Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология научных исследований




Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Реферат

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается преподавателем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии Показатели
Новизна реферированного теста 4 балла - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
Степень раскрытия сущности проблемы 4 балла - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
Обоснованность выбора источников 1 балл - круг, полнота использования литературных источников по проблеме
Соблюдение требований к оформлению 2 балл - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - соблюдение требований к оформлению и объему реферата
Грамотность 1 балл - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - литературный стиль.

 

методические указания для семинарских занятий

для магистрантов всех направлений подготовки

для очной формы обучения

 

Тюмень, 2015

ББК-

С -

Сарпова О.В. Методология научных исследований: методические указания для семинарских занятий для магистрантов всех направлений подготовки очной формы обучения./ Сарпова О.В. - Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2016. – 33 с.

 

Методические указания для семинарских занятий предназначены для магистрантов очной формы обучения всех направлений подготовки. Методические указания разработаны на основании рабочих программ ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» дисциплины «Методология научных исследований».

Методические указания содержат пояснительную записку, вопросы (основные и дополнительные) по темам семинарских занятий, вопросы для дискуссии, темы рефератов, список литературы, глоссарий, вопросы к зачёту.

Процесс обучения направлен на формирование у магистрантов способностей к абстрактному мышлению, анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, систематизации, выдвижению и отстаиванию новых научных идей, обоснованию актуальности и практической значимости темы научного исследования, определению целей и задач исследования, принятию и аргументированному отстаиванию решений, творческому осмыслению результатов эксперимента, разработке рекомендаций по их практическому применению.

 

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент Минаков В.Б.,

кандидат философских наук, доцент Осинцева Н.В.

 

Тираж: 50 экз.

 

© ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

© Сарпова О.В

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Содержание

 

 

Пояснительная записка………………………………………….…….

Семинарские занятия ……………………………………………..…

Тема 1. Научное познание………………………………………………………

Тема 2. Методология научного исследования…………………………………

Тема 3. Научная проблема………………………………………………………

Тема 4. Гипотеза и индуктивные методы исследования………………………

Тема 5. Методы эмпирического исследования…………………………………

Тема 6. Законы и их роль в научном исследовании……………………………

Тема 7. Теория, методы анализа и построения теорий………………………..

Тема 8. Оформление научного исследования………………………………….

Глоссарий…………………………………………………………………………

Основная литература…………………………………………………………….

Дополнительная литература……………………………………………………..

Тесты для самопроверки…………………………………………………………

Вариант I………………………………………………………………………….

Вариант II………………………………………………………………………….

Примерные вопросы к зачёту…………………………………………………….

 

 

Пояснительная записка

Методология научных исследований – относительно новый раздел философско-методологического знания, предметом которого является методология научного познания, основные принципы и методы научной деятельности.

Учебный курс «Методология научных исследований» предназначен для студентов, обучающихся по программам магистратуры различных направлений подготовки, поскольку его содержание основано на философском подходе.

Цель курса - сформировать систематическое представление о характере и способах функционирования, задачах и проблемах современного научного знания, создать основу для осознанного использования методов научно-исследовательской работы и ориентации в мире науки.

Задачи курса:

- определить структуру научного познания;

- дать представление о методологии научного исследования;

-дать представление о структурных компонентах теоретического и эмпирического познания;

- дать представление о методах научного познания исследования.

Данный курс является не только необходимой составляющей профессиональной подготовки магистров различного профиля, но и одним из эффективных способов формирования творческой личности современного учёного.

В результате освоения дисциплины у магистранта должны быть сформированы компетенции, которые определены ФГОС по разным направлениям в различных формулировках. Но содержание компетенций в целом направлено на развитие способностей к абстрактному мышлению, анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, систематизации, выдвижению и отстаиванию новых научных идей, обоснованию актуальности и практической значимости темы научного исследования, определению целей и задач исследования, принятию и аргументированному отстаиванию решений, творческому осмыслению результатов эксперимента, разработке рекомендаций по их практическому применению.

В основе структуры семинарских занятий положены структура научного познания, включающая два уровня – эмпирический и теоретический, а также идея об их взаимосвязи.

Каждая из тем семинарского занятия содержит основные и дополнительные вопросы. Структура основных вопросов раскрывает содержание темы. Поскольку количество часов семинарских занятий ограничено учебным планом, то преподаватель вправе не рассматривать на семинаре все вопросы, а выбрать по своему усмотрению лишь некоторые из предлагаемых вопросов. Остальные вопросы могут быть использованы для подготовки докладов, сообщений на семинарском занятии или для самостоятельного изучения в любой форме (подготовке конспекта ответа, развёрнутого плана ответа). Дополнительные вопросы направлены на более глубокое понимание содержания основных вопросов и могут быть использованы как для подготовки ответа основного вопроса, так и в качестве самостоятельно ответа на семинарском занятии.

Для подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо: во-первых, повторение содержания лекционного курса; во-вторых, изучение содержания темы в учебниках и учебных пособиях, знакомство при необходимости дополнительной литературой. К сожалению, список литературы по данному направлению достаточно ограничен.

Семинарские занятия по философии могут быть проведены в различных формах. Наиболее распространённой формой семинарских занятий является развёрнутая беседа. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия.

Наиболее важным является возможность на основе обсуждения основных и дополнительных вопросов организации дискуссии. В каждой теме приведены вопросы и задания, на основе которых преподаватель может организовать дискуссионное обсуждение.

