Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая часть




Занятие.2. Очаговая деминерализация эмали. Понятие о проницаемости, минерализации, деминерализации эмали. Методы выявления ранних форм кариеса. Практическое использование реминерализующих средств.

Профилактика заболеваний пародонта

Уровень интенсивности признаков поражения пародонта (дети 15 лет)

Уровень интенсивности Кровоточивость десен Зубной камень
Низкая 0,0 – 0,5 секстантов 0,0 – 1,5 секстантов
Средняя 0,6 – 1,5 секстантов 1,6 – 2,5 секстантов
Высокая > 1,6 секстантов > 2,6 секстантов

Мероприятия по профилактике заболеваний пародонта следует решать в общегосударственном масштабе и строго индивидуально (с участием и без участия врача).

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний пародонта.

Меры первичной профилактики:

– стоматологическое просвещение;

– строгое соблюдение правил личной гигиены полости рта (ГПР);

– устранение местных травматических факторов в полости рта;

– устранение вредных привычек;

– диспансеризация лиц с факторами риска

Заключение.

Доступное в условиях любой стоматологической поликлиники использование пародонтальных индексов способствует объективизации пародонтологического статуса, правильной оценке эффективности лечения и последующего мониторинга больных пародонтологического профиля, повышению качества обслуживания больных с заболеваниями краевого пародонта.


Цель: научить студентов диагностировать очаговую деминерализацию эмали, уметь проводить лечение и профилактику.

 

План занятия:

1. Проверка исходного уровня знаний.

2. Ознакомление с новым материалом.

4. Демонстрация слайдов с очаговой деминерализацией.

5. Контроль эффективности обучения с коррекцией ошибок студентов.

6. Ознакомление с заданием по самоподготовке к следующему занятию.

 

Вопросы для определения исходного уровня знаний:

1. Анатомия зуба.

2. Химический состав и функциональные свойства эмали.

3. Гистологическое строение эмали.

4. Методы стоматологического обследования больного.

5. Определение кариеса и его классификация.

6. Изменения в эмали при кариозном процессе.

7. Минерализация эмали, процессы де- и минерализации.

 

Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

1. Перечислите местные факторы, способствующие возникновению очаговой деминерализации.

2. Как изменяются свойства эмали при очаговой деминерализации?

3. На каких поверхностях чаще проявляется очаговая деминерализация?

4. Какие жалобы предъявляют больные при очаговой деминерализации?

5. Основные клинические признаки при очаговой деминерализации.

6. С какими нозологическими формами следует проводить дифференциальную диагностику?

7. Методики лечения очаговой деминерализации.

8. Как оценивается эффективность проведенного лечения при очаговой деминерализации?

 

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов диктуют необходимость выявления кариозного поражения на ранней стадии его возникновения.

При стоматологических осмотрах, как правило, основное внимание врачей направлено на уже имеющиеся кариозные полости, поэтому очаговая деминерализации эмали остается незамеченной.

Доказано, что кариес в стадии пятна (синонимы – начальный кариес, белое пятно эмали, очаговая деминерализация) благоприятное время для реминерализации, т.к. в этот период еще сохраняется органическая матрица эмали и она может служить центром для роста кристаллов (за счет изменения структуры гидроксиапатита, который является основным минеральным веществом твердых тканей зуба), а также сохранена и целостность эмали, так как не разрушен ее поверхностный слой.

Проведение реминерализующей терапии в начальной стадии кариозного поражения приводит к обратному развитию процесса при сохраненной белковой матрице зуба. При наличии участков деминерализации коричневого и темно-коричневого цвета реминерализующая терапия малоэффективна.

Реминерализация – это частичное восстановление плотности поврежденной эмали.

В естественных условиях источником поступления в эмаль кальция, фосфора и фторидов является ротовая жидкость. Реминерализующий потенциал слюны позволяет остановить кариес в стадии пятна в 50% случаев. Поэтому приходится прибегать к различным реминерализующим средствам, которые должны не только восполнить дефекты в кристаллической решетке, но и повысить ее резистентность.

Об эффективности реминерализации можно судить по стабилизации или исчезновении белых пятен эмали, снижению прироста кариеса зубов

Ведущим признаком раннего кариеса является деминерализация эмали зубов. Деминерализация приводит к изменению оптических свойств эмали, что и обусловливает появление белого пятна на поверхности эмали.

Для раннего кариеса характерна определенная локализация, и чтобы подчеркнуть этот признак, было предложено называть деминерализацию эмали очаговой.

Клинически деминерализация проходит в три стадии:

– ранняя стадия – белое пятно размером 1-3мм². На этой стадии развития еще нельзя определить характер течения деминерализации;

– вторая, развившаяся, стадия – появляются отличительные признаки медленно- и быстротекущей деминерализации эмали.

Для медленнотекущей деминерализации характерна однородность изменений поверхности эмали. При зондировании поверхность эмали шероховатая, но плотная. Интенсивность окрашивания очага деминерализации метиленовым синим соответствует в среднем 45 баллам по 10-бальной шкале оттенков синего цвета.

