Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с мигрантами и беженцами




Миграция – это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер. В зависимости от причин и характера того или иного миграционного процесса, психологические особенности социальной работы с участниками миграционных процессов различаются. Например, если миграция внутренняя, медицинскому аспекту уделяется одного типа внимание (рассматриваются жалобы клиентов на здоровье, особенности условий временного проживания и т.д.); при внешней миграции – даже при отсутствии конкретных жалоб, здоровье людей подвергается более тщательной проверке во избежание распространения инфекции. Свои опасения социальные работники должны формулировать в корректной форме, учитывая психологические особенности нации или народа, пересекающего границы [25, 26].

Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и сотрудников сферы социального обслуживания. Рост промышленных центров, появление новых рабочих мест, подъем уровня образования, укрепление межнациональных связей или обострение межнациональных конфликтов – все это можно рассматривать как причины и следствие миграционных процессов.

Единый миграционный поток можно условно разделить на несколько течений. В зависимости от направления движения выделяют эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция — это выезд за пределы страны на постоянное место жительства или длительное проживание. Иммиграция — въезд в данную страну на постоянное место жительства или длительное проживание.

Мигранты – это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней». Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы. Эти влияния находят выходы на проблемы этноса, продолжения рода, внутрисемейных отношений. Всеобщая Декларация прав человека характеризует социальные права мигрантов следующим образом: «имеют право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право обеспечения наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Эмигранты — граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение с семьей, вступление в брак); лица, ранее прибывшие на территорию РФ и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России.

Иммигранты — иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца.

Эмиграция сокращает численность населения. Если уезжают наиболее талантливые и квалифицированные жители, то снижается не только численность, но и качественный состав населения. Иммиграция увеличивает численность населения. Приезд квалифицированной рабочей силы повышает его качественный состав, а неквалифицированной — вызывает обратные последствия.

В основе миграционных процессов лежат экономические, социальные, национальные, религиозные и другие причины. В зависимости от них (голод, нищета, политические репрессии, ущемление прав человека, военные и межнациональные конфликты, стихийные бедствия, поиск лучшей жизни и т.д.) миграция может носить добровольный или вынужденный характер, быть возвратной или безвозвратной.

Особенно болезненно дезинтеграция и реинтеграция проходят при вынужденной (принудительной) миграции. Принудительная миграция возникает в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, войн, территориальных конфликтов – экстренная миграция), а также при осуществлении некоторых проектов индустриального развития (например, при строительстве гидроэлектростанций, ирригационных систем, промышленных предприятий, при переселении из «неперспективных» населенных пунктов и т.д.). В 90-е годы XXI в. в настоящее массовое бедствие превратилась экстренная вынужденная миграция в таких районах, как Югославия, Кавказ, Закавказье. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев хлынули из Северного Кавказа, Таджикистана, Средней Азии и Прибалтики.

Миграция и сопутствующая ей в той или иной мере маргинализация (особенно при вынужденной и экстренной миграции) обостряют проблемы со здоровьем, способствуют возникновению стрессовых и суицидальных состояний.

Первые беженцы появились в 1989 г. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок-месхетинцев, в 1990 г. из Баку — 90 тыс. человек, из них около двух третей — русские, в 1991 г. — из Грузии в Северную Осетию — 100 тыс. осетин.

Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены были покинуть места своего прежнего проживания. Основными руководящими документами в работе с вынужденными переселенцами и беженцами стали Законы РФ «О вынужденных переселенцах» (1995) и «О беженцах» (1997), предусматривающие решение вопросов, связанных с предоставлением статуса вынужденного переселенца и беженца, реализацией комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, информационных и других мероприятий, направленных на оказание помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства.

Согласно этим нормативным актам статусы вынужденного переселенца и беженца определяются следующим образом.

«Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка» (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995 г.).

«Беженец — лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997г.).

Обычно беженцем считается человек, пересекший границу другого государства, в случае если его жизнь подвергается опасности. В России беженцами называют людей, которые находятся на территории РФ, не имея российского гражданства, и по причинам дискриминационного характера не могут вернуться к себе на Родину. В международном праве есть такое понятие — «беженец на месте». К этой категории принадлежат живущие в России афганцы. Международное право требует приравнивать их к статусу беженцев.

