Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орфографическая зоркость- способность уч-ся обнаруживать орфограммы.




35.

Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.

Игры и занимательные упражнения на уроках обучения грамоте.

Определение слова игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. В каждой игре свои правила, условия.

Классификация:

o с фонетическим значением

o со звуковым

o с графическим

o лексическое

o со слогами.

Игра “Кто быстрее, кто больше?”.

игра «Доскажите словечко»

игра “Том - Тим”

игра “Живые буквы”.

Занимательные упражнения – стихотворения, загадки, шарады.

Упражнения:

Тема «Гласные и согласные звуки»

· Кто главнее?

· Отгадай мультфильмы

· Сказка «Кому живется лучше?»

Тема «Звонкие и глухие согласные»

· Ж или Ш (Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор).

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

· Старуха Шапокляк

· Помоги Незнайке

· Буратино пишет диктант

 

 


 

Фонетика -раздел языкознания, изучающий языковую систему языка: *звуки речи, *слогоделения, *ударения, *фонетическое(звучащее) слово. Предмет изучения-звуковой состав слова.

Графика- раздел языкознания, изуч.средства письменности, знаки, которые используются на письме, их соотношение со звуковой стороной языка. *буквы, их соотношение со звуками, *знаки препинания и выделения, *абзац, *условные подчеркивания и шрифтовые выделения. Предмет изучения- буквенный состав слова. 42 звука(36 согл, 6 гласн) 33 буквы (21 согл, 10 гл, ъ, ь)

Задачи: *развитие фонематического слуха, *формирование правильного произношения звуков,*усвоение букв русского алфавита и развитие умения соотносить их с соответств.звуками. *овладение позиционным принципом рус.графики.

Содержание работы по классам: 1 класс. В период обуч.грамоте уч-ся получ.первонач.знания по фонетике и графике, усваивают понятия: звук, буква, слог, ударение. Осн.фонетич.умения: *выделение из потока речи звучащего слова как единицы произношениЯ, *выделение слогов и звуков в слове, *определение места ударения, *звуковой и слогозвуковой состав слова. Осн.графич.умения: *чтение как способ восстановления звучащего слова по его графич.изображению *письмо как способ обознач.звуков буквами. К концу 1 класса уч-ся должны знать: «звуки произносим, буквы пишем» 2 класс. Осн.знания по фонет.и граф.: Звуки и буквы, гласн и согласн зв., слогообразующая роль гласн звуков,алфавит, классификация звуков, ударение в слове, ударные-безударные слоги, правила переноса по слогам, написание ь, жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Осн.умения: *правильно произносить все звуки речи, *выделять в последоват.порядке все звуки слова, *соотносить буквы и звуки, *располагать слова в алфавитном порядке, *различать гласные и согласные, *обозначать звуки буквами, *делить слова на слоги, *переносить с одной строки на другую по слогам, *различать звуки по классификациям(тверд-мягкие, глухие-звонкие, парные непарные) *определять ударный-безударный слог, *проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными(ставить проверяемый звук перед гласным)*грамотно писать жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу, чк, чн. *производить устный звукобуквенный анализ слов. 3, 4 класс Самостоятельного раздела фонетики и графики нет. В процессе обуч.осущ.закрепление полученных знаний и их частичное расширение.

Методика. Этапы: 1. Формирование представлений о звуках речи как «стройматериале» звучащего слова. Организуется беседа о звуках человеч.речи как «стройматериале» языка. Важно с уч-ся сделать 2 вывода: *слово, кот мы произносим, сост из звуков. *слово сост не из любых звуков, а из звуков чел.речи.

2. Формирование умения выделять из слова отдельный звук. в работу вводится алгоритмы, способы действия и способы проверки.(работа со звуками)

3. Формирование представл.о способе фиксации звука на письме. Знакомство с буквой, как со знаком, принятым для обознач.звука на письме.уч-ся должны осознать, что буква-это графич.обозначение звука, спец.значок, с помощью кот.звук обознач на письме.

4. Наблюдение над соотношение звуков и букв. Использ.упражнения 2-х видов: 1) в вопросах присутствуют 2 термина: звук и буква. –Какие звуки обознач.эта буква? –Какой буквой будем обознач.данный звук на письме? 2)упражн.на акцентирование одного из понятий: звук или буква.(игра «паровозик»типа «города»)


 

Ведущий прием- наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью лексического значения слова от его звукового состава. Дети должны усвоить правило: «чтобы о звуке что-то узнать, с ним надо поработать- произнести, послушать». Поэтому при изучении звука не может быть тишины.