Быстротекущая деминерализация во второй стадии отличается активностью процесса. Очаги деминерализации теряют четкие границы, их края становятся расплывчатыми. Поверхность эмали шероховатая, матовая. Зонд легко застревает в участке деминерализации. Эмаль теряет плотность, легко соскабливается экскаватором. Интенсивность окрашивания очага деминерализации в среднем равна 60 баллам. Усиление окрашивания связано с увеличением пористости эмали.

Быстротекущая деминерализация переходит в третью стадию – стадию дефекта.

В клинической практике для диагностики кариеса и степени очаговой деминерализации проводят опрос, осмотр с помощью стоматологического зеркала и остроконечного зонда (эксплорера), а также используют дополнительные методы исследования.

СООД 1. Алгоритм действий студента (врача) по диагностике очаговой деминерализации

 

Последовательность действий Симптомы заболевания Обоснование действий врача и имеющихся симптомов
Опрос больного и выяснение жалоб Жалобы на повышенную чувствительность при чистке зубов, приеме кислого; на наличие белых, желтых, коричневых пятен на эмали. Жалобы могут и отсутствовать За счет убыли минеральных компонентов нарушается структура эмали, по разному преломляющая свет.
Сбор анамнеза заболевания Давность заболевания от 2 месяцев (белое пятно) до нескольких лет (коричневое пятно) Зависит от активности процесса: чем активнее процесс деминерализации, тем меньше давность заболевания
Сбор анамнеза жизни: Характер вскармливания, питания, место проживания, перенесенные инфекционные заболевания, сопутствующие заболевания Очаги деминерализации эмали Имеют определенное значение для минерализации твердых тканей зуба
Сведения о гигиене полости рта Зубной налет Нерегулярная чистка зубов, длительное использование зубной щетки без замены; частое употребление сладостей способствуют образованию зубных отложений. Легкоусвояемые углеводы являются фактором риска возникновения очаговой деминерализации. У детей, часто употребляющих сладости, медленнотекущая форма деминерализации эмали встречаются в 1,7 раза чаще, а быстротекущая – в 3,5 раза чаще, чем у детей, употребляющих сладости умеренно
Осмотр полости рта. Необходимо определить: Прикус     Степень прорезывания зубов   Состояние тканей пародонта Состояние эмали в области поражения: – локализация   – цвет     – границы     – блеск   – площадь пятна     _______________________ Скученность зубов     _______________________ Неполное прорезывание коронки зуба   _______________________ Визуально определяется наличие в придесневой области зубного налета. Часто имеется катаральное воспаление десны   _______________________ Очаговая деминерализация чаще локализуется в пришеечной области, на вестибулярной поверхности, в фиссурах, на контактных поверхностях, преимущественно на зубах в/челюсти В постоянных зубах меловидные пятна выявляются в основном в пришеечной области резцов, первых постоянных моляров, а у детей 12-15 лет и в области шеек клыков, премоляров, реже вторых моляров. _______________________ Пятна могут быть белого, желтого, серого, коричневого цвета. Пигментированные кариозные пятна наблюдаются у детей реже меловидных (белых) и типичны лишь для передних поверхностей первых постоянных моляров. _______________________ Четкие или нечеткие   _______________________ Обычный блеск эмали отсутствует. – пятна величиной до 2мм; – пятна величиной 2-3мм; – пятна величиной более 3мм     ________________________ Является фактором риска в возникновении очаговой деминерализации ________________________ При неполном прорезывании процессы минерализации не закончены, а доступ для средств гигиены затруднен ________________________ Действие микрофлоры, наличие зубного налета     ________________________ Места наименьшей минерализации и наибольшего скопления зубного налета.     ________________________ Определяется активностью процесса.     ________________________ Определяется активностью процесса ________________________ Деминерализация эмали   Для обеспечения контроля эффективности проводимой реминерализующей терапии.  
Дополнительные методы обследования: – метод витального окрашивания с использованием 2% водного раствора метиленового синего.   – метод трансиллюминации Методика заключается в просвечивании через ткани зуба галогеновой лампой для отверждения композиционных материалов или специальной лампой с волоконной оптикой   – УФО-стоматоскопия Методика заключается в облучении зубов ультрафиолетовой лампой, например, аппаратом Pluraflex фирмы Voko.   _______________________ Меловидное пятно окрашивается в синий цвет различной интенсивности.     _______________________ При прохождении «холодного» света через ткани зуба в области дефекта образуется тень в виде полулунной сферы коричневого цвета, четко отграниченная от здоровых тканей на общем фоне светящейся коронки зуба.     _______________________ Интактная эмаль под действием УФО издает голубовато-зеленоватое (лунное) люминесцентное свечение. При наличии кариозного пятна отмечается гашение люминесценции на фоне нормального свечения окружающей непораженной эмали.     ________________________ При процессах деминерализации проницаемость эмали повышается.     ________________________ Вследствие изменения кристаллической структуры эмали изменяется ее оптическая плотность. Методика позволяет обнаружить начальные формы кариеса, вторичный кариес вокруг пломбировочного материала, трещины эмали зуба и может служить контролем уровня некротомии при препарировании кариозной полости. ________________________ Диагностика с помощью аппарата Pluraflex эффективна для выявления скрытых кариозных пятен и более точного определения границ очагов деминерализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.