Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.




Понятие «анализ» – метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь – не только легло в основу названия группы жанров (аналитические), но и определило их особенности.

Если цель информационных жанров – оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении, то цель аналитических жанров – не только сообщить читателю о факте, заинтересовать его происшедшим событием, но и вскрыть «корни», показать помимо явления и его сущность. В этих жанрах основу составляет осмысление проблемы (анализ, рассуждение, цепь аргументов), причём автор привлекает читателя в единомышленники, т.е. в активные соратники по самому процессу мышления.

Таким образом, в аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.

К аналитическим жанрам газетно-журнальной публицистики традиционно относят статью, отчет, обозрение и рецензию. Все эти жанры объединяет органическое соединение анализа и оценки описываемых фактов, явлений. Общий признак этих жанров – информация о новых общественных явлениях, значительных явлениях, произведениях искусства, движение от факта к обобщениям, особое внимание к новизне и рассмотрение явления, художественного произведения. Но направленность оценок, охват материала и композиционная структура в каждом из этих жанров различны.

Вне зависимости от объёма рассматриваемого материала, соотношения аналитико-оценочных компонентов, основой всех жанровых разновидностей остаётся аргументативный текст. Процесс убеждения предполагает систему доводов, аргументов, логических суждений. Тем самым публицистический стиль, оставаясь ведущим стилем аналитических жанров, обогащается элементами научного стиля. Ведущим типом речи аналитических жанров становится рассуждение.

«Рассуждение – функционально-смысловой тип речи с обобщённым причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение». Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности.

В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индукция – это движение мысли от накопленных фактов, от частного, конкретного, путем анализа – к общему, т.е. синтезу. Схема индуктивного рассуждения выглядит следующим образом: цель исследования → накопление фактов, их анализ, обобщение → выводы.

Дедукция – это построение умозаключений от общего к частному, т.е. от выдвижения первоначального положения (тезиса) через обоснование к выводу. Схема дедуктивного рассуждения: тезис → аргументы → выводы.

Набор компонентов рассуждения определяется замыслом говорящего (пишущего). Основными являются три части:

– Тезис, или часть, в которой содержится основная мысль, положение, которое будет объясняться или доказываться.

– Обоснование, или доказательная часть, состоящая из аргументов или примеров.

– Вывод, или заключение.

Рассмотрим подробнее основные структурные элементы рассуждения.

Тезис – «мысль или положение, истинность которого требуется доказать».

Тезис является важной частью рассуждения. Это основная мысль текста-рассуждения. Существуют определенные правила выдвижения тезиса:

1) тезис должен быть четким и ясным;

2) тезис должен оставаться неименным на протяжении всего доказательства.

Аргумент – «истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса)»

По источнику происхождения аргументы делятся на такие виды:

1. Пример – исторический факт или интересное событие.

2. Индукция – общий вывод, проистекающий из различных частных примеров.

3. «Личный аргумент» – вывод, проистекающий из посылок, действий или слов оппонента, противопоставленных оратором своим собственным посылкам, действиям или словам.

Итак, в качестве аргументов могут быть использованы:

- факты, взятые из жизни самого автора или близких или знакомых ему людей;

- факты, взятые из литературных источников;

- ссылки на литературу (цитирование);

- ссылки на авторитеты (мнения известных людей, народная мудрость, тексты Священного Писания);

- «заведомо истинные суждения» (законы, теории, аксиомы);

- логические умозаключения.

Для журналиста главным критерием эффективности того или иного аргумента является степень его убедительности. По степени убедительности аргументы делят на сильные и слабые. Классическим является так называемый «гомеров порядок»: вначале – сильные аргументы, затем несколько доказательств средней силы, в конце – один наиболее мощный аргумент.

Нельзя забывать и правила выдвижения аргументов:

1) аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны обосновываться независимо от тезиса;

3) аргументы не должны противоречить друг другу;

4) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

В журналистике есть ещё одно основание для классификации рассуждений в зависимости от выбранного автором способа доказательства: различают рассуждения с прямыми доказательствами (т.е. рассуждения с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса) и рассуждения с доказательством от противного. Во втором случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому. Этот вид доказательства называют также косвенным доказательством,

а противоречащее положение – антитезисом.

40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.

Аналитические жанры представлены в периодических изданиях прежде всего жанром статьи. Зародившись как информационные издания, газеты и журналы с течением времени стали обращаться к анализу рассматриваемых проблем. Это и обусловило появление такого жанра, как статья.

«Статья отличается наибольшей по сравнению с другими газетными жанрами широтой обобщений, глубиной анализа фактов».

Итак, объектом анализа в статье является группа фактов или проблема. Принято выделять такие разновидности статьи, как проблемная, научно-популярная, обще-исследовательская, полемическая, статья-обзор и др.

