КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные вопросы
Основные вопросы 1. Понятие научной проблемы. 2. Выбор и постановка научных проблем. 3. Разработка научных проблем. 4. Классификация научных проблем. Дополнительные вопросы 1. Что необходимо учитывать и постановке научных проблем? 2. Какова классификация научных проблем? 3. Чем отличается проблема от задачи? 4. Какое отношение можно выявить между проблемой и парадигмой? 5. Охарактеризуйте основные стадии разработки проблем. 6. Раскройте связь между проблемными ситуациями, кризисами и революциями в науке. 7. Сформулируйте проблему вашего исследования. Задания и вопросы для дискуссии 1. Прокомментируйте высказывание Н. Бора «Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются». 2. Согласны ли вы с мнением Н. Винера о том, что «важные исследования задерживаются из-за того, что в одной области неизвестны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области»? Свой ответ обоснуйте. 3. Согласны ли вы с мнением, что «правильно сформулировать проблему – значит наполовину решить её»? Свой ответ обоснуйте.
1. Выделение проблемы исследования как области непознанного. 2. Постановка проблемы как исходный этап исследования и основа выбора исследовательской темы.
Тема 4. Гипотеза и индуктивные методы исследования 1. Гипотеза как форма научного познания. 2. Гипотетико-дедуктивный метод. 3. Математическая гипотеза. 4. Требования, предъявляемые к научным гипотезам. 5. Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез.
6. Методы проверки и подтверждения гипотез. Дополнительные вопросы 1. Какова роль гипотезы в научном познании? 2. Каковы принципы построения гипотез? 3. Раскройте логическую структуру гипотезы. 4. Каковы основные требования, предъявляемые к гипотезам? 5. Раскройте взаимодействие практических потребностей и теоретических поисков при постановке проблем. 6. Объясните, как влияет философия на выдвижение фундаментальных проблем в научном познании. 7. Что такое верификация и фальсификация? 8. Какое положение составляет основу гипотетико-дедуктивной модели научного познания? 9. Можно ли считать гипотезу формой развития знания? 10. Сформулируйте гипотезу вашего исследования. 11. Осуществите планирование вашего эксперимента в соответствии с научной проблемой и гипотезой. Задания и вопросы для дискуссии 1. Согласны ли вы с утверждением что, одним из условий самостоятельности гипотезы является её простота. 2. Согласны ли вы с утверждением, что создание новой гипотезы значительная роль отводится интуиции (мнение К. Поппера). 3. Согласны ли вы с мнением К. Поппера о том, что при сопоставлении гипотез с эмпирическими данными процедуры подтверждения и опровержения имеют различный познавательный статус (проблема асимметрии). 4. Согласны ли с мнением Луи де Бройля о том, что «Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов». 5. Согласны ли вы с мнением В. Гейзенберга о том, что «чтобы обозреть прогресс науки в целом, полезно сравнить современные проблемы науки с проблемами предшествующей эпохи и исследовать те специфические изменения, которые претерпела та или иная важная проблема в течение десятилетий или даже столетий».
6. Сравните точку зрения И. Канта и Э. Маха. И. Кант писал: «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов». Э. Мах утверждал, что «Дает ли описание всё, что может требовать научный исследователь? Я думаю, что да». 7. Согласны ли вы с мнением К.Поппера о том, что «…Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна быть взята в качестве критерия демаркации научных гипотез и теорий от ненаучных». 8. Согласны ли вы с мнением К. А. Тимирязева о том, что «…с полным устранением гипотезы, т.е. направляющей мысли, наука превратилась бы в нагромождение голых фактов». Свой ответ обоснуйте. 9. По образному сравнению В. Гете: «Гипотеза – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание». Против каких ошибок в познании предостерегает Гете? 10. В курьезах науки имеет место следующий факт. Если докладчик сообщал, что все его экспериментальные результаты прекрасно подтверждают предсказание теории, то физик П. Л. Капица замечал: «Ну что ж, вы сделали хорошее «закрытие». В науке существенный шаг вперед делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений". Вскрыл ли П. Л. Капица действительное противоречие в научном познании? Темы рефератов 1. Классификация гипотез. 2. Этапы построение и подтверждения гипотез. 3. Гипотеза как форма развития знания. 4. Сущность и характеристика научной гипотезы. Тема 5. Методы эмпирического исследования
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |