Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных этапов проектного обучения




Этапы организации проектной деятельности школьников

 

Проектную деятельность можно представить технологично, то есть определить этапы ее организации, действия детей и педагогов на каждом этапе. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Мы предлагаем несколько вариантов рассмотрения этапов проектной деятельности учащихся.

Структура и соответственно этапы проектной деятельности могут быть представлены линейно: потребность → проблема → исследования → первоначальные идеи → оценка идей → разработка лучшей идеи (идей) → планирование → изготовление → апробирование → оценка[27].

Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять действия в разной последовательности. Данный подход развивает творческие способности и одновременно способствует более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.

Можно более вариативно представить этапы проектной деятельности школьников. Так, например, М.Б.Лебедева и О.Н.Шилова обозначают два подхода, определяющих этапы работы над проектом: конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы) и педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта). Интегрируя эти два подхода авторы предлагают следующие этапы:

-подготовка к проекту;

-организация участников проекта;

-выполнение проекта;

-презентация проекта;

-подведение итогов проектной деятельности[28].

Определение этапов проектной деятельности авторы часто связывают со спецификой предмета. Так, характеристику основных этапов в условиях проектного обучения предмета «Технология» предлагает В.А. Мигунов [29] и др. (табл. 8).

 

Таблица 8

Этапы выполнения проекта Задачи, решаемые учащимися Деятельность учащихся Деятельность учителя Формы и методы обучения
1. Поисковый - поиск и анализ проблемы; - выбор темы проекта; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта - обсуждают проблему с учителем и сверстниками; - формулируют задачи; - уточняют и анализируют информацию; - устанавливают цели и выбирают план действий; - проводят исследования, фиксируют результаты - мотивирует учащихся; - ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; - наблюдает, консультирует - проблемная беседа; - рассказ; - консультация; - самостоятельная работа; - экскурсия
2. Конструкторский -поиск оптимального решения задачи проекта; -исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; -выбор технологии изготовления; -экономическая оценка; -экологическая экспертиза; -составление конструкторской и технологической документации -работают с информацией; -проводят синтез, анализ и оценку идей; -выполняют графические работы; -оформляют документацию -организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; -высказывает предположения; -помогает в выборе решений; -советует (по просьбе); -рекомендует; -наблюдает; -консультирует -беседа; -дискуссия; -“мозговой штурм”; -морфологический анализ; -дизайн-анализ; -ТРИЗ; -ролевая игра; -самостоятельная работа
3. Технологический - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение запланированных технологических операций; - текущий контроль качества; - внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию - выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; - осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; - проводят контроль качества обработки деталей изделия - обеспечивает материальную базу; - косвенно руководит деятельностью учащихся; - организует и координирует процесс изготовления; - знакомит с новыми приемами обработки материалов; - консультирует, советует - беседа; - показ; - упражнение; - самостоятельная работа; - практическая работа
4. Заключительный - оценка качества выполнения изделия; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; - изучение возможности использования результатов проектирования - осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования; - готовят документацию к защите; - защищают проект; - участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта - консультирует; - оказывает помощь; - организует защиту и обсуждение проектов; - слушает; - участвует в анализе и оценке результатов проекта; - аргументировано оценивает работу учащихся над проектом - беседа; - дискуссия; - консультация; - деловая (ролевая) игра; - имитационно–деятельностная игра

 

Ценность данного варианта в том, что авторы рассматривают проектную деятельность как технологию, где представлены поэтапные и взаимосвязанные действия детей и педагогов.

Опираясь на литературу[30] и имеющийся опыт, можно предложить этапы проектной деятельности, которые стали ориентиром для учителей ряда гуманитарных предметов (табл. 9).

 

Таблица 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 98; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.