Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие требования к диспозиции публичной речи. Фабулярный и сюжетный подходы к диспозиции.




Смысловая схема речи.

Классический и современный риторический канон (краткая характеристика этапов).

Традиционный риторический канон был ориентирован, в основном, на тексты-монологи, на речь письменную или записанную, заранее разработанную и тщательно подготовленную и отделанную. Так сложились жанры речевой деятельности: парламентская речь, речь адвоката или обвинителя в суде, речь военачальника перед войском, церковная проповедь и др.

Современная же риторика ориентируется не только на ораторские публичные речи, письма, лекции и прочее. Она отвечает на насущную потребность современного человека в риторических принципах, правилах и средствах в любом, в том числе повседневном, разговорном диалогическом общении. Особенно это актуально для возрождающейся русской риторики, что связано с внутренним устремлением русского человека ставить и решать проблемы мировоззренческого значения в обычной беседе с близкими, друзьями, знакомыми.

Кроме того, особенности современного красноречия таковы, что современная речь представляет собой интеллектуальный труд. Она требует стройного и четкого смыслового каркаса. И, наконец, невозможно научиться хорошо говорить только «по случаю», произнося доклад, тост, сочиняя письмо. Главная «мастерская» для тех, кто хочет научиться хорошо говорить — дом, семья, круг близких друзей. Если риторические умения и навыки практикуются в повседневном обиходе, то они органически реализуются в ответственных ситуациях. Поэтому классическая риторика в ее современном облике предоставит все необходимое, чтобы радовать окружающих, избегать ненужных конфликтов, чувствовать себя сильным, уверенным и привлекательным. Древние традиции эффективной речи помогут стать по-настоящему современным человеком каждому, кто поймет, что хорошая речь для этого не менее, если не более, важна, чем современная одежда.

Античный риторический канон представлен в наиболее четком виде в «Риторике» Аристотеля. В нем на пути от мысли к слову выделяется пять этапов:

1. Инвенция или нахождение, изобретение содержания речи. Здесь определялись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т. е. работы автора над раскрытием своей идеи, замысла, над содержанием своего произведения.

2. Диспозиция — расположение. В нем рассматривались композиция речей, сочинений в зависимости от жанра и типа речи.

3. Элокуция — выражение, украшение. В данной части канона анализировалось словесное оформление содержания.

4. Меморио — запоминание, т. е. приемы сохранения в памяти всего того, что подготовлено оратором на первых трех этапах работы.

5. Акцио — произнесение. В нем давались рекомендации по исполнению, произнесению речи.

Два последних этапа будут рассмотрены в теме, посвященной ораторскому выступлению. А в рамках настоящей темы остановимся на первых трех, которые и в русских риторических трактатах составляли главные части общей риторики. Вопросы со 2-го по 4-ый посвящены инвенции, с 5-го по 9-ый — диспозиции, с 10-го по 15-ый — элокуции.

 

10. Тема и авторский замысел речи. Требования к теме.

Тема — предмет речи, сочинения, разговора и т. п. Ее подсказывает ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, обстановка (о строении речевой ситуации см. лекцию по теме 2). Ситуации бывают естественные (выступление адвоката на суде, чтение лекций, парламентское выступление, посещение гостей) и искусственные, специально поставленные (тренировочные, учебные).

Требования к теме речи:

- интересность аудитории;

- ясность, конкретность;

- хорошая освоенность оратором.

Интересность — определяющее требование к теме. Проще всего поделить интересы по степени широты на общественные, групповые и индивидуальные — классификация, к которой восходит представление о масштабных и мелких темах. Интересность темы означает, что она должна находиться в области пересечения интересов говорящего и слушающего и, таким образом, вопрос о выборе «фрагмента действительности» как предмета разговора превращается в вопрос о предмете интересов аудитории.

Второе требование, требование ясности и конкретности, связано со вторым законом общей риторики (законом ориентации и продвижения адресата). Различают широкие и узкие темы. У широкой темы больше возможностей, а у узкой — конкретности, точности, деталей. Третье требование — следует брать лишь тему, которую хорошо знаете — вряд ли нуждается в разъяснениях.

