Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софистическая, сократическая и цицероновская модели античного риторического идеала.




Мифологичность сознания древних греков одарила каждую область знания музой-покровительницей. Но если большинство наук имело одну музу, то красноречие находилось в ведении трех богинь: Пейто — богини убеждения и Эрид — богинь спора. Эрид было две, так как греки отличали спор конструктивный, направленный на достижение истины, от спора конфликтного, направленного на достижение победы любой ценой. Первый был назван диалектикой, второй — эристикой. Диалектика и эристика разрабатывались двумя различными философскими школами: мыслителями, чьи воззрения уходили корнями в учение Сократа, и упомянутыми выше софистами. Именно борьба этих направлений отложила отпечаток на содержание античной риторики и обусловила особенности риторического идеала античности.

Сообщество руководствуется определенным риторическим идеаломсистемой наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившейся в той или иной культуре и отражающей систему ее ценностей. Риторический идеал античности конкретизирован в трех моделях красноречия, различающихся по ряду частных свойств: эристической (софистической), диалектической (сократической) и цицероновской.

Эристическая модель. Целостную систему риторического воспитания и образования гражданина греческого полиса, включавшую обучение монологическому мастерству и искусству спора, разработали и осуществили софисты. Сегодня слова «софист», «софистика» (как и «риторика») имеют вторичное значение, выражающее отрицательную оценку: софистика — словесное фокусничество. Родоначальник софистики Протагор исходил из того, что все в мире относительно, субъективно, а сама жизнь пестра, бесконечно разнообразна и изменчива. В то же время вклад софистов в античную культуру в целом и риторику в частности огромен. Они первыми заговорили о силе состязательного слова и исследовали ее. Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями.

1. Это была риторика манипулирующая, монологическая. Показателем высшего риторического мастерства была власть над аудиторией.

2. Это была риторика агональная, т. е. риторика словесного спора, состязания, борьбы. «Хороший оратор познается в борьбе», — утверждали софисты.

3. Это была риторика релятивистская. Не истина была целью спора, а победа.

Диалектическая модель. В спор с софистами вступает Сократ. В софистике «внешнее», «удовольствие» и «мнение» вытесняют «реальность», «добродетель», «истину». Напротив, Сократ, ведомый страстным желанием «понять и оценить жизнь», в центр внимания своей философии этического антропологизма помещает как раз вопросы смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания и истины. В сократовских беседах осознается и утверждается новый способ речевого поведения: кратко задавать вопрос, кратко отвечать, выслушивать сказанное и снова спрашивать. Оратор должен быть философом; подлинное красноречие — это своего рода философия вслух, из уст в уста, мысль в ее речевой циркуляции между умами людей. Красноречие — это искусство («искусство управлять умами») и даже более того, искусство искусств, ибо силы всех искусств оно собрало и держит в своих руках. А риторика — всего-навсего сноровка, требующая живости ума и упражнений, но лишенная нравственной опоры и цели. Риторический идеал Сократа-Платона можно представить так.

1. Диалогичность. Не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли. Каждый из участников общения выступает как активный субъект.

2. Гармонизация. Надо объединить усилия участников общения для достижения разумного согласия.

3. Смыслообнаружение. Цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи.

Формирование риторического идеала античности было продолжено Демосфеном и Аристотелем, оставившими высочайшие образцы практического и теоретического красноречия, обобщившими достижения ораторского искусства.

У Аристотеля исходный момент анализа мышления — язык; изречение — это мышление в действии. Дело риторики не убеждать, а в каждом конкретном случае находить способы убеждения. В риторике Аристотеля объединяются процессы логического и паралогического, исключительным рационального и иррационального, как это и необходимо для передачи всего многообразия практики. Аристотель обладал талантом классификатора, что проявилось и в его труде «Риторика». Речь связывает оратора со слушателем по поводу некоторого предмета, причем слушателя надо убедить. Отсюда — две типологии: во-первых, речей, во-вторых, средств убеждающего воздействия.

Согласно Аристотелю, убеждение возможно в трех случаях: когда слушатель сочтет речь справедливой, полезной или приятной. Установка на справедливость свойственна речам судебным, на полезность — совещательным (сейчас бы это назвали парламентским красноречием), на приятность — эпидейктическим (хвалебным или хулительным). Судебные речи ориентированы на прошлое (было — не было), совещательные — на будущее (что надо делать), а эпидейктические, на взгляд философа, — на настоящее.

Далее, из того же понимания структуры речевого события вырастают три группы средств доказательства тезиса. Пафос — это возбуждаемые оратором в сердцах слушателей страсти. Этос (нравы) — это производимое речью убеждение в высоких нравственных качествах оратора. Наконец, логос — аргументы в узком смысле, определяемые характеристиками предмета речи и выделяемые мышлением.

Цицероновская модель. Цицерон — и теоретик, и практик. Трактат «Об ораторе» написан в виде диалога и посвящен воспитанию оратора, целям и основным категориям риторики. История римской риторики представлена в трактате «Брут», рассуждения о стиле и ритме — в трактате «Оратор».

Риторика Цицерона — это риторика человека, на мировоззрение которого глубокое влияние оказала философия стоиков: все страсти подавить, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой не только и не столько истины, сколько речи. Подводя итог, можно сказать, что в творчестве Цицерона эллинские риторические установки, попав на латинскую почву и пропитавшись стоическими умонастроениями, сложились в следующую модификацию риторического идеала:

1. Это риторика гуманистическая, связывающая красноречие с развитием высших духовных качеств человека.

2. Это риторика, соответствующая практической философии, риторика слова-действия.

3. Это риторика, в которой на достижения греческих диалектики и красноречия накладывается повышенная чувствительность к плану выражения, красоте речи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.