Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические характеристики коммуникатора




Особенности современной массовой коммуникации

 

1. Она имеет «двухступенчатый» характер воздействия: «идеи», поставляемые прессой и радио, телевидением и Интернет, усваива­ются многими под влиянием так называемых «лидеров мнения». Информация поступает от СМИ к местному «властителю дум», а от него — к рядовым согражданам. В двухступенчатой схеме комму­никации на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее обсуждение их новостей вместе с «лидерами мне­ний».

2. Средство коммуникации рассматривается как сообщение (the medium is the message), которое оказывает влияние на человека и общество и другие «средства коммуникации» прежде всего и пре­имущественно самим фактом своего существования.

3. Быстрота передачи информации с помощью развитых средств осуществляется по всей планете, как бы упраздняет пространство и время, превращая ее в наполненную всевозможными распрями «г лобальную деревню» (М. Маклуэн).

Важной составной частью массовой коммуникации явля­ется коммуникатор. Коммуникатор — это некая инстанция, орга­низующая и контролирующая массовую коммуникацию. В процессе массовой коммуникации коммуникатор выполняет ряд функций: определяет коммуникативную политику и контроль за ее осуществ­лением, собирает и обрабатывает, создает «сообщение», определяя его окончательное содержание, принимает на себя ответственность за данное сообщение, поскольку оно идет от его имени и т.д.

Коммуникатор должен быть своим в группе. В этом случае проявляется действие аффилиации, т.е. принадлежности к группе, когда представители «своей» социальной группы обладают в глазах аудитории большим авторитетом и поэтому способны вызывать к себе более высокий уровень доверия.

Привлекательность. Внешность (фактические данные и оформление внешности) необходима для создания его положитель­ного или, наоборот, отрицательного образа. Привлекательность имеет несколько аспектов. Один из них — физическое обаяние. Аргументы, особенно эмоциональные, зачастую более действенны, когда высказываются красивыми людьми.

Коммуникативные данные (тембр голоса, дикция, манера го­ворить и т.п.).

Внутренние, личностные данные (знания, интеллект, эмо­циональность, моральные ценности и т.п.).

Компетентность (знания, эрудиция, опыт, умение доступно излагать материал и т. д.). Адекватное знание коммуникатором той действительности, о которой он говорит (когнитивный аспект), его искренность, правдивость, убежденность в том, что говорит (эмо­циональный аспект), и умение довести свои знания, мысли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект).

Харизма или «личный магнетизм», лидерство, которое происте­кает от личности. На основе многолетних исследований М. Маклу-эна выделены три типа «харизматической личности».

Герой — идеализированная личность, смел, агрессивен, гово­рит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим».

Антигерой, w «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем себя «безопасно».

«Мистическая личность» — чужой нам, необычен, непред­сказуем.

Позиции коммуникатора в процессе информационного контакта.

Открытая — высказывание вслух и явная демонстрация в по­ведении цели.

Закрытая — коммуникатор осознанно или неосознанно стре­мится скрыть свою действительную цель.

Двойственная — коммуникатор вслух заявляет одну цель, а сам стремится к другой.

В своей профессиональной деятельности коммуникатор принимает во внимание специфику аудитории.

Существуют различные подходы в изучении этого феномена. Например, Г. М. Андреева определяет аудиторию как публику, «со­бранную в замкнутом помещении». В свою очередь публика — «это кратковременное собрание людей для совместного времяпро­вождения в связи с каким-то зрелищем.... Публика всегда собирает­ся для общей определенной цели, поэтому она более управляема и в большей степени соблюдает нормы, принятые в данном типе ор­ганизации»140.

Д. Стровский, специалист в журналистике и PR, аудиторию рассматривает как «группу людей, объединенную по степени своего интереса к чему-либо или кому-либо или ставшую объектом вни­мания со стороны наблюдателя (представленного, в частности, средством массовой информации, рекламным агентством и т.д.). Аудитория может включать в себя в частности коллег по бизнесу, работающих в аналогичных фирмах»141. Польский социолог Я. Ще-паньский характеризует аудиторию слушателей как временную специфическую общность людей, имеющих относительное сходство интересов и установок и включенных в один и тот же вид деятель­ности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта и действия групповой психики» (Щепаньский, 1969).