Авторский замысел. Замысел автора — идея произведения, коммуникативная цель высказывания, выражение позиции. Он определяется разными факторами: образом мысли, политическими взглядами, уровнем образования, профессией и т. д. Стержнем авторского замысла является тезис, т. е. та основная мысль, которую оратор хочет донести до аудитории. Тезис всегда может быть выражен утвердительным или отрицательным суждением, отвечающим на некоторый вопрос. Требования к тезису:

· возможность полного раскрытия в рамках речи;

· понятность аудитории;

· приемлемость для аудитории;

· открытость обсуждению, полемике.

 

 

11. Изобретение содержания речи. Топ как смысловая модель.

Топика — это совокупность “общих мест” (топов, смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Термин “общие места” в современном обиходном употреблении в русском языке приобрел отрицательно-оценочное значение: “общее место — всем известная истина, слишком часто употребляющееся, всем известное выражение” (Словарь русского языка в 4-х т. М.,1982). Да и в риторической практике в новое время “общее место” стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которые говорящий мог запомнить и использовать в подходящем случае, т.е. “расхожая истина”: смерть уготована всем, время летит и пр.). Однако в древности “общие места” представляли собой настоящие смысловые модели, по которым можно было творить самостоятельно. Они давали оратору те способы размножения идей, познав которые человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. “Местами” — топами они были названы потому, что в сознании ритора речь представлялась как карта местности, на которой каждая идея занимала свою позицию, место. Поэтому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое “место” речи, получила аналогичное название. Общими же эти смысловые модели были названы по причине их обобщающей природы. У Аристотеля они служат также для обучения искусству аргументации. Значит каждая модель-топ может использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, как довод.

У разных авторов дается различный перечень смысловых моделей-топов. В “Риторике” Аристотель дает около сорока моделей. У Цицерона можно обнаружить 16 основных топов. Такое же количество предлагает читателю и Ломоносов. У Кошанского таких топов-моделей 24. Мы же остановим свое внимание на 10.

 

12.Смысловые модели «род и вид», «определение», «целое и части», «свойства», «сопоставление».

Смысловая модель “род и вид”. Нельзя рассуждать о любом понятии без соотнесения его с более общими и более частными родственными понятиями. Иными словами, речь о любой идее обязательно строится посредством “разложения” простой идеи по модели “общее/частное”, или “род и вид”. Например, пусть предметом вашей речи будет простая идея “кошка”. Общим, родовым понятием по отношению к кошке будет “кошачьи”, также “млекопитающие”, или “животные” как более высокие ступени обобщения. Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности кошки — “дикая кошка”, “домашняя кошка”. Если построить схему перехода понятий, то получится, что простая идея “кошка” размножилась вверх по вертикали к ряду родовых понятий и вниз — к видам. Таким образом, топ “род и вид” описывает модель размножения идей “по вертикали”.

Особым подразделением в топе “род и вид” будет топ “разновидности”. Сократ объяснял применение этого топа так: “Осознание предмета мыслью, кроме возведения к общему, обязательно требует умения разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни один член, как дурные повара”. Следует отметить, что используя топ “разновидности”, эллинские риторы не просто перечисляют отдельные виды, но и оценивают каждую разновидность, выбирают наилучшую, думают о способах получения хороших разновидностей и избавления от плохих. Пример из Сократа. Любовь есть исступление. Разновидности 1: исступление — следствие человеческой болезни (оценивается плохо); исступление — дар богов (оценивается хорошо). Из последней разновидности выводятся другие.

Итак, топ “род и вид” (включая топ “разновидности”) отражает универсальный закон человеческой мысли (речи) — ее “нисхождение” от общего к частному (дедукция) и “восхождение” от частного — к общему (индукция).

