Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные механизмы изменения поведения человека в толпе.




Подражание — «механизм, способ воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения,_.его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психиче­ских состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения»131. В толпе многие формы поведения, в том числе потребительского, воспроизводятся людьми без лишних размышлений.

Заражение — это «процесс передачи эмоционального состоя­ния от одного индивида к другому на психофизиологическом уров­не контакта помимо собственно смыслового воздействия или до­полнительно к нему. Такая реакция сопутствует эффективным мас­совым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д. и служит дополнительным сплачи­вающим фактором. Способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций»132.

Внушение — «представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одно­го человека на другого или на группу. При внушении осуществля­ется процесс передачи информации, основанный на ее некритиче­ском восприятии»133.

По мнению В. М. Бехтерева, внушение — непосредственное прививание тех или иных психологических состояний от одного лица к другому без воли воспринимающего лица и без ясного с его стороны сознания. Оно действует, не требуя никаких доказательств и не нуждаясь в логике, прямо и непосредственно на психологиче­скую сферу путем речи, жестов, мимики, «это влияние на человека помимо его «Я» или личного сознания»134.

Репрессия — неприкрытое силовое давление полицейского ап­парата, партий, администрации и так далее (С. Московичи).

Восхищение предполагает внутреннее основание: стремление, психологическую потребность любить, подражать, подчиняться су­ществу более сильному, от которого мы ждем указаний и защиты (С. Московичи).

Поощрение и наказание. Р. Чалдини пишет, что индивида за­ставляет действовать так же, как остальные, или стремление избе­жать наказания со стороны других (осмеяния, отвержения), или стремление получить от них поощрение (любовь или одобрение).

Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) — это вза­имное заражение, передача эмоционального состояния на психофи­зиологическом уровне контакта между организмами. Циркулиро­вать могут веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зло­вещие эмоции: страх, ярость...

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия, ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуали-зуются низшие, исторически более примитивные пласты психи­ки»135. А. Г. Блуммер назвал круговую реакцию «ключом к пони­манию природы коллективного поведения»136.

Типы толпы: активная, пассивная, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, демонстрирующая, повстанческая, экстатическая.


§ 2. Паника как феномен массового внеколлективного поведения

Толпа, обработанная слухами, может оказаться подверженной панике. Слово «паника» происходит от греческого бога Пана, по­кровителя пастухов, пастбищ, стад. Его гневу приписывалась «па­ника» — безумие стада, бросавшегося в пропасть, в огонь из-за незначительной причины. Монтень воспроизводил случай, который произошел в Карфагене в IV в. до н.э. Обстановка в городе была крайне напряженной. Свирепствовала моровая язва, уносившая ежедневно тысячи жизней. Ходили зловещие слухи о приближении кораблей и об африканцах, несметными толпами подступивших к Карфагену. Источник М. Монтеня: Диодор Сицилийский, XV, 24. Он пишет: «Греки различают особый вид страха, который ни при какой степени не зависит от несовершенства наших мыслительных способностей. Такой страх, по их мнению, возникает без всяких видимых оснований и является внушением неба. Он охватывает порою целые народы, целые армии. Таким был тот приступ страха, который причинил в Карфагене невероятные бедствия. Во всем го­роде слышались лишь дикие вопли, лишь смятенные голоса. Всюду можно было увидеть, как горожане выскакивали из домов, словно по сигналу тревоги, как они набрасывались один на другого, рани­ли и убивали друг друга, будто это были враги, вторгшиеся, чтобы захватить город. Все смешалось, все было во власти смятения, и так продолжалось до тех пор, пока молитвами и жертвоприноше­ниями они не смирили богов. Такой страх греки называли паниче­ским»137.

Наиболее типичный случай панического поведения — спасаю­щаяся толпа. Другие случаи: биржевая паника, массовый ажио­таж — массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной дея­тельностью, направленной на избавление от возможной опасности. Средства массовой информации могут усиливать панические на­строения населения. Паника на поле битвы, в момент боя. В книге Наполеона «Мысли» есть фраза: «В каждом сражении бывает мо­мент, когда самые храбрые солдаты, после величайшего напряже­ния, чувствуют желание бежать. Эта паника порождается отсутст­вием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высо­кое искусство состоит в том, чтобы создавать их».

Факторы, вызывающие панику, могут быть физиологическими, психологическими и социально-психологическими. К физиологи­ческим относятся усталость и физическая депрессия, голод и опь­янение, долгая бессонница или предшествовавшее психическое потрясение. К психологическим факторам относятся крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Факторы социально-психологические: отсутствие групповой соли­дарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации, снимающей личное напряжение, или избыток информации, нагне­тающий такие напряжения. Вместе факторы порождают высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи. Все это дает начало процессам внуше­ния, заражения, подражания. В результате люди, охваченные па­никой, превращаются в скопище ничем, кроме взаимного подра­жания, не связанных индивидов, спасающихся бегством от реаль­ной или мнимой опасности.

Возникновение и прекращение паники. Чаще всего причиной является какой-либо шокирующий стимул. Будучи воспринят, этот стимул прерывает предшествовавшее поведение и, как это часто бывает, приостанавливает действия, ранее совершавшиеся людьми. Для того, чтобы привести к панике, стимул должен быть либо дос­таточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся; он также должен вызывать сосредоточение внимания на себе и реак­цию страха. Первичная реакция на такой стимул — потрясение и восприятие ситуации как кризисной. Далее потрясение переходит в замешательство, т.е. индивидуальные и неупорядоченные попытки интерпретировать событие в рамках личного опыта или путем ли­хорадочного припоминания аналогичных случаев (ситуаций) из косвенного опыта. Когда необходимость быстрой интерпретации стимула становится острой и требует немедленного действия, ощу­щение остроты часто мешает логическому осмыслению кризисной

 
 

ситуации и вызывает страх. Первоначальная реакция страха обыч­но сопровождается криком и плачем, возбужденными движениями. Если на первом этапе реакция страха будет подавлена решитель­ной командой, то реакция будет нарастать. Далее нарастание идет по циркулярной реакции: страх одних отражается другими, что в свою очередь усиливает страх первых. Усиливающийся страх слу­жит быстрому уменьшению уверенности в способности присутст­вующих коллективно противодействовать кризисной ситуации и создает ощущение обреченности. Завершается этот процесс дейст­виями, которые кажутся участникам панического поведения спаси­тельными. Именно такой пример мы встречаем у Гельвеция: «Все одинаково чувствуют красоту слов де Вандома (известный фран­цузский полководец при Людовике XVI), который, видя, как офице­ры тщетно пытались остановить бегущих солдат, бросился в сере­дину беглецов и закричал офицерам: «Не удерживайте их, они должны перестроиться не здесь, а там», указав на дерево, стоявшее за сотню шагов. Эти слова показывали, что он нисколько не сомне­вается в мужестве солдат, и они вызвали в солдатах страстные чувства стыда и чести, которую они надеялись еще сохранить в его глазах. Это был единственный способ остановить беглецов и повес­ти их в битву к победе».

Паника — это одновременно индивидуальное и групповое по­ведение: это и попытка личного спасения и одновременно имеют место механизмы циркулярной реакции внушения и заражения. Паника заканчивается по мере выхода отдельных индивидов из группового бегства. Но паническое поведение не обязательно за­канчивается с окончанием бегства от опасности. Обычные следст­вия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние край­ней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным дейст­виям, реже — вторичное проявление паники.

Глава 17. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.