Для журналистики, PR-специалистов, и создателей рекламы важной является целевая аудитория, «которая представляет собой часть сообщества людей, конкретный сегмент массы текущих и по­тенциальных потребителей с выделением специфических признаков (демографических, психологических, социальных с учетом отноше­ния к моде, престижным покупкам, жизненного тонуса и т.п.)142

Аудитория печатных СМИ или читательская аудитория вклю­чает в себя различные группы:

— активные, избирательные читатели; они критически оцени­вают газету или журнал, обращаются к ним с профессиональными запросами, ожидают от них более острого и делового обсуждения экономических и социальных проблем;

— активные, но неизбирательные читатели; они читают газету или журнал «запоем», из привычки быть в курсе дел, к содержа­нию статей имеют мало претензий, довольны тем, что предлагается;

— читатели-«середняки»; они не очень активны, критически оценивают газету с точки зрения ее практической полезности;

— пассивные, но недовольные и требовательные читатели. Это преимущественно люди молодого возраста, ожидающие от газеты более интересных форм, новизны и занятности;

— пассивные и невзыскательные читатели; они обычно принад­лежат к старшему поколению (М. Лауристин).

Аудиторию часто отождествляют с публикой. В этих понятиях есть сходные черты и различие.

Публикой можно назвать группу людей, которая стоит лицом к лицу с некоторой проблемой; может не быть едина во мнении от­носительно данной проблемы, вовлечена в дискуссии по проблеме.

Я. Щепаньским публика различается на собранную и несоб­ранную. Несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов и т.д. Несобранная публика — это лишь «поля- ризованная масса», то есть большое число людей, мышление и ин­тересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, несмотря на это, ведущих себя сходным образом. В несобранной публике не выступают явления, характерные для толпы, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуа-лизации. Но если, например, радиопередача является слишком воз­буждающей, как, например, знаменитая передача, комментировав­шая нападение марсиан на США в тридцатые годы (1938), то она может вызвать и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризо­ванных масс, несобранной публики представляют собой базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений.

Собранная публика — это скопление некоторого количества лю­дей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом (Я. Щепаньский).

Если в толпе решающую роль играют слухи, некритические за­мечания, то в публике решающей информацией являются различ­ные аргументы, рациональные доводы.

Американский исследователь Дж. Доминик предпринял попыт­ку выделить отдельные психологические потребности аудитории. К ним он относит:

— потребность в знаниях, новой информации;

— потребность в отвлечении (diversion). Он отмечает, что потребность в отвлечении может выражаться в различных формах, таких как стимуляция (отвлечение от скуки обыденной жизни), расслабление (уход от жизненных забот), эмоциональная разрядка (преодоление фрустраций);

— «социальная полезность*, понимаемая как потребность ре­ципиента в контактах с другими людьми, как «разговорная моне­та», как осуществление «парасоциальных связей» (когда, например, диктор или комментатор превращается для реципиента почти в по­стоянного друга);

— потребность в «уходе от дел, от окружающих», в своего рода самоизоляции от них, когда реципиент просит не отрывать его от чтения или телевизора;

— потребность «социальной терапии», побега от действительно­сти (X. Хольцер) '43.

Особенности восприятия аудиторией информации, сооб­щаемой СМИ.

Современные СМИ представляют мир в виде непрестанного об­новляющегося набора сообщений, как правило, не связанных друг с другом прямой, однозначной логической или смысловой связью (на­резка новостей). Одной из наиболее острых проблем нынешнего ме­диа-пространства, создаваемого различными СМИ, является «фраг-ментизация» сознания через феномен «клиповости» сообщений и образов, а также их смысловой несвязанности. На человека обруши­вается «мозаика» сообщений не через причинно-следственные отно­шения (которые непосредственно аудитории не представлены), а как бы «через интервалы». Мозаичность достигается также за счет уп­лотнения программ, когда сжимается информация во времени и про­исходит уплотнение, когда сокращается содержание освещаемого события и информация превращается в дезинформацию. Происходит создание новой, выдуманной, искусственно создаваемой информа­ции — мифа, который, как в далекие времена, оказывается органич­ным способом отношения к действительности. Известный философ Ортега-и-Гассет описал этот феномен термином «мозаичная куль­тура», а другие культурологи называли то же самое явление «рас­падом единства жизни». Другим следствием существования мозаич­ной культуры, создаваемым современными СМИ, является «разо­рванное», «клиповое» массовое сознание.