Смысловая модель “определение”. Вышерассмотренный топ позволяет объединить разрозненные явления в речи и возвести их к единой идее. Однако, чтобы этот процесс был непротиворечив и строго логически выдержан, необходимо определить каждое из этих явлений, чтобы сделать ясным предмет нашей речи. При этом, определение дают через род и видовое отличие. Эта традиция была заложена еще Сократом и использовалась в русских учебниках по риторике. Например, барометр — прибор для измерения атмосферного давления. Общий род: барометр — прибор. Видовое отличие — для измерения атмосферного явления. Общий род и видовое отличие составляют структуру топа “определение”.

Смысловая модель “целое — части”. Этот топ следует сразу после определения и отражает универсальный закон работы мысли — ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Этот топ предполагает, что предмет речи (идею) нужно: рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Кошанский: говорить о Москве — говорить о России); рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Описание предмета традиционно следует за определением.

Принципы разделения на части: а) в объектах, имеющих специальное предназначение для человеческой жизни, выделяются именно и только те части, которые делают эти предметы функциональными, непосредственно служат для их употребления (карандаш); б) конкретные предметы, зримо наблюдаемые объекты, не имеющие такого предназначения, подразделяются таким образом, чтобы вычленить самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов. Последний принцип дает возможность представить портрет человека или неодушевленного предмета с помощью экономно и точно отработанной характерной части — детали.

Смысловая модель “свойства”. Этот топ включает в себя несколько близких друг другу смысловых моделей: признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия. В текстах-описаниях он занимает важнейшее место. Умение хорошо описывать — умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Неумелое описание отличается тем, что признаки, функции, качества предмета называются подряд, без разбора, перечисляются равнодушно, отсутствует личностный взгляд на описываемое.

Чтобы этого избежать необходимо, используя топ “свойства” соблюдать следующие принципы: а) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций. Этот топ может быть использован для усиления выразительности речи в измененном виде: одно, самое характерное свойство может представить весь предмет и даже дать объекту имя. Смысловая модель “сопоставление”. “Все познается в сравнении” — отражает универсальность этой модели для познания мира и речи о нем. Включает в себя сравнение и противопоставление, т.е. поиски общего между предметами и открытие отличного и противоположного в них. Это позволяет упорядочить мир и сделать его доступным познанию.

1. Сравнение: поиски сходства (аналогия). Оно является механизмом познания, так как осмыслить предмет, показать его в речи можно лишь сравнив с уже известным предметом. В ходе сравнения очевидными становятся свойства характерные для предмета речи. Структура этого топа представлена двумя членами (тем, что сравнивают, и тем, с чем сравнивают) и термином сравнения, связывающим эти члены. 2. Противопоставление; поиски различного (противоположного). Суть и структура механизма этого топа сходна с механизмом сравнения: познать вещь и представить ее в речи и “сталкивая ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Из этого столкновения рождается другая риторическая фигура — антитеза.

 

13.Смысловые модели «причина и следствие», «пример», «свидетельство», «обстоятельство», «имя».

Смысловая модель “причина и следствие”. Этот топ описывает еще один универсальный тип отношений между идеями. Причинно-следственные отношения особенно важны в аргументирующей речи. Одно из главных достоинств оратора, как следует из классических образцов риторического мастерства, — умение обнаружить причинно-следственные отношения между явлениями, четко показать их в речи, использовав как живой и благодатный источник изобретения содержания. Наиболее частая ошибка при использовании этого топа — причины и следствия подменяются отношениями временной последовательности (таракан). После того — не значит по причине того!

Для создания текста топ “причина-следствие” используется в двух главных разновидностях: а) веерной и б) цепной, когда ряд умозаключений составляет рассуждение и приводит к некоему выводу. В сложных смысловых текстах они совмещаются, дополняя и развивая друг друга.

Смысловая модель “обстоятельства”. Этот топ: место, время, условия. Он позволяет развить содержание речи, отвечая на вопросы где? когда? как? каким образом? Особенно важно это в повествованиях, однако с успехом используется и в описаниях. Совершенно необходим в судебной речи.

Смысловые модели “пример” и “свидетельства”. Примеры необходимы в связи с общериторическими принципами конкретности и близости речи адресату. Черпаются они из собственного жизненного опыта, из истории, фольклорных источников, художественной литературы, Священного писания. Подыскивая примеры, следует помнить о принципе близости, они должны соответствовать интересам, уровню восприятия и понимания адресата.

Свидетельства (обращение к авторитетам) — это разного рода цитаты и изречения. Ссылка на авторитеты может выглядеть и как поэтическая цитата, и как высказывание.

Часто эти топы используются не столько для доказательства, сколько для того, чтобы просто оживить внимание аудитории.

Для соблюдения общериторическго принципа “гармонии речевого события” следует помнить: источники должны быть авторитетными не только для вас, и не только “вообще”, но прежде всего для аудитории. Очень полезны в этом сборники афоризмов. Смысловая модель “имя”. Это обращение к происхождению и (или) смыслу слова (имени), обозначающего явление или понятие, которое входит в название темы или является одной из ее идей. Этот топ предлагает присмотреться к ключевым словам, проанализировать их значение и происхождение.

Словарное значение слова служит верным средством определения понятия.

 

 

Смысловая схема речи. Выводы:

1. Каждый из топов чаще встречается в речи определенного типа: “причина-следствие” — аргументирующая; “обстоятельства” — повествование; “свойства” — описание.

2. Каждый топ, как правило, приурочен к определенной позиции в общей структуре речи, стремиться занять в ней свое место (топос): “определение” — ближе к началу; “причины” предшествуют “следствиям”; “примеры” следуют за тезисом; “свидетельства” занимают пограничные позиции.

Теперь осталось ответить на два вопроса: как реально происходит процесс “размножения” мыслей, как образуется смысловой каркас речи; как практически использовать особенности этого процесса изобретения.

Обратимся к Ломоносову. При этом действует “сила соображения” сочинителя, т.е. требуется представить в уме вместе с предметом речи другие, с ним сопряженные. Например: корабль — море, буря, волны, шум прибоя, камни и т.д. Напоминает известную игру в ассоциации. Так возникает целый “куст” идей, развивающих тему и образующих ее смысловой каркас. Однако ему нельзя давать куститься как угодно, дико. Его необходимо с самого начало оформлять — подвергать смысловой “обрезке”.

Здесь начинается ответ на второй вопрос. Например, тема “Неусыпный труд препятствия преодолевает”. В этой формулировке четыре термина темы: неусыпность, труд, препятствие, преодоление. Возьмем первый и будем подбирать к нему простые идеи, к ним — другие, к другим — третьи. Ломоносов считает достаточным три поколения размножающихся идей. Неусыпность — утро, день, вечер, ночь; утро (рано встает) — заря, восходит солнце, пение птиц; заря — признаки зари, багряный цвет. Для тех, кто пользуется топами главная трудность состоит в том, как отбиться от лишних потомков и красиво обрезать куст смысловой схемы. Есть два метода.

Первый — “ломоносовский” — годится в том случае, если к речи можно долго готовиться. Необходимо составить таблицу: термины, первые идеи, вторичные идеи, третичные идеи. Неусыпность — утро, возбуждение, скрытие звезд, восхождение солнца, пение птиц... — багряный свет и пр. Все термины нужно записывать отдельно и приписывать к ним, используя топы, по порядку идеи первичные, вторичные, третичные. Приписывать следует только те идеи и пользоваться только теми топами, которые кажутся полезными и продуктивными. Остальное — отбрасывается.

Второй — составление простого “дерева” или “схемы куста”. Этот метод может оказаться эффективным даже при импровизации. В середине листка бумаги помещается главный термин, а от него показываются ответвления, произвольно фиксируя возникающие ассоциации, а также те идеи (суждения и понятия), которые возникают, когда перебираются в уме основные топы. Лишнее потом при общем взгляде зачеркивается. В результате получается смысловая схема речи.

План — схема, модель, словесные наброски проектируемого произведения. В процессе работы над ним создается прообраз речи, намечаются ее составные части, которые располагаются согласно замыслу автора и в соответствии с правилами риторики.

