Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публичное выступление




Модуль 6

Комплексная цель

Знакомство с основными понятиями теории ораторского искусства, технологиями подготовки публичного выступления. Выработка навыков и умений самостоятельной подготовки и произнесения различных видов публичных выступлений.

Темы модуля 2: Характеристика публичной речи. Адаптация к аудитории. Подготовка к выступлению. Виды публичных выступлений. Невербальные средства.

Задание 1. Познакомьтесь с толкованием слова риторика в различных словарях. Какие значения выделяют сло­вари у слова риторика? Какие оттенки имеет первое значение и как они связаны с основным значением? Чем отличается толкование переносного значения в том и другом словаре? Придумайте предложения на все значения слова риторика.

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, излагающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину — назва­ние младшего класса духовной семинарии (Словарь современно­го русского литературного языка: В 17 т. Т. 12. М.-Л., 1961).

Риторика [гр. rhetorike] – 1. В античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2. Перен. Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Современный словарь иностранных слов. М., 1999).

Задание 2. Познакомьтесь с толкованием слова красноречие. Можно ли считать слова риторика и красноречие синонимами? Если нет, то почему? Если да, то во всех ли значениях или только в некоторых, в каких? Какое значение имеет первая часть слова красноре­чие? Можно ли это слово употребить с отрицатель­ной оценкой?

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убе­дительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изу­чающая ораторское искусство; риторика (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т.

Т. 5. М.-Л., 1956).

Задание 3. Определите, с чем сравнивают авторы книг по рито­рике красноречие, ораторство? С какими видами искусства (живопись, хореография, поэзия, драматур­гия, сценическое искусство, музыка и др.) можно со­отнести красноречие? В чем проявляется эта связь?

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.В. Ломоносов).

Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (М.М. Сперанский).

Красноречие — это и литературное творчество, но в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим вообра­жением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения (А.Ф. Кони).

Задание 4. Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С.Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи». К какому типу вы относитесь? Определите, что вам необходи­мо для совершенствования речевых способностей.

Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от посто­роннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсут­ствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выно­шенный план как бы «сидит у них внутри»,и, как правило, орато­ры такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудито­рию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» быва­ют люди сангвинического темперамента (сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро, отзывающийся на ок­ружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, жи­вой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).

Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последова­тельностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результа­те свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпа­дение эмоционального типа оратора с холерическим темперамен­том (холерик — человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).

Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труд­нее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бы­вают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все най­денной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индиви­дуальные различия, одна общая черта — стремление к исследова­нию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушате­лей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «филосо­фов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анали­зу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента (флег­матик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных со­стояний).

Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими ка­тегориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отли­чаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный (меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).

Задание 5. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.