Методика работы со звуком:

1.Учитель задает образец правильного произношения-четко проговаривает слово или отдельные звуки с целевой установкой: «послушайте, как звучит слово(звук)» 2.уч-ся хором повторяю несколько раз, чтобы зафиксировать на слух правильное произношение. 3.уч-ся вслух самостоятельно (каждый сам себе)произносят слово или отдельный звук. 4.для школ с бел.языком обучения- по парам друг другу произнести и послушать слово или звук.

Способ выделения звуков в слове - протяжное произношение(интонирование) каждого звука в целом слове.(ссссссыр, сыыыыр, сырррр) Способ проверки -подстановка звука в целое слово и анализ его звучания(так слово произносится?)

Приемы для различения гласных и согласных: 1.наблюдение за работой органов речи (гласные-открытый рот, согласные-закрытый) 2.способ произношения: гласный-воздух проходит без помехи, согласный- с преградой(сжимаются губы, зубы прижимаются к губам, язык прикасается к небу, зубам, остается узкая щель-получается шум) 3.характер звучания: гласный состоит из голоса,согласный из голоса и шума или только шума. 4.способность образовывать слог.(гласный образует, согласный нет).

Приемы различения звонких и глухих согласных: 1.закрыть ладонями уши, послушать, как звучат пары звуков б-п,в-ф. если в ушах звенит,то это звонкий согл, если нет-глухой. 2.рука на голосовых связках на горлышке. Если горлышко дрожит, то звонкий.

Приемы различения твердых и мягких согласных: 1.наблюдения за особенностями произношения и аргтикуляцией(мягкий звук-движение языка вверх к нёбу, твердый-язычок напрягается, становится твердым) 2.сопоставление звучания твердых и мягких звуков в словах(лук-люк, мел-мель, рад-ряд) 3.наблюдение за звуками с подключение тактильных ощущений(на ощупь)(потрогаем пальчики, снизу подушечка мягкая, сверху ноготок твердый, так и звуки. 4. Игра Тим и Том.(Тим любит предметы на мягкие звуки, а Том-на твердые звуки)


 

Орфография-«правописание» РАЗДЕЛЫ: 1.Правописание значимых частей слова 2.слитное, раздельное, дефисное написание 3.употребление строчных и прописных букв 4.правила переноса слов 5.графические сокращения слов.!!! в начальной школе изучаются 4 раздела!!

Для первого раздела ведущим принципом является МОРФОЛОГО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ. Значимые части речи(приставка, корень, суффикс, окончание)пишутся одинаково независимо от произношения.Этому принципу подчиняются правила правописания: -безударных гласных, -парных звонких и глухих согласных, -непроизносимых согласных. Все эти правила объединены единой основой: написание буквы проверяется постановкой звука в сильную позицию(термины сильная и слабая позиция не используются)

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНИП-(традиционный) 15% слов русского языка.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП.

Орфографический навык- совокупность автоматизированных компонентов орфографич.действий(полной автоматизации навык письма не достигает)

В структуре орфограф.действия выделяются 2 обобщенных компонента: 1.постановка рфографич.задачи 2.решение этой задачи. Определенное значение имеет первый компонент действия(если ученик не видит проблему в написании слова, у него не возникает орфографич.затруднение, решать орфограф.задачу он не будет, даже если знает все правила)

Этапы выполнения орфографических действий:

1этап ОПОЗНАВАТЕЛНЫЙ(орфограф.анализ) цель: найти орфограмму, выделить ее познавательные принципы. Если в упражнении сомнительная буква подчеркнута или пропущена, то первый этап выполнен за ученика. Общими опознавательными признаками орфографии являются: 1.расхождение между звуком и буквой, между произношение и написанием,2. «опасные»звуки и звукосочетания. 3.морфемы, указывающие на место орфограммы в слове. На основе опознавательных признаком у уч-ся формир.алгоритм орфографич действий. Работа над первой группой опознават.призн.-это фонетич.уровень орфографич.подготовки, направленный на развитие языкового чутья, фонематического слуха. Работа над второй группой опознават.признаков направлена на запоминание. В процессе работы у детей развивается внимание к орфограммам. Работа над третьей группой готовит к использованию грамматической основы проверки орфограмм. Кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет частные признаки, присущие только 1 типу или группе исходных орфограмм

2 этап ВЫБОРОЧНЫЙ – выбор общего действия. Цель: выбрать нужное правило, которое нужно приметить в данном случае.

3этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Цель: применить выбранное правило, определив необходимые и достаточные признаки орфограммы.


 

Традиционный прием- списывание со вставкой пропущенных букв, объяснение написанных выделенных в словах букв- подсказывает уч-ся орфограммы.

Творческое использование учебника: 1. Фрагменты упражнений используются для предупредительных и объяснительных диктантов. 2.отдельные слова с орфограммами предлагают для звукового и звукобуквенного анализа(книги закрыты)

Приемы формирования орфографической зоркости: 1.звукобуквенный анализ слов 2.письмо под диктовку с пропуском букв. 3.диктанты(предупредительные, объяснительные, творческие и др.) 4.самостоятельное нахождение и подчеркивание орфограмм написанных слов. 5. Орфографич.разбор.(нахождение всех орфограмм в слове) 6.определение места орфограмм в слове с помощью разбора слова по составу. 7.Опорная таблица с опознавательными признаками орфограмм. 8.подбор слов с той же орфограммой, которая имеется в данном слове. 9. Группировка слов по орфограммам(устно или письменно)


 

47. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который характеризует предмет. Признаки предмета раз­нообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, фор­мы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д.

Будучи грамматической категорией, объединяющей слова, ко­торые обозначают признак предмета, имена прилагательные опре­деляют имена существительные и обычно согласуются с ними в роде, числе и падеже. В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени прилагательного: 1) имена прилагательные изменяются по родам, числам и па­дежам;

2) имена прилагательные употребляются в предложении с име­нами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже; 3) имена прилагательные часто образуются от имен существи­тельных и других частей речи при помощи суффиксов; 4) имя прилагательное является частью речи. последовательность работы по годам обучения. / класс. Первоначальное ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Первокласс­ники узнают, что: — среди слов, употребляемых нами в речи, есть слова, кото­рые отвечают на вопросы какой?какая?какое?какие?; — каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим сло­вом, обозначающим предмет; — предметы отличаются друг от друга своими признаками; — у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков;

— признаками предмета могут быть цвет, вкус, запах, вели­чина, форма и т.д.; — по признакам можно узнать предмет.

II класс.. Дети знакомятся с изменением прила­гательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и оконча­ниями множественного числа.

III класс. изменения имен прилагательных по паде­жам, родам и числам в зависимости от существительного, право­писания безударных окончаний имен прилагательных.

Таким образом, формирование понятия «имя прилагательное» начинается в I классе. Главной целью в это время является рас­крытие многосторонности значения прилагательных. мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Осознанию учащимися роли прилагательных в нашей речи спо­собствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? ка­кое?, по сути своей, связана с умением определить род имен суще­ствительных и имен прилагательных. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют свой­ства, характерные для имен прилагательных как части речи:— обозначают признак предмета;'- отвечают на вопрос какой?, - изменяются по родам и числам;- относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.

Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только вы­разителями связи прилагательных с существительными. Следо­вательно, усвоить род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. направлено внимание детей,: день (какой?) тепл |ый|. ночь (какая?) тепл[ая], утро (какое?) тепл|оё~|. выводы о прилагательных.1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных). 2. Род имени прилагательного зависит от рода имени суще­ствительного, с которым оно связано.3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос ка­кой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женс­кого рода отвечает на вопрос какая? -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? -ое (-ее).

Наблюдая за прилагательными во множественном числе, уча­щиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилага­тельные по родам не изменяются.

алгоритмом (порядком) действий.

1. Выясню, с каким существительным связано имя прилагательное,

и определю его род. 2. По роду имени существительного определю род имени прила­гательного. 3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу. 4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса. Падежные окончания имен прилагательных. В III классе про­граммой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного. 2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в уст­ной и письменной речи. 3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Со­вершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Новым для третьеклассников является склонение прилагатель­ных и правописание падежных окончаний. Основу для формирова­ния этого навыка составляют следующие знания и умения: — умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (уме­ние выделить словосочетание);

— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существи­тельное; — знание окончаний падежей; — умение правильно поставить вопрос к имени прилагатель­ному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса. Формирование навыка правописания падежных окончаний при­лагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий: 1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание; 2) определяет род, число и падеж существительного; 3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного; 4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.

Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и сред­него рода ед. числа.

Правописание падежных окончаний отрабатывается по паде­жам. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе как начальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.