Работа над планом одной темы проходит ряд ступеней в виде шкалы «от общего к частному, от абстрактного к конкретному» и может быть представлена в виде следующей схемы:

1. Осмысление намерения, осознание цели речи (план в общем виде).

2. Первые наброски основных идей речи и ее составных частей.

3. Простой план из 3-6 пунктов, в нем определяется главное.

4. Сложный план, в котором пункты разбиваются на подпункты.

5. Перестановка некоторых пунктов и подпунктов плана в соответствии с замыслом композиции.

6. Микротемный план: предельная детализация отдельных вопросов (план в деталях).

Такой план представляет собой рабочий инструмент оратора и, выполнив свою роль — не дать оратору сбиться с пути и пропустить что-либо важное, сдается в архив.

Как можно было убедиться, анализируя топику, (а) каждый из топов чаще встречается в речи определенного типа («причина-следствие» — аргументирующая; «обстоятельства» — повествование; «свойства» — описание); (б) каждый топ, как правило, приурочен к определенной позиции в общей структуре речи, стремиться занять в ней свое место (топос) («определение» — ближе к началу, «причины» предшествуют «следствиям», «примеры» следуют за тезисом; «свидетельства» занимают пограничные позиции). А это уже переход от изобретения содержания к его расположению в речи, т. е. переход к диспозиции.

Диспозиция определяет общие принципы стратегии речи — расстановки и передвижения элементов ее содержания (идей). Работа по этому разделу начинается еще в процессе выбора темы, определения позиции и сбора материала. Это выражается в разработке плана.

Назначение планов и их виды. План — схема, модель, словесные наброски проектируемого произведения. В процессе работы над ним создается прообраз речи, намечаются ее составные части, которые располагаются согласно замыслу автора и в соответствии с правилами риторики.

Работа над планом одной темы проходит ряд ступеней в виде шкалы «от общего к частному, от абстрактного к конкретному» и может быть представлена в виде следующей схемы:

1. Осмысление намерения, осознание цели речи (план в общем виде).2. Первые наброски основных идей речи и ее составных частей.3. Простой план из 3-6 пунктов, в нем определяется главное.4. Сложный план, в котором пункты разбиваются на подпункты.5. Перестановка некоторых пунктов и подпунктов плана в соответствии с замыслом омпозиции.6. Микротемный план: предельная детализация отдельных вопросов (план в деталях).

Такой план представляет собой рабочий инструмент оратора и, выполнив свою роль — не дать оратору сбиться с пути и пропустить что-либо важное, сдается в архив.

Теперь осталось ответить на два вопроса: как реально происходит процесс «размножения» мыслей, как образуется смысловой каркас (схема) речи; как практически использовать особенности этого процесса изобретения.

Для тех, кто пользуется топами, главная трудность состоит в том, как отбиться от лишних потомков и красиво обрезать куст смысловой схемы. Есть два метода.

Первый, «ломоносовский», годится в том случае, если к речи можно долго готовиться. Необходимо составить таблицу: термины, первые идеи, вторичные идеи, третичные идеи. Неусыпность — утро, возбуждение, скрытие звезд, восхождение солнца, пение птиц, багряный свет и пр. Все термины нужно записывать отдельно и приписывать к ним, используя топы, по порядку идеи первичные, вторичные, третичные. Приписывать следует только те идеи и пользоваться только теми топами, которые кажутся полезными и продуктивными. Остальное отбрасывается.

Второй — составление простого «дерева» или «схемы куста». Этот метод может оказаться эффективным даже при импровизации. В середине листка бумаги помещается главный термин, а от него показываются ответвления, произвольно фиксируя возникающие ассоциации, а также те идеи (суждения и понятия), которые возникают, когда перебираются в уме основные топы. Лишнее потом при общем взгляде зачеркивается. В результате получается смысловая схема речи.

Далее предстоит работа над построением и композицией речи в зависимости от типа речи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.878 сек.