Программой учебного процесса магистерской подготовки предусмотрено написание слушателями магистратуры реферата по курсу «Методология научных исследований» и его последующая защита. Предварительную проверку реферата проводит преподаватель данного курса. Перечень примерных тем рефератов для слушателей магистратуры содержится в данных методических указаниях. Однако слушатели могут выбрать тему для реферата самостоятельно, но при этом нужно обязательно согласовать ее с преподавателем, ведущим курс.

Нужно обратить внимание на то, что значимость работы возрастает, если тема реферата будет соотноситься с проблематикой научной работы слушателя магистратуры. При подготовке реферата следует учитывать, что он относится к разряду научных произведений и поэтому должен удовлетворять определенным требованиям.

Реферат должен иметь:

1) титульный лист, на котором формулируется тема, а также все необходимые реквизиты: вуз, научная специальность, Ф. И.О. автора (полностью) и преподавателя курса, год, место написания;

2) план, состоящий из 3 – 4 вопросов, причем количество вопросов должно выражать совокупность тех целей и задач, которые автор самостоятельно определяет во введении. Пункты плана должны иметь указание на страницы, на которых излагается их содержание;

3) введение, в котором обосновывается выбор темы реферата, указываются цели и задачи работы, а также объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая база, степень разработанности рассматриваемой проблемы, значимость решения данной проблемы для современной экономической науки, раскрывается смысл и значение основных понятий, используемых автором, а также область их применения;

4) основное содержание реферата, в котором раскрывается существо вопросов плана. Решая эту задачу, слушатели должны проявить свои научно-исследовательские способности, высокую теоретическую и методологическую культуру. Все вопросы темы должны получить достаточно полное освещение, а также должны быть определены ее ключевые понятия. Переход от рассмотрения одного вопроса к другому должен быть логичным. Выдвигаемые в реферате положения необходимо аргументировать;

5) заключение, где подводятся итоги реферативной работы, формулируются основные выводы и указываются ее наиболее значимые результаты, причем необходимо четко указывать на степень достижения поставленных во введении целей. Заключение может содержать указание на дальнейшие перспективные линии исследования темы реферата;

6) список используемой литературы (не менее 10 источников). Как правило, он включает в себя учебники, учебные пособия, словари, монографические исследования по данной теме, первоисточники. Если у автора есть собственные научные публикации, материал которых он использовал при работе над рефератом, то их также следует включать в список литературы.

Общий объем реферата – не менее 15 и не более 25 машинописных страниц. Титульный лист и страница, на котором сформулирован план реферата, не нумеруются. По мере необходимости в тексте реферата следует делать ссылки на использованные источники. Характер сносок должен быть однотипным (постраничные или концевые). Грубейшим нарушением является приведение в тексте реферата цитат без указания на источник. Однако не стоит перегружать текст работы чрезмерно объемными цитатами, изречениями, афоризмами, «крылатыми фразами» и т. д. Цитата должна подчеркивать основную идею автора, а не заменять собой ее аргументацию и обоснование.

В реферате допускается использование схем, таблиц и рисунков, но последние не должны перегружать работу.

Приступать к реферативной работе следует со сбора информации по данной теме. При этом важную роль играет конспектирование источников. Собранный и законспектированный материал подлежит аналитико-синтетической обработке, в ходе которой формируется авторская позиция и вырабатывается основная гипотеза, позволяющая составить логически стройный план реферата и выбрать наиболее адекватную методологическую базу проводимого исследования.

Последовательно раскрывая вопросы темы, следует обращать особое внимание на ее ключевые понятия. Необходимо очень ответственно и внимательно относиться к вводимым понятиям, давать им ясные, четкие и корректные определения.

Для правильной организации реферата следует уточнить формулировку основной проблемы и при необходимости разбить ее решение на ряд логически взаимосвязанных этапов. Данные процедуры позволят дать полные ответы на поставленные вопросы, обосновать результаты исследования.

Основная часть реферата раскрывается путем всего известного автора и необходимых в данном случае философско-методологических приемов и способов методологических размышлений. Сноски делаются в обязательном порядке. Изложение каждого вопроса темы завершается кратким подведением итогов. В заключении все эти итоги обобщаются и делаются выводы о достижении поставленных во введении целей и задач, обозначается перспектива дальнейшего исследования данной проблемы. После проверки преподавателем реферат возвращается слушателю. Если в реферате имеются уточнения, замечания, вопросы, то магистрант должен провести дополнительную работу для ответов на поставленные вопросы и замечания, оформить результаты этой работы письменно как приложение к реферату. При защите реферата слушатель должен показать: понимание специфики курса «Методология научных исследований», знание об основных проблемах методологии науки; умение пользоваться методологической терминологией; способность содержательно, аргументировано, корректно излагать собственную позицию в отношении защищаемых в реферате положений.

Методическое пособие содержит глоссарий, в котором подобраны определения базовых терминов, использующих в рамках данного курса. Следует отметить, что овладение научной терминологией является важнейшей частью подготовки магистранта. По мнению философа-позитивиста Л. Витгенштейна, придававшего большое значение изучению языка науки «Границы моего языка означают границы моего мира». Уровень владения понятийным аппаратом в конечном счёте определяет и уровень качественной подготовки магистранта. Свои знания магистранты могут проверить с помощью тестовых заданий, которые представлены в двух вариантах и охватывают всё содержание курса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.