Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика технологий педагогической деятельности




Введение

Введение

Образовательные технологии

Часть 1

Технологии педагогической деятельности

И.Г.Харисова

А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова,

 

 

Ярославль

 

УДК 371.4

ББК 74. Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

Симонова Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Вятского государственного гуманитарного университета

Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования

 

Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 1: Образовательные технологии: учебн. пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой и А.П. Чернявской. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - с.

 

ISBN

 

В учебном пособии рассматриваются общие вопросы педагогических технологий – проблема технологии в педагогической науке и практике, история возникновения педагогических технологий, связь понятия «технология» с другими категориями педагогической науки, характеристика общепедагогических технологий, их классификация и проблема оценивания в педагогической деятельности. Предлагаемая авторами точка зрения на проблему педагогических технологий не является единственной, но она доказала свою жизнеспособность как в теории, так и в практике образования. В пособии описываются конкретные локальные педагогические технологии – поисково-исследовательские, дискуссионные, технологии открытого образования и др.

Пособие адресовано преподавателям педагогических дисциплин и студентам педагогических вузов по направлениям подготовки 050100 — Педагогическое образование и 050400 - Психолого-педагогическое образование.

 

УДК 371.4

ББК 74.03

© ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

© Чернявская А.П.,

Байбородова Л.В.,

Харисова И.Г.

Содержание

Стр.

 

Глава 1. Общая характеристика технологий педагогической деятельности.

1.1. Понятие педагогических технологий............................

1.2. История возникновения педагогических технологий...............

1.3.Связь понятия «педагогическая технология» с другими категориями.

1.4.Критерии технологичности деятельности учителя....

1.5. Классификация педагогических технологий.........................

1.6.Краткая характеристика общих педагогических технологий..........

1.7. Освоение педагогами современных технологий...................

1.8. Проблемы в освоении и использовании педагогических технологий...

Материалы для выполнения практических заданий....................

 

Глава 2. Организация групповой работы.........................

2.1. Организация работы по микрогруппам........................

2.2. Технология обучения в сотрудничестве.......................

2.3. Коллективные способы обучения........................

2.4. Результаты групповой работы..............................

Материалы для выполнения практических заданий................

 

Глава 3. Технология модульного обучения...............

3.1. Основные идеи модульного обучения......................

3.2. Конструирование модуля................................

3.3. Модульная программа..................................

Из опыта работы....................................

 

Глава 4. Дифференцированное обучение...............

4.1. Цели дифференцированного обучения...............

4.2. Организация дифференцированного обучения............

4.3. Уровневая дифференциация................

Из опыта работы..

 

Глава 5. Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение.............................................

5.1. Психологические и педагогические основы поисковых и

исследовательских технологий............................

5.2. Алгоритм поискового и исследовательского обучения........

5.3. Проблемное обучение..............................

5.4. Метод кейс-стади.................................

5.5. Оценка работы учащихся в проблемном обучении.........

Материалы для выполнения практических заданий.............

Из опыта работы...............................

 

Глава 6. Проектная деятельность школьников...............

6.1. Особенности и функции проектной деятельности учащихся.....

6.2. Виды проектов.........................................

6.3. Принципы и условия организации проектной деятельности учащихся...

6.4. Этапы организации проектной деятельности школьников............. 6.5Средства и способы организации проектной деятельности

6.6.Урок и проектная деятельность школьников..........

Из опыта работы..

 

Глава 7. Дискуссия в педагогическом процессе...............

7.1. Особенности дискуссии.......................

7.2. Этапы проведения дискуссии............................

7.3. Технология «Дебаты»...............................

Материалы для выполнения практических заданий................

 

Глава 8. Технология игровой деятельности...............

8.1. Сущность игровой деятельности......................

8.2. Структура и принципы игровой технологии................

8.3. Классификация игровых технологий.....................

8.4. Специфика игровой деятельности....................

Из опыта работы..............................

 

Глава 9. Технология «Развитие критического мышления

через чтение и письмо».............................................

9.1. Теоретические основы технологии....................

9.2. Этапы технологии РКМЧП.......................

Материалы для выполнения практических заданий..........

Из опыта работы..............................

 

Глава 10. Технология Портфолио..............................

10.1. Особенности технологии портфолио..................

10.2. Портфолио как средство повышения мотивации обучения........

10.3. Оценка Портфолио......................................

 

Глава 11. Педагогические мастерские..............................

11.1. Идеи и принципы педагогических мастерских....................

11.2. Этапы построения мастерской....................

11.3. Варианты организации занятий в технологи педагогических мастерских.

Материалы к практическим заданиям...................................

Из опыта работы...................................

 

Глава 12. Технология «Образ и мысль»...............

12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»............

12.2. Принципы технологии..........................