Закон дает беженцам все основные права граждан России, тем не менее льготы, предоставляемые законодательством беженцам, имеют некоторые ограничения по сравнению с льготами, предусмотренными для вынужденных переселенцев. Так, беженцы могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в льготную очередь на получение жилья только вынужденных переселенцев. Нуждающимся в улучшении жилищных условиях гражданам России должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это положение не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам – нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев – учащихся техникумов и студентов вузов – в российские учебные заведения.

Решение о признании человека вынужденным переселенцем принимает территориальный отдел по делам миграции. В случае если миграционная служба отказывает в предоставлении статуса, он может подать жалобу сначала в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. А пока жалоба рассматривается, человек имеет право жить в Центре временного размещения и получать бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Ему обязаны выдать документ, подтверждающий его легальное положение и гарантирующий защиту определенных законом прав.

Территориальный орган миграционной службы обязан выдать вынужденному переселенцу специальное удостоверение с фотографией, которое предъявляется вместе с паспортом. Такие документы должны выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях моложе 18 лет вписываются в удостоверение одного из родителей.

Для первичной помощи мигрантам созданы специальные учреждения: пункты первичного приема вынужденных переселенцев, центры временного расселения вынужденных переселенцев, центры временного размещения иммигрантов. Задачи специалистов этих учреждений – оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.

Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. После регистрации ходатайства и вплоть до его рассмотрения (т.е. в течение трех месяцев) социально-незащищенных могут поселить в центре временного размещения. К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.

Получив статус беженца или вынужденного переселенца, человек по месту постоянного жительства может в соответствии с Российским законодательством получить помощь от служб системы социальной защиты населения. Задача социальных работников состоит в том, чтобы помочь вынужденному переселенцу или беженцу адаптироваться к новому месту жительства: обустроить жилье, получить работу, устроить детей.

Особо нуждающейся категории вынужденных переселенцев из числа многодетных и неполных семей по программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» оказывается материальная помощь.

Правовой аспект реинтеграции мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Объективные – обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Субъективные – это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства. Правовые нормативные акты включают, прежде всего Законы Российской Федерации «О беженцах» от 19.02.93 г., «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральные миграционные программы, постановления Правительства «О мерах по развитию социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.95 г., «О трудовой занятости населения на Северном Кавказе от 22.02.2000 г.

В работе с мигрантами специалисту сферы социального обслуживания населения приходится учитывать весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции людей на старом месте, причины переселения, механизмы дезинтеграции и т.п. Сочетаются индивидуальная, семейная, групповая работа с мигрантами, сотрудничество с органами власти, средствами массовой информации в формировании в формировании своеобразной идеологии. Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как исторической родиной. В этом плане в индивидуальной работе социального работника применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев) и т.п.

Социальный работник влияет на восстановление биотических условий, их отражение в виде актуализации естественно-антропологических прав мигранта. С этим связана необходимость тесного сотрудничества с миграционными службами в вопросах идеологии, трудоустройства. При этом социальный работник в своей работе опирается на помощь некоторых специализированных государственных и общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу; Российский центр помощи беженцам «Соотечественники», помогающий создавать рабочие места, предприятия; Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и Новгороде осуществлять пилотажные проекты расселения вынужденных мигрантов; ЭКО-центр «Среда обитания», разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов с их участием; благотворительная организация помощи вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». В концепции государственной миграционной политики Российской Федерации предусмотрено содействие государства и местных органов власти общественным организациям мигрантов.

В данный момент на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток на характер социальной работы и отношение к ней. В будущем планируется, что социальные работники смогут уделять достаточно внимания не только экстренной миграции, но и остальным ее видам, участвовать в разработке и реализации научно-обоснованной политики переселения и реинтеграции. Важным подспорьем в такой работе является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, где разработано и такое направление, как регулирование социально-экономических миграций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 99; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.