У современной культуры существует еще одно определение «постмодернизм». В современной научной литературе постмодерн определяется как одна из кратких, преходящих стадий всемирной истории и всемирной культуры, имеющая основные идеи-проблемы:

— множественность мультикультурного, неевропоцентрическо­го мира;

— представление и описание мира как текста, а текста — как некоторое инобытие мира;

— идея смерти Бога и исчезновения человека (Е. Б. Рашков-ский);

 

Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2000. С. 298.

— провозглашение тотального «права виртуальности», года в событиях нет смысла, они самодостаточны, а знаки — не имеют субъектов (Лакан, Деррида);

— знаки и символы — суть симулякры («кажимости»), не со­относящиеся ни с какой реальностью (Бодрийяр);

— сфера медиа, широко понимаемая как текст, который не обя­зан подчиняться никаким правилам, кроме тех, которые они, эти самые «медиа», захотят (или не захотят) для себя установить не чувствуя никаких обязательств по отношению к обществу;

— современное общество является «обществом спектакля», где не существует ни истины, ни подлинности, а существуют лишь шоу-политика и шоу-правосудие, «шоу-власть», состоящая из теат­ральной рекламности политики и тотальной рекламности жизни (Ги Дебор).

Массовая коммуникация — это процесс передачи информации от коммуникатора к реципиенту как организованно, с помощью технических средств (СМИ), так и стихийно (слухи, сплетни).

§ 2. Слухи и сплетни как социально-психологический феномен

Д. В. Ольшанский в своей книге «Психология масс» дает такое определение слухам — «это особая, обычно недостоверная инфор­мация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключи­тельно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме»144. Известный отечественный социальный психолог К. К. Платонов пишет, что «согласно общим социально-психологическим определениям, слухи — это массовид-ное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсут­ствии полной и достоверной информации по какому-либо интере­сующему людей вопросу»145.

В статье Б. В. Дубина и А. В. Толстых «Слухи как социально-психологический феномен» содержится следующее определение Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2000. С. 275. Там же.

г слуха: «Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок [ jJJJcpopMauHH: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщает­ся своим, а значит — о чужих. Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстра­нения от него) для своих»146. Энциклопедические и толковые слова­ри связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной сте­пени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняш­ний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказы­вающие, что слухи недостоверны чаще.

Социально-психологические функции слухов: валидный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, к средствам массовой информации и т.д.; катализатор социаль­но-политических настроений и событий в обществе; формирует настроения, мнения, а соответственно, поведение людей, т. е. яв­ляется инструментом политического влияния; снижает, смягчает эмоциональное напряжение в группе.

Условия возникновения слухов

1. Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к опреде-
ленной проблеме, событию, персоне.

2. Связь интереса с жизненными потребностями людей.

3. Социально-политическая обстановка в стране.

4. Неудовлетворенность соответствующих потребностей.

5 Недоверие к источнику информации: к известным официаль­ным, правительственным источникам информации.

6. Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредст­вом интенсификации массового общения.

7. Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзив­ность передаваемого сообщения

146 Дубин Б. В., Толстых А. В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 77. 147 Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. СПб., 2003. С. 64-65.

8. Желание человека повысить свой престиж.

Типология слухов:

1. Противоположные: слухи «желания» — слухи «пугало».

2. Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.

3. Слухи агрессивные — слухи экспрессивные.

Сплетни. Сплетней является ложная или истинная, непрове­ренная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероят­ная), неполная, пристрастная информация о делах, которые рас­сматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп (Енд-жеевский, 1980).

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничаю­щих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Социальные функции сплетни

1. Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информа­ции. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбу­дить определенные настроения и поддерживать их.

2. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различ­ные формы комизма — прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забав­ные конфликты социальных ролей и т.д.

3. Аффилиативно-интеграционная. Обмен сплетнями свиде­тельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы зани­маемся сплетничаньем — «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы — они».

4. Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве
оружия в борьбе между индивидами и группами — путем ослаб-
ления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.