12.3. Технологические этапы построения занятия..................

Из опыта работы............................

 

Глава 13. Технологии интеграции в образовательном процессе

13.1.Сущность понятия интеграции в образовательном процессе

13.2.Особенности и этапы технологии интеграции

13.3.Краткая характеристика частных технологий интеграции

13.4.Проблемно-тематический день

Из опыта работы

 

Глава14. Оценивание в педагогический деятельности...............

14.1. Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности...

14.2. Цели оценивания............................................

14.3. Критериально-ориентированное оценивание.....................

14.4. Накопительная система оценок................................

14.5. Портфолио как система накопительной оценки...................

14.6. Рейтинговая система оценки...................................

14.7. Тестирование...............................................

Материалы для выполнения практических заданий..................

Из опыта работы....................................

 

 

Одной из характерных особенностей современного общества является изменение требований к людям, его составляющим и, как следствие, к подготовленности выпускников школы. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию (1998) отмечалось, что новое поколение приходит в мир, в котором происходят существенные изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. В этой связи становится очевидным, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для человеческого и социального развития, политического и экономического управления.

Стратегическое направление развития образования связано с тем, что личность ученика должна быть поставлена в центр педагогического процесса, учитель и ученик – стать его равноправными участники, учение постепенно перерасти в самообучение. В то же время требования стандартизации образования поставили перед школой задачу гарантированного достижения заранее заданных результатов обучения, вне зависимости от характеристик учащихся. Получить такие результаты позволяет использование педагогических технологий.

Педагогические технологии создаются для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного педагога. Кроме целесообразности и алгоритмичности, особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Однако нельзя забывать, что образовательные технологии действуют в гуманитарных системах, поэтому ошибочно было бы понимать технологичность как исключение из преподавания личностного оттенка. Он проявляется в вариативности методов, способах их представления, поведении преподавателя во время занятий.

Технологичность может «встроиться» в любую парадигму образования. В системе субъект-субъектных отношений она предполагает наличие в преподавании этапов и методов перевода обучающегося в субъектное состояние и создания субъект-субъектных отношений в классе. Эти отношения складываются из: организации общения обучающихся друг с другом и учителя с ними; организации групповой деятельности; использования специальных техник; организации оценки и самооценки обучающихся; создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата.

Учебное пособие «Технологии педагогической деятельности» нацелено на формирование у будущих педагогов тех компетентностей, которые определены ФГОС профессионального образования и особенно важны для успешной педагогической деятельности. Оно состоит из трех взаимосвязанных и в тоже время самостоятельных частей: 1) Образовательные технологии; 2)Технологии организации деятельности; 3)Технологии проектирования и программирования.

Структура каждой главы построена таким образом, чтобы студент мог освоить основные теоретические положения, познакомиться с конкретными методическими средствами, приемами использования наиболее распространенных и востребованных в практике технологий. Для формирования конкретных профессиональных умений будущим педагогам предлагается выполнить ряд практических заданий разного уровня, в том числе опираясь на конкретный опыт работы, представленный в главе.

В первой части учебного пособия «Технологии педагогической деятельности», которая называется «Образовательные технологии», представлены общая характеристика педагогических технологий, а также конкретные локальные технологии, которые соответствуют современным требованиям, подходам к обучению и воспитанию школьников и получили распространение в образовательных учреждениях. В главах 2-5 проведен анализ технологий, которые используются как сами по себе, так и являются неотъемлемой частью учебного процесса при использовании других технологий, своеобразной организационной основой обучения с использованием педагогических технологий. Речь идет об организации работы по микрогруппам, технологии обучения в сотрудничестве, дифференцированном и модульном обучении. Действительно, технологии предполагают активную самостоятельную работу обучающихся, которая осуществляется в основном в процессе работы микрогрупп. Возможности выбора (объема учебного материала, времени работы, ее темпа и др.) возникают в том случае, когда педагог организует учебный материал в модули и использует при этом дифференциацию.

Далее раскрываются особенности поисково-исследовательских технологий, к которым относятся проблемное обучение и метод проектов, диалоговые и игровые технологии, технологии открытого образования – портфолио, «Образ и мысль», технологии развития критического мышления через чтение и письмо, педагогические мастерские.

Завершает пособие глава «Оценивание в педагогической деятельности», поскольку оценивать результат деятельности в технологиях очень важно и для его оценки необходимо использовать современные методы и средства оценки, о которых и идет речи в главе.

В учебном пособии использованы материалы: Е.О. Ивановой (в главе 1 в параграфах 1.2, 1.3 и 1.8); В.В. Юдина (п. 1.6.); С.Л. Паладьева (в главе 13). Глава 8 подготовлена О.В. Соловьевым.

Глава 1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 97; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.