Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические материалы к практике




АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Качество и эффективность лого­педического урока или занятия во многом зависят от умения учи­теля-логопеда анализировать свои и чу­жие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельно­сти является анализ и самоанализ сво­его занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специа­листа. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к обдумы­ванию и оценке своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со сторо­ны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю. А. Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования пе­дагога. С этим нельзя не согласить­ся, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере форми­руется на основании выводов педаго­гического анализа его занятий. Пробе­лы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном об­разовании логопеда, обнаруженные ру­ководителем образовательного учреж­дения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть вос­полнены логопедом путем самопозна­ния, в основу содержания которого ло­жатся полученные рекомендации.

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он яв­ляется средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформиро­вано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно вниматель­ным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокри­тичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время под­держивать и развивать.

В педагогической литературе описа­ны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подхо­дов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предло­жить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

 

Схема анализа логопедического занятия

Ф. И. О. логопеда ___________________________________________________

№ ОУ_________________ Дата ____________ Этап работы ____________________ Форма занятия (индивидуальное, фрон­тальное, подгрупповое)

Тема __________________________________________________________________ Возраст детей __________ Логопедическое заключение __________________________

Анализирующий _____________________________________________________

Цель посещения ____________________________________________________________ Шкала оценки: 1 балл — низкий уро­вень, 2 балла — средний уровень, 3 бал­ла — высокий уровень.

1. Анализ целей занятия:

- соответствие целей занятия особен­ностям учебного материала;

- место данного занятия в системе за­нятий по теме;

- уровень подготовленности группы (ребенка);

- постановка и доведение целей заня­тия до детей.

2. Степень достижения целей занятия:

- коррекционной;

- образовательной;

- воспитательной.

3. Анализ структуры и организации занятия:

- соответствие структуры занятия его целям;

- продуманность выбора типа занятия, его структуры;

- логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;

- целесообразность распределения времени между этапами занятия;

- рациональность выбора форм, обу­чения;

- наличие плана занятия и организа­ция его выполнения логопедом;

- оборудование занятия;

- рациональная организация работы логопеда и детей от простого к слож­ному.

4. Анализ содержания занятия:

- соответствие содержания занятия требованиям государственных про­грамм;

- полнота, достоверность, доступность изложения;

- степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;

- связь занятия с жизнью;

- подведение детей к восприятию новых знаний;

- формирование новых понятий;

- актуализация опорных знаний;

- организация самостоятельной ра­боты детей;

- характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);

- инструкции и помощь логопеда;

- степень усвоения нового материа­ла (эффективность);

- связь нового с ранее изученным;

- повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Оценка коррекционной направленности занятия:

- развитие понимания речи;

- воспитание умения наблюдать и ос­мысливать предметы и явления окру­жающей действительности;

-формирование практических на­выков словообразования и слово­изменения;

- формирование правильного произ­ношения звуков;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой струк­туры;

- контроль за внятностью и вырази­тельностью речи;

- подготовка к усвоению элементар­ных навыков звукового анализа и синтеза;

- обучение самостоятельному выска­зыванию;

- усвоение элементов языковой си­стемы при непосредственном об­щении;

- включение заданий с опорой на не­сколько анализаторов;

- упражнения на развитие высших психических функций;

- упражнения на развитие общей и мел­кой моторики.

6. Анализ методики проведения занятия

- определение обоснованности и пра­вильности отбора методов, приемов и средств обучения;

- соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию мате­риала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);

- разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;

- эмоциональность подачи материала;

- эффективность использования на­глядных пособий, дидактического материала;

- оценка методической вооруженно­сти и педтехники логопеда.

7. Анализ работы и поведения детей на занятии:

- общая оценка работы группы (ребенка);

- внимание и прилежание;

- интерес к занятию;

- активность детей (ребенка);

- формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;

- выполнение единых требований;

- индивидуальная работа со слабо­успевающими детьми;

- качество знаний, умений и навыков;

- глубина, осознанность и прочность знаний;

- умение детей применять знания в различных ситуациях;

- степень овладения практическими навыками;

- характер проверки знаний детей логопедом;

- работа над ошибочными ответами.