Разработка проблемы

Вне зависимости от темы и разновидности жанра цель автора статьи – «проследить внешние связи, соединяющие анализируемую ситуацию с «миром» окружающих социальных проблем современности»

Чтобы выйти на обобщение, журналист должен пройти сложный путь, который начинается со сбора большого количества фактов, статистического материала, тщательного осмысления этих фактов, отбора тех из них, которые будут использованы в тексте статьи и не нарушат ясности и четкости выражения идеи. Можно сказать, что при создании этого жанра основная нагрузка на журналиста ложится именно на первом этапе – этапе инвенции (изобретения, нахождения материала).

На этом этапе необходимо выбрать общественно значимую тему, которая действительно могла бы вывести на обобщение; важно, отбирая факты, четко осознавать их назначение в тексте статьи.

факт в информационных жанрах выступает как «новость», «событие», выполняя чисто информирующую функцию.

Объективность жанра предопределяет особый характер одного из существенных признаков жанра – авторское «я».

Одно из свойств статьи, вне зависимости от разновидности – «драматизация» изложения. как правило, журналист подбирает факты, подтверждающие разные позиции, разные стороны одной проблемы. Их столкновение и создает драматизацию изложения.

Кроме того, задача журналиста при разработке темы – изучение соответствующих документов, специальной литературы. Только при этом условии можно рассчитывать, что автор «найдет свой оригинальный поворот темы, ее трактовкой заинтересует читателя»

Этап диспозиции при создании статьи своеобразен в том плане, что множество фактов, статистических данных, рассуждений и обобщений автора четко и последовательно должны развивать главную мысль, идею. Для этого нужен отбор самого существенного из найденного материала и правильная расстановка акцентов.

Особое место в статье отводится расположению примеров (внешних свидетельств). Имея в запасе большое количество их, автор выбирает, может быть, один, но такой, в котором наиболее ярко раскрывается вся суть анализируемого вопроса.

Языковые особенности жанра предопределяются прежде всего типом статьи и учетом адресата. Как и любой другой публицистический жанр, статья в основном направлена широкому кругу читателей, поэтому раскрытие темы должно быть доступным и ясным. Усложнение темы возможно в специализированных журналах, адресованных узкому кругу специалистов.

Если же статья, даже на научную тему, публикуется на страницах массового издания, она должна включать в себя два стилистических слоя:

1. Предметно-научный (непосредственное описание реалий, инструментов, опытов, научных проблем).

2. Публицистический, связанный с авторским «я» (популяризация, комментирование, публицистическое обобщение и др.).

Остановимся подробно на жанровых характеристиках одной разновидности данного жанра – проблемной статьи и попутно определим работу над данным жанром согласно риторической модели.

Итак, основой темы статьи всегда является проблема. Следовательно, выбор темы зависит от того, насколько она значима в жизни людей и, соответственно, – интересна им. Иногда интерес читателей привлекает уже имя автора, получившего признание именно благодаря умению обобщать. Но и перед известными журналистами стоит та же задача – «угадать», почувствовать проблему, решение которой может стать требованием времени.

Таким образом, определяя тему, автор все время осознает, что она должна быть общественно значимой, она должна быть раскрыта убедительно и объективно, она должна доказывать необходимость решения проблемы и, по возможности, она должна показывать пути устранения возникших противоречий.

Безусловно, публицист досконально изучает предмет речи, выстраивает в логическую последовательность набранные факты, отсекает лишнее, выбирает ту линию, которая объективно отражает проблему.

Трудным, но важным и необходимым на этапе инвенции является процесс интерпретации выбранного материала – публицистическое истолкование научно обоснованных проблем, явлений действительности.

Непременным условием создания текста-рассуждения является формулирование основного тезиса статьи. Тезис – это стержень будущего текста, позволяющий сохранить смысловое единство речи. Он должен быть ясным и четко сформулированным.

Далее необходим подбор аргументов – суждений, посредством которых обосновывается истинность тезиса.

41. Рецензия: жанровые признаки, функции.

Рецензию традиционно относят к аналитическим жанрам. Основанием для этого является, прежде всего, цель, которую ставит перед собой автор.

Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино.

Предметом рецензии на литературное произведение является как отдельное произведение, так и сборник произведений или дилогия, трилогия, тетралогия.

Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению. Эта многоаспектность и является основной трудностью в определении данного жанра.

Жанровые признаки

информация об отдельном произведении;

характеристика и оценка произведения;

анализ содержания и формы;

определение места произведения в литературном процессе;

привлечение внимания читателя к произведению.

Таким образом, рецензия – это информативно-аналитический жанр. Коммуникативная установка – убеждение, воздействие на адресата (читателя и автора произведения). В зависимости от намерений рецензента соотношение оценочной и аналитической частей могут варьироваться.

Как видим, компоненты рецензии можно разделить на 2 группы:

коммуникативные;

содержательные.

Коммуникативный аспект рецензии определяется, прежде всего, адресатом и коммуникативным намерением (целью) журналиста. От этого зависят жанровые разновидности рецензии и её речевая форма. Содержательный аспект жанра включает в себя информационно-аналитические параметры. Эта часть рецензии более объективна и устойчива в речевом выражении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.