Со сплетнями бороться сложно, их можно гасить другими слу­хами или сплетнями. Слухи могут рассматриваться как характер­ный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. Они выполня­ют функцию ориентации участников толпы о складывающейся си­туации, служат для них своего рода способом соотнесения с дейст­виями других участников и, как таковые, выступают в качестве коллективного процесса принятия решений, в результате которого возникают нормы поведения, цели и способы действий.

 

Глава 18. Социально-психологические проблемы моды и рекламы

План

§ 1. Мода как социально-психологический феномен

§ 2. Реклама как массовая коммуникация

§ 1. Мода как социально-психологический феномен

Мода представляет собой одновременное проявление массового поведения и массовой коммуникации. «Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового по­ведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д.»148.

Латинское «modus» используется философией XVII-XVIII вв. и обозначает преходящее свойство материи (предмета), присущее ей (ему) лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута — все­общего, неотъемлемого, постоянного свойства материи (предмета) во всех ее (его) состояниях149. В философии Б. Спинозы модусами называются все преходящие состояния субстанций, имеющие при­чину своего бытия не в себе самих, а в ее атрибутах; в модусах выражается бесконечная множественность вещей и их качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция 15°. Англичане в XV в. употребляли слово «fashion», образованное от латинского «facere», «faction», для обо­значения моды (меры, образа, способа чего-либо), а слово «mode» употребляли в значении «обычай»151. В XVII в. французы и италь­янцы уже пользуются термином «mode» (фр.) и «moda», «modo»


(ит.) для обозначения меры, образа, способа чего-либо в сфере бы­та, в одежде, обуви, мебели, прическе и поведении.

Слово «мода» в русском языке появляется при Петре I и фик­сируется в первых русских словарях. Например, В. И. Даль в «Тол­ковом словаре живого великорусского языка» писал, что мода — это «ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды, в нарядах...»152.

Феномен моды интересовал философов (Г. Гегель, Спенсер, К. Маркс и др.), мыслителей эпохи просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и т.д.), социологов и социальных психологов IX-XX веков (Г. Тардт, У. Мак-Дауголл, Г. Зиммель, Г. Блумер и др.). В нашей стране волна теоретического интереса началась в 60-е гг. XX века: работы Б. Ф. Поршнева, В. М. Краснова, В. Н. Колбановского, В. И. Толстых и др.

Мода является культурной, психологической и социаль­ной нормой. Социальная норма — это социокультурный стандарт, регулирующий поведение и социальные отношения членов общест­ва. В этом качестве мода транслирует внешние формы культуры; носит конкретно-исторический характер (норма отдельного сосло­вия отдельной страны); является мощным регулятором обществен­ной жизни (универсальная норма, ограниченная во времени, а не в социальном пространстве); она всегда современна, даже если воз­рождает что-то очень старое; возможна только в обществе, где от­сутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру; диффузна и универсальна153. Мода проявляется в двух основных измерениях: мода не признает региональных и го­сударственных границ, этнических перегородок; мода игнорирует различия между классами и слоями общества; ее неотъемлемое качество — демонстративность, т.к. в моде понятия «быть» и «ка­заться» по существу совпадают.

Процесс освоения внешнего облика человека в онтогенетиче­ском развитии можно разделить на три этапа:

Г* 1. На первом этапе человек приучается различать по внешнему облику «своих» и «чужих».

2. На втором этапе осваивается система внешних знаков поло­вой дифференциации.

3. На третьем — возникают зачатки социально-психологической классификации людей по внешним признакам.

Отличие «своего» от «чужого», которое мы сегодня в закончен­ном виде находим в строго зафиксированной форме, которую носят военные в армиях разных стран, возникло в отдаленной древности. Юлий Цезарь в трактате «О галльской войне» писал: «Все британ­цы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшнее других на вид». На самом же деле красились они для того, чтобы в бою было легче отличить своих от чужих.

Внутренняя противоречивость феномена моды проявляет­ся в ее социокультурных, функциях.

1. Функция создания и поддержания единообразия и разно­образия в культурных образцах. В то же время мода дает воз­можность избегать тирании обычаев. Она является формой санк­ционированного риска, связанного с нововведением.

2. Инновационная функция. Действие моды распространяется на различные сферы социально-экономической и культурной жиз­ни. Она способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования, как внутренним, так и внешним. Ей присущи массовидность, динамичность настрое­ний, вкусов и поведения. С другой стороны, мода есть форма, по­зволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «Я».