8. Оценка санитарно-гигиенических условийзанятия:

- температурный режим;

- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

- освещение;

- предупреждение утомления и пере­утомления;

- смена видов деятельности;

- своевременное и качественное про­ведение физкультурных пауз;

- соблюдение правильной рабочей позы;

- соответствие мебели росту ребенка;

- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;

- посильность нагрузки речевого и дидактического материала;

- целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом, в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим.

10. Результаты занятия:

- оптимальность обучающих действий логопеда;

- качество знаний, умений и навыков детей;

- тенденции в речевом развитии и коррекции детей.

11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в прак­тику работы других логопедов

12. Недостатки занятия:

- диагностика причин __________________________________________________ - предложения по их устранению ______________________________________

13. Личность логопеда:

- собранность и внимательность логопеда на занятии;

- самообладание и самоорганизация;

- стиль и тон в работе;

- речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональ­ность);

- соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

- доброжелательное отношение к детям;

- соблюдение норм педагогической этики;

- мастерство педагогического об­щения.

14. Общиевыводы и предложения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Рекомендации логопеду по само­образованию

на основании выводов и предложений:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Интерпретация полученных в ходе анализа данных

Необходимо сложить все баллы и сравнить суммy с «ключом»:

114 и менее баллов низкий уровень проведения логопедического занятия.

При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характеро­логические особенности и речевые воз­можности детей (ребенка).

Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятель­ная работа детей. Познавательная ак­тивность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается не­рациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному мето­ду. Возможно игнорирование трудно­стей детей и непонимание причин их наличия; демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механи­ческое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведе­ние занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

• Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого ло­гопедического занятия, педагогу сто­ит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти ста­жировку у опытного логопеда, соста­вить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повы­шения квалификации.

145— 200 баллов – средний уровень проведения логопедического занятия.

Возможно, при подготовке и про­ведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержа­ния соответствуют требованиям про­граммы обучения. Логопед проде­монстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдель­ным ребенком), несмотря на то, что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познава­тельной активности детей. Для пере­вода детей к более деятельному состо­янию логопед сочетает индивидуаль­ную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познаватель­ных возможностей детей, невнима­тельное выслушивание логопедом от­вечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии спо­собствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-ги­гиеническому режиму. Логопед рабо­тает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.

• Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и ад­министрации, закрепить наиболее ус­пешные моменты своей работы, целе­направленно работать по преодоле­нию недостатков занятия через посе­щение занятий более опытных логопе­дов, чтение специальной литературы и
повышение квалификации на курсах повышения квалификации.

201—252 балла высокий уровень проведения логопедического занятия.

При постановке целей занятия и его планировании логопедом были уч­тены возрастные и характерологичес­кие особенности детей. Структура за­нятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система ра­боты. На занятии представлено опти­мальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое пе­реосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складываю­щейся учебной ситуации. Разнообра­зие методов, занимательность изложе­ния, богатство интонаций, выразитель­ная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Лого­пед умело и своевременно поощряет деятельность детей. Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.

• Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.

 

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристика логопедом ребен­ка (группы).

 

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогичес­кая оценка сиcтемы заданий и упражне­ний, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов за­нятия, оценка соответствия данных ме­тодов целям и содержанию занятия.

7. Удовлетворенность или неудов­летворенность логопеда занятием (его
отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигну­тых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Этот перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каж­дого занятия, на наш взгляд, не является исчерпывающим. Считаем возможным проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зави­сит от того, что является главным для логопеда на данный момент. Важно только, чтобы самоанализ занятия про­ходил сразу же после его заверше­ния под влиянием свежих впечатле­ний, вынесенных с занятия. Такой само­анализ есть уже начало подготовки лого­педа к новому занятию.

От вдумчивого педагогического анали­за и самоанализа зависит повседневное совершенствование логопедического заня­тия и культура всего педагогического про­цесса в образовательном учреждении,

Дубешко Н.Б., Козырева О.А. Анализ и самоанализ педагогической деятельности. – М., 2004.

Конаржевский Ю. А. Анализ уро­ка.— М.. Центр «Педагогический по­иск», 2000.

Зотов Б. Ю. Организация совре­менного урока. — М., 1984.

Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.