Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология обучения в сотрудничестве




Для того чтобы приобрести соответствующие умения и компетенции, учащиеся не должны быть пассивны в учебном процессе. Один из способов активного вовлечения их в учебный процесс – организация их сотрудничества в обучении, создание ситуации, в которой они объясняют друг другу, что они узнали, понимают точки зрения других на обсуждаемую проблему, получают помощь от одноклассников и оказывают ее сами. Обучение в сотрудничестве происходит, когда учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами — над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения.

Для обучения в сотрудничестве необходимо наличие определенных умений, которые в его процессе еще больше развиваются:

- формулировать мнение, доказательство или ответ,

- высказывать его,

- слушать другого,

- сопоставлять мнения,

- приходить к общему мнению (не всегда).

В США братьями Роджером и Дэвидом Джонсон в 80-е годы ХХ века была разработана технология обучения в сотрудничестве (Cooperative Learning), которая делает организацию работы по микрогруппам более технологичной. Основная ее идея – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, учиться вместе, а не просто что-то делать вместе.

Р. И Д. Джонсоны предложили формировать в классе три типа групп – неформальные, формальные и базовые учебные группы[11]. Эти группы отличаются друг от друга длительностью существования. Дольше всего существуют базовые группы. Они могут существовать на протяжении нескольких лет. Они создаются для того, чтобы учащиеся мотивировали и помогали друг другу в процессе обучения (например, помогали выполнять домашние задания и проверяли их правильность, выполняли долгосрочные проекты, консультировали друг друга и т.д.). Члены базовых групп должны иметь возможность общаться друг с другом и вне школы (например, жить по соседству). Члены базовых групп должны иметь время для встреч перед уроками с тем, чтобы обсудить успехи в учебе, подбодрить друг друга и проверить домашние задания.

Формальные группы создаются на несколько уроков для выполнения определенных заданий (например, проекта средней продолжительности, решения проблемы, выполнения исследования, и др.). Именно для этих групп и разработано большинство приемов данной технологии (см.далее).

Неформальные группы создаются для выполнения краткосрочного задания в течении урока. Работа в парах или группах может занимать все время урока или быть его фрагментом продолжительностью от 5 минут. Занятия в микрогруппах используются при изучении новой темы (доступной для самостоятельного изучения), систематизации, тематическом обобщении знаний, отработке умений и навыков, закреплении материала, выполнения короткой лабораторной работы, решения проблемы, разработки вопросов к тексту и др.

На самом деле, различия между формальными и неформальными учебными группами незначительны. К ним применимы все рекомендации по организации работы микрогрупп, приведенные в предыдущем параграфе.

В рамках этой технологии разработаны или отобраны из других технологий приемы работы:

1. Вопросы и задания:

- подготовка вопросов друг другу, как вариант – постановка вопросов после изложения нового материала,

- ответы на вопросы учителя, поставленные до изучения нового материала, как дополнение – обобщение и выработка совместного краткого ответа,

- составление задач или упражнений,

- подбор фактов или примеров для доказательства теоретических положений,

- соединение изучаемого материала с уже имеющимися знаниями,

- высказывание предположений о дальнейшем развитии событий,

- попытки разрешить теоретический конфликт,

- подбор дополнительного материала к уроку,

- взаимопроверка домашнего задания, теста или самостоятельной работы,

- выполнение лабораторных работ, написание отчетов по ним,

- выполнение проектов.

2. Взаимоопрос:

Два ученика читают текст, останавливаясь после какого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Важно, чтобы эти вопросы носили не поверхностный, а глубинный характер: были направлены в суть новой информации, имели проблемный характер. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, ученики переходят к следующему.

Потенциал: Достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала; повышение внимания; высокий уровень учебной мотивации.

1. Зигзаг (ажурная пила):

Перед семинаром преподаватель дробит текст на несколько смысловых частей. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время семинара преподаватель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 7 человек. Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоим разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения: попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 7. Затем первые номера собираются в отдельную группу, вторые – в отдельную и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала они читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и доложить их потом на всю аудиторию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.