Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфемный состав слов.




48.

46.

Задачи изучения и объем материала в каждом классе обуслов­ливаются особенностями имен существительных как языкового явления, а также возрастными возможностями младших школьников. основные задачи:— формирование грамматического понятия «имя существительное»;— формирование умения различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без терминов);— формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географи­ческие названия;— ознакомление с родом имен существительных, употребле­нием ь в существительных женского рода с шипящими на конце;— развитие умения изменять имена существительные по чис­лам, распознавать число;— выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, -ье, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом, перцем);— обогащение словаря учащихся новыми именами существи­тельными и развитие навыков точного их употребления в речи;— овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения. Все задачи решаются во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач. Имя существительное как часть речи характеризуется опреде­ленным лексическим значением и грамматическими признаками. Об­щим для лексического значения всех имен существительных явля­ется предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразлы. Они могут обозначать конкретные предметы (книга), живых существ (мальчик), явления природы (ливень), события (война), качества (доброта), действия (ходьба), состояние (сон) и т.д. Грамматические признаки имен существительных: существи­тельные бывают мужского, женского или среднего рода, изменя­ются по числам и падежам, могут быть одушевленными и неоду­шевленными; в предложении чаще употребляются в роли подлежа­щего или дополнения, реже — в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется имя прилагательное, в числе — глагол (глагол прошед­шего времени — в роде и числе). последовательность работы над именами суще­ствительными по классам. I класс (12 часов). Подготовительный этап работы совпадает с периодом обучения грамоте и предшествует специальному изучению темы вI классе. Подготовка к осознанию понятия «имя существи­тельное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, одежду и т.п.). Класси­фикация слов по смысловому значению развивает умение сравни­вать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать.

Следующий этап (второе полугодие I класса) характеризуется специальной работой над лексическим значением имен существи­тельных и их грамматическим признаком (отвечают на вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Дети учатся отличать слова, отве­чающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? На данном этапе первоклассники поднимаются на ступень обобщения.

// класс (28 часов). Во II классе углубляются и систематизируют­ся знания учащихся о лексическом значении имен существительных, об именах собственных и нарицательных, об одушевленных и неоду­шевленных существительных, дети знакомятся с родом и числом.

3 класс (50 часов). Основная задача работы над именами су­ществительными в III классе — научить сознательно использовать падежные формы существительных для выражения своих мыслей и правильно писать падежные окончания.

Род имен существительных. Как отмечается в лингвистичес кой литературе, у большинства существительных род определяете) по окончанию. Пользоваться окончаниями для распознавания род; существительных младшим школьникам трудно, так как в русско языке много слов с безударными окончаниями (яблоко, полено) кроме того, у существительных разного рода могут быть одинако вые окончания (рояль, тюль — мужской род, сирень, морковь -женский род).

При подборе упражнений учитывается возможность использо­вания учащимися ориентиров: он, мой, она, моя, оно, моё. На на­чальном этапе работы над родом существительных дети рассужда­ют так: фамилия — она, моя, — значит, это существительное жен­ского рода. При изучении рода имен существительных необходимо исполь­зовать слова, распознавание рода которых вызывает затруднения у детей и они допускают ошибки: табель, мебель, мозоль, карамель, тюль, прорубь, калоша. Целесообразно принести на урок толковый словарь и показать, как в случае затруднения с помощью словаря можно узнать род существительного.

Во II классе в процессе знакомства с родом имен существи­тельных специальное внимание уделяется формированию навыка правописания окончаний. Особое внимание уделяется существительным мужского и жен­ского рода, которые оканчиваются на шипящие (камыш, глушь). Число имен существительных. В процессе работы над числом имен существительных во II классе у школьников формируются умения:

Склонение имен существительных. Падеж — категория син­таксическая, так как выражает отношение существительного к дру­гим членам предложения. Основная работа над категориями падежа и склонения прово­дится в III классе. Эта работа условно делится на четыре этапа.

1-й этап (15 уроков) — понятие о склонении как изменении окончаний имен существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.

На данном этаце учащиеся:— знакомятся с названием падежей;— знакомятся с вопросами и предлогами каждого из падежей;— учатся склонять имена существительные с ударными окон­чаниями;— овладевают последовательностью действий, которые необхо­димо выполнить для того, чтобы распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков. В результате изучения падежей учащиеся должны:

— уметь найти слово, от которого зависит существительное, и поставить вопрос к существительному; — усвоить основные вопросы, которые соответствуют разным падежам;

— знать предлоги, которые соединяются с отдельными паде­жами; — разбираться в некоторых значениях отдельных падежей.

2-й этап (6 уроков) — понятие о типах склонений. Существи­тельные распределяются По трем типам склонений. 3-й этап (29 уроков) —правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. После общего ознакомле­ния с тремя склонениями идет изучение отдельных склонений. 4-й этап — склонение и правописание имен существительных во множественном числе. Основные задачи данного этапа:

— ознакомление с особенностями склонения имен существи­тельных во множественном числе (существительные во множествен­ном числе не делятся на склонения); Грамматический разбор на этом этапе требует от учащихся: 1) нахождения сходства и различий в вопро­сах, в предлогах, которые употребляются с существительными в разных падежах; 2) определения падежей, падежных окончаний и правильного их обозначения на письме. В этом смысл обобщаю­щего повторения всего, что учащиеся знают о трех склонениях имен существительных.