3. Функция социальной дифференциации и нивелирования. С помощью моды производится постоянное ограничение «элиты». Мо­да служит средством внешней, поддельной идентификации людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии с более вы­сокостатусной группой.

4. Коммуникативная функция. Мода — средство общения и
обмена информацией. С помощью модных образцов от одних людей
к другим передаются модные стандарты, т.е. определенные куль-
турные образцы, наделяемые модными значениями и ценностями.

5. Интерактивная функция. Мода есть средство согласования действий людей, способ их взаимодействия. В модном поведении есть много от психологических игр.

6. Функция социализации. Мода — одно из средств приобще­ния индивида к социальному и культурному опыту. Увлечение мо­дой помогает ему усвоить определенные социальные норм, ценно­сти и социальные роли, принятые в данной культуре.

 

6. Функция престижа. Мода — один из факторов повышения или понижения престижа тех или иных явлений, ценностей, куль­турных образцов и т.д.

7. Функция психофизиологической разрядки. Однообразие и динамичность повседневной жизни современного человека требуют выхода накопившейся энергии. Этому способствуют модное увле­чение спортом, чтением литературы с незатейливым сюжетом, за­нятиями на дачных участках и т.д.

8. Компенсаторная функция позволяет восполнить неудовле­творенные или недостаточно удовлетворенные потребности, высту­пая в качестве регулятора социальных потребностей.

9. Функция социальной идентификации. Хиппи избрали в ка­честве опознавательного знака длинные волосы. «Длинные волосы жизненно необходимы нам, — заявил один из руководителей Джерри Рубин,- потому что дают возможность узнать друг друга, объединяют нас вместе».

Процесс распространения моды состоит из следующих этапов. Первыми воспринимают моду «конформисты». В борьбу с новыми веяниями вступают старшие поколения. Эта борьба при­влекает внимание основной массы населения, и на этом этапе вступает в действие закон подражания. Стремление оторваться от массы является движущим мотивом творцов моды. Они убегают от толпы, которая стремится их догнать. Поскольку материальные ре­сурсы творцов моды намного выше, чем у массы, то им удается отрываться. Однако проходит год, и их модели (не буквально, а в виде подобий) становятся массовыми. Творцы снова рвутся вперед, а масса, стремящаяся быть модной, — за ними.

Сверхмодное часто воспринимается отрицательно: 1. «Сверхмодно» одетый — это человек, в котором доминирует «казаться значимым» над «быть значимым».

2. «Сверхмодное» — всегда резко бросающееся в глаза, и пото­му оно, как правило, сильно подчеркивает физические недостатки.

3. Безумное следование моде, некритический отбор предметов одежды и прочее ярко свидетельствуют об отсутствии собственных эстетических критериев.

4. Если ориентация на моду становится главной в системе цен­ностей индивида, это тревожный, но часто очень тонкий симптом: данный человек становится личностью-марионеткой, направляемой, ориентируемой другими.

Гегель писал: «Разумность моды следует видеть в том, что она осуществляет право вновь и вновь изменять преходящее и времен­ное. Выкроенный сюртук опять выходит из моды, и чтобы нравился, необходимо, чтобы он был модным. Но если мода прошла, то пре­кращается и привычка; то, что еще немного лет тому назад нрави­лось, сразу становится смешным».

Мода возникает только в обществе, имеющем существенное со­циальное неравенство, но открытом для культурной конкуренции. А. Б. Гофман выделяет характерные черты тех социальных систем, в которых действует.

/. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществ­ляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контак­там с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1973. С. 143.

3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и культурных благ, некоторая избы­точность разнообразных и конкурирующих между собой культур­ных образцов, из которых может осуществляться выбор индивида­ми, группами и массами (группами групп).

4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неод­нородно в социальном отношении, оно разделено на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий или каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культур­ные образцы, в них существует социальная мобильность.

       
   
 
 

Соответственно мода отсутствует в обществах статичных, закрытых, со строго ограниченным набором благ и культурных об­разцов, социально однородных или, наоборот, с жестко фиксиро­ванной иерархией социальных групп (касты, сословия), между ко­торыми не может производиться свободный обмен индивидами и культурными образцами155.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.