневая категория, сущность которой может быть раскрыта на основе анализа многих экономических факторов, критериев и показателей.

Важное практическое значение имеет определение уровней экономической безопасности, что позволяет более четко ориентироваться в сущности и структуре экономических национальных интересов, и в соответствии с этим вырабатывать экономическую политику и стратегию, а также в каждый данный период времени более четко выявлять "слабое звено" в структуре экономической безопасности и вырабатывать соответствующую реакцию для укрепления этого звена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.