Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Целью данного семинарского занятия является рассмотрение причин, предпосылок и основных этапов становления и развития афинской демократии. Эти ключевые проблемы истории греческой цивилизации изучаются с использованием «Афинской политии» и «Политики» Аристотеля, составленными Плутархом биографий Солона, Аристида и Перикла, «Истории» Фукидида и «Истории» Геродота.

Сведений об афинском аристократическом полисе до нас дошло немного: базовый материал содержится в «Афинской политии» и биографии Солона. Найдите у Аристотеля данные о государственном устройстве Афин, существовавшем до Драконта. Определите круг должностных обязанностей лиц, входивших в коллегию девяти архонтов (фесмофетов, басилея, полемарха, эпонима) и совет ареопагитов. Выясните, когда и в какой последовательности появлялись должности, кто из афинян мог быть представлен в этих органах власти и на какой срок. Господство аристократов в экономической жизни привело к разорению и порабощению значительной части земледельцев Аттики и вызвало рост социальной напряженности. Найдите сведения об этом у Аристотеля («Афинская полития»,§ 2) и у Плутарха (Солон.XIII). Обратите отдельное внимание на категорию «шестидольников»; используя статью И.Е. Сурикова объясните содержание этого понятия. Аргументируйте вывод о восточном варианте развития аристократического полиса Аттики.

Рост социальной напряженности в афинском обществе дестабилизировал ситуацию и вызвал появление лиц, желавших силой установить единовластное правление. Одна из первых попыток узурпации власти в Афинах известна как Килонова смута. О заговоре Килона писали Фукидид («История».Кн.I.126.3-12), Геродот («История».Кн.V.71 и Плутарх (Солон.XII). Расскажите о Килоне и о его попытке установить тиранию; выясните, почему действия Килона закончились для него неудачно. Установите логическую связь между обстоятельствами подавления смуты и последовавшим вскоре ослаблением политических позиций афинских аристократов. Последнее обстоятельство, наряду с ростом социальной напряженности, привели к кодификации афинского права – появлению законов архонта Драконта. Сохранившиеся фрагменты законов, регламентирующие наказания за убийство, опубликованы в хрестоматии. Выясните, как проходило судебное разбирательство и как наказывался преступник за предумышленное, непредумышленное убийство, убийство человекоубийцы и убийство в состоянии самообороны. Какие статьи законов свидетельствуют о сохранении пережитков первобытного права. Найдите сведения о наказании за покушение на частную собственность. Подумайте, экономические интересы какой социальной группы защищали законы Драконта.

Законы Драконта не могли разрешить острый экономический кризис и снизить накал социального напряжения. Следующим и самым решительным шагом на пути становления афинской демократии стала законотворческая деятельность Солона. О реформах Солона подробно изложено у Плутарха (биография Солона), у Аристотеля в «Афинской политии» (§5-10) и «Политике» (Кн.II.IV.4;II.IX.2). Расскажите о причинах реформ Солона. Сообщите содержание статей, определивших вектор последующего социально-политического и экономического развития афинского полиса. Особое внимание обратите на разделение граждан по разрядам, согласно их имущественному положению и на наделение каждого разряда определенными правами и обязанностями. Подумайте, каким образом это повлияло на изменение политических позиций демоса. Следующим важным шагом Солона была «сисахфия»; найдите в словаре значение этого слова, выясните, какие действия оно обозначало, и к каким последствиям они привели. По инициативе Солона в Афинах были образованы новые органы управления. Расскажите о цели их создания, какие группы населения были в них представлены и каковы были полномочия Совета 400 и гелиеи. Из прочих мероприятий Солона выделите те, которые поощряли занятие ремеслом и торговлей и укрепляли так позиции средних слоев демоса. Объясните, почему реформами Солона были недовольны и евпатриды, и мелкие земледельцы. Дайте личную оценку реформам Солона; формулируя вывод, сообщите о влиянии реформ на дальнейшее развитие полиса.

Реформы Солона не могли в короткий срок уничтожить пережитки первобытного общества с присущим ему господством родовой знати. Опираясь на источники – «Историю» Геродота (Кн.I.59-64), «Афинскую политию» Аристотеля (§ 14-16), биографию Солона у Плутарха (XXIX-XXXI), а также на сведения, почерпнутые в работах Ю.В. Андреева, Г. Берве, Х. Туманса, и Г.В. Штоля, расскажите о политической борьбе аристократических группировок и об обстоятельствах прихода к власти Писистрата. Сообщите, на какие силы опирался Писистрат и его противники. Оказавшись во власти, Писистрат был вынужден укреплять социальную базу тирании, что стало одним из факторов, определившим характер его военно-реформаторской деятельности. Расскажите о мероприятиях Писистрата внутри полиса, приведших к ослаблению позиций знати и укреплению средних и мелких слоев демоса. Сообщите о его внешнеполитической деятельности, направленной на упрочения торгового влияния Афин в Средиземноморье. Кратко расскажите о ситуации в Афинах при Гиппии и Гиппархе и о падении тирании. Сделайте вывод о значении тирании Писистрата для становления афинской демократии.

Следующим шагом на пути укрепления политических позиций афинского демоса была деятельность Клисфена. Используя сведения, приведенные в «Афинской политии» Аристотеля (§ 20-22), «Истории» Геродота (Кн. V.66-69), в биографии Аристида, включенную в «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (VII), а также размещенные в хрестоматии свидетельства Филахора выясните внутриполитическую ситуацию в Афинах после низвержения тирании Писистратидов и обстоятельства прихода во власть Клисфена. Выясните суть и значение его территориальных реформ и изменений в органах правления. Особое внимание обратите на введение остракизма. Используя документы, выясните, в каких случаях и как проводился остракизм, какова была судьба подвергшегося остракизму.

Становление афинской демократии завершилось в годы греко-персидских войн. Обратите внимание на изменение расстановки социально-политических сил на завершающем этапе войн, объясните причины укрепления позиций фетов. Расскажите о политической программе Эфиальта и о его борьбе с ареопагом. В биографии, написанной Плутархом, и у Аристотеля найдите сведения о Перикле. Обратите внимание на его политическую программу и на меры, направленные на ее реализацию.

 

Занятие 8. Тема: Классическое рабство в Аттике

1. Отношение к рабам и рабству свободных афинян.

2. Источники рабства в Аттике после реформ Солона.

3. Использование рабского труда в экономике Афин. Рабы как обслуживающий персонал.

4. Отличия классического рабства от патриархального.

 

Рекомендуемая литература

1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986.

2. Хрестоматия по истории Древней Греции / С. Лурье [и др.]; под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – С. 310-322.

3. Хрестоматия по истории древней Греции; Сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009

4. Аристотель, Политика. Афинская полития / Аристотель; перевод с древнегреч. С.И. Радцига. – М.: Мысль,1997. Кн.I.I.4;I.II.11-16,18,20-22;I,V.3,9,11;VII.IX.9.

5. Валлон, А. История рабства в античном мире / Анри Валлон; перевод с фр. С.П. Кондратьева. – Смоленск: Русич, 2005. – С. 77-312.

6. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988

7. Доватур, А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. / А. Доватур. – Л.: Наука, 1980.

8. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С. 130-143.

9. Кузищин, В.И. Античное классическое рабство как экономическая система / В.И. Кузищин. – М.: Наука, 1990.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 44; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.