Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы




Основные вопросы

1. Понятие научной проблемы.

2. Выбор и постановка научных проблем.

3. Разработка научных проблем.

4. Классификация научных проблем.

Дополнительные вопросы

1. Что необходимо учитывать и постановке научных проблем?

2. Какова классификация научных проблем?

3. Чем отличается проблема от задачи?

4. Какое отношение можно выявить между проблемой и парадигмой?

5. Охарактеризуйте основные стадии разработки проблем.

6. Раскройте связь между проблемными ситуациями, кризисами и революциями в науке.

7. Сформулируйте проблему вашего исследования.

Задания и вопросы для дискуссии

1. Прокомментируйте высказывание Н. Бора «Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются».

2. Согласны ли вы с мнением Н. Винера о том, что «важные исследования задерживаются из-за того, что в одной области неизвестны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области»? Свой ответ обоснуйте.

3. Согласны ли вы с мнением, что «правильно сформулировать проблему – значит наполовину решить её»? Свой ответ обоснуйте.


Темы рефератов

1. Выделение проблемы исследования как области непознанного.

2. Постановка проблемы как исходный этап исследования и основа выбора исследовательской темы.

 

Тема 4. Гипотеза и индуктивные методы исследования

1. Гипотеза как форма научного познания.

2. Гипотетико-дедуктивный метод.

3. Математическая гипотеза.

4. Требования, предъявляемые к научным гипотезам.

5. Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез.

6. Методы проверки и подтверждения гипотез.

Дополнительные вопросы

1. Какова роль гипотезы в научном познании?

2. Каковы принципы построения гипотез?

3. Раскройте логическую структуру гипотезы.

4. Каковы основные требования, предъявляемые к гипотезам?

5. Раскройте взаимодействие практических потребностей и теоретических поисков при постановке проблем.

6. Объясните, как влияет философия на выдвижение фундаментальных проблем в научном познании.

7. Что такое верификация и фальсификация?

8. Какое положение составляет основу гипотетико-дедуктивной модели научного познания?

9. Можно ли считать гипотезу формой развития знания?

10. Сформулируйте гипотезу вашего исследования.

11. Осуществите планирование вашего эксперимента в соответствии с научной проблемой и гипотезой.

Задания и вопросы для дискуссии

1. Согласны ли вы с утверждением что, одним из условий самостоятельности гипотезы является её простота.

2. Согласны ли вы с утверждением, что создание новой гипотезы значительная роль отводится интуиции (мнение К. Поппера).

3. Согласны ли вы с мнением К. Поппера о том, что при сопоставлении гипотез с эмпирическими данными процедуры подтверждения и опровержения имеют различный познавательный статус (проблема асимметрии).

4. Согласны ли с мнением Луи де Бройля о том, что «Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов».

5. Согласны ли вы с мнением В. Гейзенберга о том, что «чтобы обозреть прогресс науки в целом, полезно сравнить современные проблемы науки с проблемами предшествующей эпохи и исследовать те специфические изменения, которые претерпела та или иная важная проблема в течение десятилетий или даже столетий».

6. Сравните точку зрения И. Канта и Э. Маха. И. Кант писал: «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов». Э. Мах утверждал, что «Дает ли описание всё, что может требовать научный исследователь? Я думаю, что да».

7. Согласны ли вы с мнением К.Поппера о том, что «…Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна быть взята в качестве критерия демаркации научных гипотез и теорий от ненаучных».

8. Согласны ли вы с мнением К. А. Тимирязева о том, что «…с полным устранением гипотезы, т.е. направляющей мысли, наука превратилась бы в нагромождение голых фактов». Свой ответ обоснуйте.

9. По образному сравнению В. Гете: «Гипотеза – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание». Против каких ошибок в познании предостерегает Гете?

10. В курьезах науки имеет место следующий факт. Если докладчик сообщал, что все его экспериментальные результаты прекрасно подтверждают предсказание теории, то физик П. Л. Капица замечал: «Ну что ж, вы сделали хорошее «закрытие». В науке существенный шаг вперед делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений". Вскрыл ли П. Л. Капица действительное противоречие в научном познании?

Темы рефератов

1. Классификация гипотез.

2. Этапы построение и подтверждения гипотез.

3. Гипотеза как форма развития знания.

4. Сущность и характеристика научной гипотезы.

Тема 5. Методы эмпирического исследования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.