Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии




Гипотеза

Теория

Теория – это внутренне непротиворечивая система знаний о какой-либо части реальности (предмете теории). Функции теории: (1) объяснение существу­ющих данных, (2) прогнозирование новых наблюдений и инициирование дальнейших исследований.

Существует множество форм теоретического (неэмпирического) знания: теории, концепции, зако­ны, принципы, классификации и типологии, модели, схемы и т.п.

Структура теории включает в себя следую­щие основные компоненты: 1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпиричес­кие закономерности); 2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают предмет теории; 3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; 4) множество выведенных в теории утверждений, которые состав­ляют основное теоретическое знание[5].

По способу построения различают аксиоматические и гипотетико-дедуктивные теории. Первые строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недока­зуемых в рамках теории; вторые — на предположениях, имеющих эмпирическую основу, факты.

В частности, Л. Хьел и Д. Зинглер выделили следующие аксиоматические положения, лежащие в основе различных психологических теорий о природе человека: свобода – детерминизм; рационализм – иррационализм; биологическое – социальное; познаваемость – непознаваемость и др[6].

Теории предусматривают существова­ние предположений,прогнозов или предви­дений, называемых гипотезы.Они определяют направление научного исследова­ния и дают возможность проверки и усовершенствова­ния теории.

 

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифи-цируемости – если в ходе эксперимента она опровергается, и верифицируемости – если в ходе эксперимента она подтверждается.

Гипотезы классифицируют по уровню обобщенности выдвигаемого предположения:

· теоретические гипотезы – предположения, сформулированные в понятиях высокой степени обобщенности, вследствие чего недоступные эмпирической проверке;

· эмпирические гипотезы – предположения, сформулированы в понятиях, доступных эмпирической проверке.

По содержанию эмпирические гипотезы разделяют на гипотезы о наличии[7]: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинно-следственной связи между явлениями. Проверка гипотез типа А заключается в установлении наличия или отсутствия какого-либо факта. Например, существуют или не существуют феномены экстра­сенсорного восприятия, есть ли феномен “сдвига к риску” при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти?

Гипотезы типа Б — это предположения о связи между явлениями. Например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измери­тельного исследования, которое называется корреляционным исследованием. Его результатом является установление линейной или нелинейной связи между двумя явлениями или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотезы типа В — это предположения о причинно-следственных связях. Например, гипотеза о влиянии силы мотивации на успешность выполнения задания или ситуаций “успеха” и “неудачи” на самооценку. Именно эти гипотезы считаются собственно экспериментальными и проверяются в ходе экспериментального исследования.

Теоретические и эмпирические гипотезы также называют научными гипотезами. Помимо научных выделяют статистические гипотезы — предположения в отношении неизвестного параметра, сформулированные на языке математической статистики.

Поскольку для доказательства любой закономерности можно привести множество объяснений, отсюда все научные гипотезы переводят в статистические. Процедура проверки статистических гипотез сводится к оценке сходств и различий, а количество статистических гипотез в любом эмпирическом исследовании ограничивается двумя: H0 – гипотезой о сходстве и H1 – гипотезой о различии. Как правило, подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения H1, а второй — о принятии утверждения H0 — об отсутствии различий[8].

Таким образом, теоретическая и эмпирическая гипотезы служит для организации эксперимента, ста­тистическая — для проведения процедуры сравнения регистрируемых параметров. Статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации полученных эмпирических данных. Эмпирическая гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты тео­ретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

 

Классификация методов психологического исследования. Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии. Частнонаучные психологические методы исследования. Классификация методов психологического исследования

Метод (от греч. μετοδοζ – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности[9].

Психологические методы исследования – это основные приемы и средства получения научных знаний о психической реальности.

Наиболее признанной является классификация методов, предложенная Б.Г. Ананьевым, который в свою очередь опирался на классификацию болгарского ученого Г. Пирьова[10]. Б.Г. Ананьев выделил четыре группы методов в соответствии с основными этапами организации и проведения научного исследования.

1. Организационные методы. Данная группа представляет методы, применяемые на протяжении всего исследования и представляющие различные подходы к его организации в целом. К организационным методам относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т.д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Группа методов непосредственного или опосредованного сбора эмпирических данных о предмете исследования. Это, прежде всего, такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также методы, свойственные психологической науке – частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая, биографический метод и другие.

Классификация эмпирических методов психологии в зависимости от цели эмпирического психологического исследования приведена в таблице 2.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный –математико-статистическая обработка данных и качественный – дифференциация данных по группам, их анализ.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический – анализ феномена в плане его развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. и структурный выявление связи между психическими феноменами.

Таблица 2

Классификация эмпирических методов психологии
в зависимости от цели исследования

Цели эмпирического исследования Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии Частнонаучные эмпирические психологические методы
описание · метод наблюдения · метод опроса (беседа, анкетирование, тестирование) · метод экспертных оценок · метод анализа процесса и продуктов деятельности · биографический метод
объяснение · метод корреляционного анализа · экспериментальный метод

 

Метод наблюдения

Наблюдение – один из основных общенаучных эмпирических методов исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии тех или иных особенностей психики и поведения человека. В психологических исследованиях наблюдению доступны только внешние проявления вербального и невербального поведения:

· пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т.д.);

· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);

· речь (содержание, культура речи и т.д.).

Наблюдение в психологических исследованиях имеет специфические трудности. В частности, в естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый про­цесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие ис­следователя оказывает влияние на его поведение, так называемый эффект на­блюдателя. Родственная проблема — это предрасположен­ность наблюдателя, или эффект Пигмалиона. В этом случае наблюдатели видят то, что они ожидают увидеть, или регистрируют только выборочные детали.

Наблюдение как научный метод имеет следующие ограничения.

· Наблюдая за поведением, исследователь не может целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом, не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от не­посредственного восприятия. Отсюда, наблюдение не дает однозначного ответа на вопрос “Что вызвало изменение в поведении?”, в отличие от эксперимента, позволяющего выявлять причинные зависимости.

· Сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. Отсюда ограничения в повторном воспроизведении процедуры наблюдения (репликации) ставит под сомнение объективность его результатов.

По мнению Л.Я. Дорфмана, следует различать такие методы как наблюдение и интерпретация. Наблюдение относится к реальности и характеризует ее, а интерпретация, наоборот, относится к мышлению и воображению (представлению) исследователя. Различия между наблюдением и интерпретацией состоят в следующем: (1) одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций, (2) наблюдения могут либо подтверждать, либо, наоборот, опровергать интерпретацию; (3) у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.