Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие рекомендации по подготовке к практическим занятиям




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские (практические) занятия направлены на проверку, закрепление и углубление теоретических знаний, выработку умений и навыков публичных выступлений. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа студентов. Целью практических занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На практических занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы дисциплины, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно практические занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение практических занятий призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На практических занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль).

Практическое занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждение теоретических вопросов; решение типовых задач (казусов).

Готовясь к практическому занятию, студент должен самостоятельно: проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах; изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем практического занятия; продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на практическое занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на практических занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Практическое занятие предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. Важную роль при проведении практических занятий играет интерактивная деятельность, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Практические занятия со студентами необходимо основывать на современных методах интерактивных игровых технологий обучения.

Технологии интерактивного обучения.

Групповая дискуссия как метод обучения используется в следующих случаях:

когда студенты уже имеют некоторое знание предмета обсуждения, а преподаватель хочет обобщить их опыт и углубить их понимание;

когда студенты испытывают потребность в знании взглядов других людей или в изменении своих устоявшихся взглядов.

В ходе занятия преподаватель должен управлять дискуссией, задавая вопросы. Вопросы должны быть краткими, простыми по содержанию и легкими для понимания, иметь отношение к чему-то одному, следовать друг за другом в логическом порядке. Преподаватель может поинтересоваться их собственным мнением по этому поводу до того, как развернуть широкую дискуссию. Такой подход особенно полезен, если поднятый студентами вопрос посвящен новой или неизвестной проблеме.

Обсуждение проблем на занятии приносит больше пользы, когда аудитория имеет дело с мнениями, а не с фактами. Для этого необходимо всегда делать обобщения высказанных противоположных мнений так, чтобы все высказавшиеся остались довольны и чтобы все смогли сделать свои собственные выводы. Преподаватель на занятии может задавать вопросы как группе в целом, так и конкретному студенту. Вопросы к конкретному студенту также помогают «подогреть» дискуссию, когда из нее уже «выпущен пар». При этом необходимо избегать задавать участникам вопросы в каком-то строгом порядке, например, «по часовой стрелке».

Компетентный преподаватель, как правило, ставит следующие цели: создать атмосферу непринужденности; обеспечить понимание и принятие студентами целей дискуссии и вести их к достижению этих целей; стимулировать высказывание идей; обеспечить для всех равную возможность участвовать в дискуссии; помочь студентам придерживаться предмета обсуждения; не давать обидных комментариев, переспрашивать в случае неясностей или странных идей; при необходимости обеспечивать студентов информацией, давать определения терминам; слушать участников так, чтобы они понимали значимость и полезность высказываемого; всегда подводить итоги дискуссии.

Работа в малых группах «решение задач». В последнее время проявляется огромный интерес к групповому или командному обучению. Это обучение проводится в малых группах сотрудничества, когда создается дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя и за группу в целом. Предпочтительно, чтобы членство в группе было стабильным и постоянным, а коллективные работы включались в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов. Фактор социального взаимодействия и межличностного общения положительно влияет на развитие коммуникабельности, мышления и интеллекта, приводит к более высоким учебным результатам по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами обучения. Оптимальной по размеру является группа из 4-х человек. Во время выполнения заданий педагог координирует и направляет работу малых групп.

Малые группы могут работать в следующих режимах: вся группа работает коллективно над учебной задачей, группа предпочитает работать в подгруппах по два человека, каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

Наиболее идеальным, с точки зрения командного обучения, является первый режим. В остальных двух случаях очень важно сохранить командный дух. Формирование и поддержка такого духа является наиболее трудной для педагога задачей. Группа получает от преподавателя учебное задание (задачу), которое она должна выполнить, и контрольные вопросы, на которые необходимо ответить. Решив задачу и ответив на вопросы, эксперты разных малых групп, работающие по одинаковым задачам, обсуждают друг с другом правильность решения. Преподаватель участвует в обсуждении, внося коррективы. Затем каждый эксперт объясняет выполненное задание членам своей малой группы, задает им контрольные вопросы, отвечает на вопросы других членов малой группы. Каждый член группы должен быть готов выступить от ее имени с изложением основных результатов и выводов при их фронтальном обсуждении.

Разбор конкретных ситуаций

В процессе обучения разбор конкретных ситуаций представляет собой текстуально изложенное задание по решению конкретной проблемы. Задание, как правило, содержит информацию и данные, пользуясь которыми студенты индивидуально, а чаще с использованием метода групповой работы пытаются найти свое решение. Разбор конкретной ситуации помогает студентам увидеть и понять происходящее в практике, выработать соответствующие навыки и умения.

Таким образом, внедрение инновационных технологий обучения в образовательный процесс подготовки студентов имеет следующие функции: всестороннее развитие личности студента и педагога; демократизацию их совместной деятельности и общения; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; ориентацию на творческое преподавание и активизацию инициативы студента в формировании себя как будущего управленца-профессионала; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего магистра.

В процессе проведения практических занятий используются слайды, видеоматериалы, современные информационные технологии, иные наглядные средства. Практикуются разнообразные формы активного занятия, а также гибкая система контроля качества усвоения учебного материала. Выбор той или иной формы занятия преподаватель осуществляет в зависимости от специфики предмета. Задачи, в основном, подбираются из реальных уголовных дел, рассмотренных Верховным Судом Российской Федерации, судами Ростовской области и других регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.