КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные механизмы изменения поведения человека в толпе.
Подражание — «механизм, способ воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения,_.его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения»131. В толпе многие формы поведения, в том числе потребительского, воспроизводятся людьми без лишних размышлений. Заражение — это «процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д. и служит дополнительным сплачивающим фактором. Способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций»132. Внушение — «представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии»133. По мнению В. М. Бехтерева, внушение — непосредственное прививание тех или иных психологических состояний от одного лица к другому без воли воспринимающего лица и без ясного с его стороны сознания. Оно действует, не требуя никаких доказательств и не нуждаясь в логике, прямо и непосредственно на психологическую сферу путем речи, жестов, мимики, «это влияние на человека помимо его «Я» или личного сознания»134. Репрессия — неприкрытое силовое давление полицейского аппарата, партий, администрации и так далее (С. Московичи).
Восхищение предполагает внутреннее основание: стремление, психологическую потребность любить, подражать, подчиняться существу более сильному, от которого мы ждем указаний и защиты (С. Московичи). Поощрение и наказание. Р. Чалдини пишет, что индивида заставляет действовать так же, как остальные, или стремление избежать наказания со стороны других (осмеяния, отвержения), или стремление получить от них поощрение (любовь или одобрение). Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) — это взаимное заражение, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать могут веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость... Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия, ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуали-зуются низшие, исторически более примитивные пласты психики»135. А. Г. Блуммер назвал круговую реакцию «ключом к пониманию природы коллективного поведения»136. Типы толпы: активная, пассивная, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, демонстрирующая, повстанческая, экстатическая. Толпа, обработанная слухами, может оказаться подверженной панике. Слово «паника» происходит от греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ, стад. Его гневу приписывалась «паника» — безумие стада, бросавшегося в пропасть, в огонь из-за незначительной причины. Монтень воспроизводил случай, который произошел в Карфагене в IV в. до н.э. Обстановка в городе была крайне напряженной. Свирепствовала моровая язва, уносившая ежедневно тысячи жизней. Ходили зловещие слухи о приближении кораблей и об африканцах, несметными толпами подступивших к Карфагену. Источник М. Монтеня: Диодор Сицилийский, XV, 24. Он пишет: «Греки различают особый вид страха, который ни при какой степени не зависит от несовершенства наших мыслительных способностей. Такой страх, по их мнению, возникает без всяких видимых оснований и является внушением неба. Он охватывает порою целые народы, целые армии. Таким был тот приступ страха, который причинил в Карфагене невероятные бедствия. Во всем городе слышались лишь дикие вопли, лишь смятенные голоса. Всюду можно было увидеть, как горожане выскакивали из домов, словно по сигналу тревоги, как они набрасывались один на другого, ранили и убивали друг друга, будто это были враги, вторгшиеся, чтобы захватить город. Все смешалось, все было во власти смятения, и так продолжалось до тех пор, пока молитвами и жертвоприношениями они не смирили богов. Такой страх греки называли паническим»137.
Наиболее типичный случай панического поведения — спасающаяся толпа. Другие случаи: биржевая паника, массовый ажиотаж — массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью, направленной на избавление от возможной опасности. Средства массовой информации могут усиливать панические настроения населения. Паника на поле битвы, в момент боя. В книге Наполеона «Мысли» есть фраза: «В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты, после величайшего напряжения, чувствуют желание бежать. Эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их». Факторы, вызывающие панику, могут быть физиологическими, психологическими и социально-психологическими. К физиологическим относятся усталость и физическая депрессия, голод и опьянение, долгая бессонница или предшествовавшее психическое потрясение. К психологическим факторам относятся крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Факторы социально-психологические: отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации, снимающей личное напряжение, или избыток информации, нагнетающий такие напряжения. Вместе факторы порождают высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи. Все это дает начало процессам внушения, заражения, подражания. В результате люди, охваченные паникой, превращаются в скопище ничем, кроме взаимного подражания, не связанных индивидов, спасающихся бегством от реальной или мнимой опасности.
Возникновение и прекращение паники. Чаще всего причиной является какой-либо шокирующий стимул. Будучи воспринят, этот стимул прерывает предшествовавшее поведение и, как это часто бывает, приостанавливает действия, ранее совершавшиеся людьми. Для того, чтобы привести к панике, стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся; он также должен вызывать сосредоточение внимания на себе и реакцию страха. Первичная реакция на такой стимул — потрясение и восприятие ситуации как кризисной. Далее потрясение переходит в замешательство, т.е. индивидуальные и неупорядоченные попытки интерпретировать событие в рамках личного опыта или путем лихорадочного припоминания аналогичных случаев (ситуаций) из косвенного опыта. Когда необходимость быстрой интерпретации стимула становится острой и требует немедленного действия, ощущение остроты часто мешает логическому осмыслению кризисной ситуации и вызывает страх. Первоначальная реакция страха обычно сопровождается криком и плачем, возбужденными движениями. Если на первом этапе реакция страха будет подавлена решительной командой, то реакция будет нарастать. Далее нарастание идет по циркулярной реакции: страх одних отражается другими, что в свою очередь усиливает страх первых. Усиливающийся страх служит быстрому уменьшению уверенности в способности присутствующих коллективно противодействовать кризисной ситуации и создает ощущение обреченности. Завершается этот процесс действиями, которые кажутся участникам панического поведения спасительными. Именно такой пример мы встречаем у Гельвеция: «Все одинаково чувствуют красоту слов де Вандома (известный французский полководец при Людовике XVI), который, видя, как офицеры тщетно пытались остановить бегущих солдат, бросился в середину беглецов и закричал офицерам: «Не удерживайте их, они должны перестроиться не здесь, а там», указав на дерево, стоявшее за сотню шагов. Эти слова показывали, что он нисколько не сомневается в мужестве солдат, и они вызвали в солдатах страстные чувства стыда и чести, которую они надеялись еще сохранить в его глазах. Это был единственный способ остановить беглецов и повести их в битву к победе».
Паника — это одновременно индивидуальное и групповое поведение: это и попытка личного спасения и одновременно имеют место механизмы циркулярной реакции внушения и заражения. Паника заканчивается по мере выхода отдельных индивидов из группового бегства. Но паническое поведение не обязательно заканчивается с окончанием бегства от опасности. Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям, реже — вторичное проявление паники. Глава 17. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |