Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест для самопроверки




ПУТЬ К УСПЕХУ

СПОРТ-ЭТО ЗДОРОВО

Рефлексия

Мастер: - Выскажите свои впечатления от проделанной работы.

- Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением.

- Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.

Список литературы:

1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003.

3. Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А. Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006.

Приложение 1

Памятка «Комментарии консультанта-языковеда»

Тезис - это мысль, выказанная на определенную тему.

Аргументы – доказательства, в подтверждение тезиса.

Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис.

Эпитет (от греческого – приложение) – это слово, в основном, прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.

Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи.

Приложение 2

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Мастерская Н. В. Булдаковой.

(1, с.127 – 131)

Многие из нас ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет. А в руках у счастья будут волшебные помощники — молодильные яблоки, и мы переродимся, станем энергичней, веселее, бодрее, жизнерадостнее. Мы ждем, что пролетит мимо Синяя птица, одарит своим пером, и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут сразу наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности... Неплохо было бы, если бы птица подбросила сапоги-скороходы, чтоб стремительно несли они нас по жизни, чтоб смогли мы успеть сделать все, что задумали, для чего родились. И как было бы здорово держать в домашнем аквариу­ме золотую рыбку... Добрые помощники, как нам кажется, живут где-то далеко, вне нас, в особом сказочном мире.

Данная мастерская — очередная попытка осмысления того, что жизненный успех — не отдаленная, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни, еженедельный, кропотливый труд, умение использовать свой творческий потенциал.

1. Нарисуйте «успех».

Каким вы его себе представляете? Напишите под рисунком слово, которое ассоциируется у вас с понятием «успех». Покажите свои рисунки друг другу. Сделайте общий групповой рисунок.

После этого происходит афиширование рисунков в группах.

2. Вспомните самый удачный, самый счастливый день в своей жизни.

День, когда вам здорово везло, когда состоялось событие, которого вы долго ждали. Разделите выданные вам листочки на две половинки. В левой части напишите:

— какие чувства вы испытывали в тот день;

— как относились к себе, к людям, миру;

— на что готовы были в тот день;

— каким одним словом вы назвали бы себя тогда.

3. К сожалению, в жизни бывают и другие дни, дни горьких поражений, разочарований, обид, когда рушатся планы, когда появляются, казалось бы, неразрешимые проблемы. В правой части листка напишите:

— ваши мысли, чувства того дня;

кого винили вы в своих бедах;

— какой краской нарисовали бы тот день;

— от чего или кого остался на душе горький осадок;

— каким словом вы назвали бы себя в тот день. Поделитесь своими мыслями, размышлениями с ребятами в группе. Представьте общегрупповой «счастливый» и «неудачный» день.

Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает нам быть счастливыми «здесь и сейчас», что на пути к нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятст­вия, что путь к Успеху труден и тернист.

4. Нарисуйте «полосу препятствий».

Что возникает на пути человека к Успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь? Изобразите «врагов» жизненного Успеха.

На доске постепенно появляются листы участников мастерской, изображающие «успех» и «полосы препятствий».

Нас всегда бросает из крайности в крайность. То нам везет, то не везет. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что кажется, лучше бы и вообще не родиться. То белая полоса в жизни, то черная. А можно ли сделать так, чтоб была только белая, чтоб пролился какой-нибудь дождь небесной благодати и сделал бы тебя счастливым, перерожденным, чтоб волшебный дождь пролился и на окружающих людей и стали они удачливыми, счастливыми, и кончились бы тогда все беды и напасти?

5. Как вы думаете, можно ли человека научить быть счастливым?

Если бы в нашем городе открылась новая школа, «Школа жизненного успеха», то

— какие были бы предметы в расписании (чему учили бы?);

— какие учителя работали бы в этой школе (кто учил бы?);

— какие бы у них были имена, фамилии;

— в каком уголке города была бы построена такая школа;

— какие были бы в ней кабинеты;

— каким цветом были бы окрашены стены, потолки, парты;

— каким был бы выпускник этой школы?

6. Создайте образ выпускника «Школы жизненного успеха».

Покажите жест, взгляд и позу успеха. Как вы думаете, каким должно быть любимое выражение выпускника, каков должен быть его жизненный девиз?

7. А теперь от образа успешного, счастливого челове­ка перейдем к образу неудачника.

Ярким примером такого типа людей является, навер­ное, герой А. С. Пушкина — старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». Считается, что сказка эта — притча о жадности. Но есть в этой сказке и другой мотив. Счастье в образе рыбки плыло человеку в руки несколько раз. Но человек не смог воспользоваться услугами доброго помощни­ка, в результате он остался у разбитого корыта. Почему?

Вспомните, что просил старик у золотой рыбки? Может, ему следовало бы просить рыбку о чем-то другом? Какова, на ваш взгляд, мораль этой сказки?

В группах идет обсуждение.

8. Как всегда, самое важное мы заносим в опорный конспект.

Сегодня он в виде бабочки «Формула успеха». Как вы думаете, почему именно бабочки?

Это изящное, красивое, свободное, легкое на подъем существо. Оно живет недолго, но сколько успевает при­нести пользы, как украшает собою мир, как легко и бережно прикасается ко всему, что встречается на пути. Бабочка — украшение в мире природы, ее необходимый элемент, как и каждый из нас в бесконечной цепи человеческих судеб.

У каждого человека должны быть крылья Успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия.

Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья?

Из качеств характера, душевных свойств человека, характеристик его внутреннего мира.

Заполните конспект, подписав на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться жизненного успеха.

Оптимизм, желание добиться успеха, трудолюбие, терпение, вера в свои силы...

9. Звучит музыкальный фрагмент:

Счастье вдруг в тишине, Постучалось в двери. Неужель, ты ко мне?! Верю и не верю - Падал снег, плыл рассвет, Осень моросила. Столько лет, столько лет, Где тебя носило?!

Вспомните волшебные сказки и перечислите известных вам волшебных «помощников счастья». Поделитесь своими мыслями с другими (перечисляются молодильные яблоки, сапоги-скороходы, конек-горбунок и т. п.).

Это все внешние добрые помощники.

Но если подумать, они живут внутри нас. Напишите, что внутри нас соответствует следующим «помощникам счастья»:

Яблоки —... Жар-птица —... Сапоги-скороходы —... Золотая рыбка —...

Поделитесь своими находками. Учитель может закон­чить предложения, исходя из свого представления об этом:

Яблоки — наша внутренняя способность к возрожде­нию.

Жар-птица — полет наших мыслей, фантазии, разно­образие наших чувств, эмоций.

Сапоги-скороходы — наше стремление пройти свой путь.

Золотая рыбка — желание чувствовать себя в окру­жающем мире как рыба в воде.

Представьте, что на ваших столах стоят шкатулки.

В этих шкатулках лежат сокровища: россыпи чужих мыслей, раздумий по поводу обретения внутренней силы, способной привести человека к жизненному успеху.

Прочитайте высказывания различных людей о сча­стье, удаче, успехе (подбираются учителем в большом количестве для обеспечения свободного выбора).

Выберите 2-3, которые, как вам кажется, являются самыми точными в определении этих понятий.

Напишите понравившиеся высказывания или фрагменты из них на 2-3 «добрых помощниках».

Возьмите их себе на память.

Врачи утверждают, что все мы, живущие в XXI веке, чуть-чуть больны: стрессы, перегрузки. К сожалению, не придумано еще чудодейственное средство, которое мгновенно излечило бы душу, вмиг сделало бы человека счастливым. Давайте напишем друг другу добрые пожелания-лекарства, пусть в трудную минуту они помогут нам, вновь вернут веру, надежду, любовь.

В завершение мастерской все ее участники читают написанные советы и дарят их друг другу.

10. Рефлексия. Что оказалось для вас в сегодняшнем занятии самым ценным?

1. В какой стране была впервые использована технология «Педагогические мастерские»:

А. США

Б. Россия

В. Франция

2. Идеи какого психолога были использованы при разработке технологии «Педагогические мастерские»:

А. З.Фрейд

Б. Ж. Пиаже

В. Л. Колберг

3. К какой группе педагогических технологий относится технология «Педагогические мастерские»:

А. Продуктивные технологии

Б. Личностно-ориентированные технологии

В. Технологии открытого образования

4. С какого времени технология «педагогические мастерские используется в России:

А. С начала 90-х годов 20 века

Б. С конца 90-х годов 20 века

В. С середины 80-х годов 20 века

5. Сколько этапов включает алгоритм технологии «Педагогические мастерские»:

А. 6 этапов

Б. 7 этапов

В. 5 этапов

6. Какую позицию должен занимать учитель на занятии, построенном по технологии «Педагогические мастерские»:

А. Обеспечивает передачу новой информации

Б. Консультирует учащихся при выполнении практических заданий

В. Обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности ученика

7. На каком этапе мастерской предполагается официальное оценивание результатов работы учащихся:

А. На этапе афиширования

Б. На этапе социализации

В. Официальное оценивание в мастерской не проводится ни на одном этапе

8. На каком этапе мастерской предполагается получение учениками новой информации по исследуемой проблеме:

А. На этапе социализации

Б. На этапе разрыва

В. На этапе рефлексии

9. Выберите правильную логическую последовательность сочетания видов деятельности учащихся в мастерской:

А. Работа в микрогруппе – работа в паре – работа индивидуально

Б. Работа в паре – работа индивидуально – работа в микрогруппе

В. Работа индивидуально – работа в паре – работа в микрогруппе

10. Выберите верное утверждение:

А. В технологии «Педагогические мастерские» проблему для исследования и творческой разработки определяет для учеников мастер с учетом их индивидуальных и личностных особенностей

Б. В технологии «Педагогические мастерские» общую проблему для исследования определяют совместно мастер и ученики, проявляя свои индивидуальные и личностные особенности

В. В технологии «Педагогические мастерские» проблему для исследования определяет для себя каждый ученик, с учетом индивидуальных и личностных особенностей.

Практические задания

Базовый уровень:

1. Напишите эссе на тему «Отличия занятия, построенного по технологии «Педагогические мастерские» от традиционного урока», используя в качестве примеров материалы для практических заданий и из опыта работы.

Повышенный уровень:

1.Используя материалы для практических заданий и из опыта работы заполните таблицу «Технологические приемы, используемые в мастерской»:

Название этапа мастерской Используемые на этапе приемы Примеры реализации приемов на занятиях
     

2.Используя материалы для практических заданий 2 разработайте мастерскую определенного типа по выбранной самостоятельно теме.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. - СПб. 2003. – 157 с.

2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997. – 221 с.

3. Мысли о новом образовании / М. Дюком, П. Колен, А. Дюни и др. // Педагогические мастерские. Франция — Россия. — М.: Новая школа,1997. — С. 21—24.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999. – 272 с.

5. Окунев А.. А. Как учить не уча. - Спб., 1996. – 445 с.

6. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. / Под ред. Беловой Н.И., Заряновой В.Ф. Выпуск 1. СПб., 1995,- 136 с.

7. Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. -СПб., 2000. - 352 с.

8. Педагогические мастерские: теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина СПб., 1998. - 312 с.

9. Педагогические мастерские: "Франция Россия" / Под ред. к.ф.н. Э.С. Соколовой. М., 1997. - 129 с.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. – 256 с.

11. Шамова Т.И.,. Давыденко Т.М Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001. – 95 с.

 

 

Глава 12.

Технология «Образ и мысль»

12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»

 

Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской п рограммы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравиться – не нравиться»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество капритны определеяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По-мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархически характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития.

Кроме упомянутой теории разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.

Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляется воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей совершенствуются коммуникативные компетенции.

В основе технологии заложены следующие идеи:

1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.

2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.

3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.

4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).

5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.

6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.

7. Обеспечение единства информационно – логического и эмоционально – образного воздействия на разум и чувства ребенка.

8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».

9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.

10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.

11. Стратегия вопросов:

1. Кто, что? Объект.

2. Когда? Время.

3. Где? Пространство.

4. Как? Образ действия.

5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.

12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.