 

 

 

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ

Глагол — разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обо­значающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, со­стояние или становление. Значение Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголам относятся слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить, строить), пере­движение лица или предмета (идти, ползти), чувства (слышать, видеть), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (спать, лежать) и многие другие. Он изменяется по временам, числам, лицам и родам, в состав гла­гольных форм входят изменяемые и неопределенная (неизменяе­мая) формы. В начальных классах не рассматриваются категории наклонения, залога, причастия, деепричастия. По способам образования глагол также своеобразен: в нем раз­вита система префиксального образования; у глагола довольно слож­ные способы суффиксального словообразования. Своеобразие глагола выражается и в его синтаксических воз­можностях: это прежде всего сказуемое в предложении, т.е. один из главных членов предложения. Большое значение глагол имеет для построения словосочета­ний: Основные задачи изучения глагола следующие: 1) формирование первоначального понятия о глаголе как час­ти речи; 2) развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях; 3) повышение уровня умственного развития учащихся;4) выработка навыка правописания личных окончаний наибо­лее употребительных глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи. последовательность изучения глагола.

I класс. Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии Iкласса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?». II класс. Основные задачи данного этапа состоят в формиро­вании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с измене­нием глаголов по числам и временам, овладении учащимися уме­нием образовывать временные формы глаголов. III класс. знакомство с неопределенной формой гла­гола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков пра­вописания безударных личных окончаний глаголов. Задачи изуче­ния глаголов в III классе следующие:. 1) углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лек­сическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении); 2) развитие навыков точного употребления глаголов в речи 3) знакомство со спряжением глаголов; развитие умения распоз­навать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени;4) подготовка учащихся к правописанию личных окончаний глагола; первоначальное ознакомление с I и II спряжением, разви­тие умения распознавать спряжение по неопределенной форме.

Формирование понятия «глагол» начинается в период обуче­ния грамоте. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, Например: Птицы осенью (что делают?) улетают. В дальнейшем следует подбирать глаголы, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» пред­мета (болеть, удивляться, зеленеть).

Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упраж­няет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать

Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэто­му изучение этой формы нецелесообразно в I и II классах. Нео­пределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной фор­мой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омони­мы: знать, печь —*глаголы и знать, печь — имена существитель­ные. Учащимся начальных классов практически постоянно прихо­дится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать При изучении неопреде­ленной формы возможны следующие типы упражнений. 1. Провести наблюдения над лексическим (смысловым) значе­нием глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями: 1) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физи­ческий труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.): везти, пилить, решать, плакать; 2) подобрать синонимы к глаголам: смотреть —..., сказать греметь...; 3) подобрать антонимы к глаголам: говорить..., радовать-..;4) заменить глаголы однокоренными существительными: возвратить..., 5) заменить существительные однокоренными глаголами:отправление..., освещение..., собирание —.... 2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопре­деленной форме и зависимого от него существительного: приходить в читать

Категория числа глагола Учащиеся на основе конкретных наблюдений подво­дятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обо­значает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или более предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Ознако­мить учащихся с согласованием существительного и глагола в чис­ле, с сущностью числа можно следующим образом.

1. Учитель показывает предметные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой — не­сколько предметов: самолет и самолеты.

— Составьте по рисункам предложения из двух слов: Самолет летит. Самолеты летят.

— Сравните глаголы в этих предложениях. Действие скольких предметов обозначает каждый глагол?2. Обобщение. — Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие двух^ли более предметов, то он стоит во мно­жественном числе. 3. Наблюдение над согласованием существительного

с глаголом. В процессе последующей работы у детей формируется умение изменять глагол по числам. Временные формы глагола представляют для второклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, что при образова­нии временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.Сущность временной формы глагола учащиеся раскрывают, со­поставляя, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т.е. на основе сопоставления времени совершения действия отно­сительно момента речи. Например, школьники наблюдают за дей­ствиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (пишет пред­ложение, писал предложение, будет писать предложение). следующие выводы.

1. Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три време­ни: настоящее, прошедшее и будущее. 2. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т.е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? и т.д.обращает внимание учащихся на суффикс -л- как показатель прошедшего времени. С понятием «лицо» учащиеся познакомились при изучении ме­стоимений. Они знают, что местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица, что они изменяются по числам (я — мы, ты — вы, он — они). Эти сведения и используются при первом ознакомлении учащихся с изменением глагола по лицам. Даются сочетания: я пою, ты по­ешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют. Дети, наблюдая, убеж­даются, что в зависимости от лица местоимения изменяется и лицо глагола, Будущее время глагола предстоит перед учащимися в двух ви­дах: как будущее сложное, состоящее из вспомогательного глагола буду и данного глагола несовершенного вида в неопределенной форме: буду писать, будешь писать, будут писать и т.д., и как будущее простое, состоящее из одного слова — глагола совершенного вида: напишу, напишут и т.д. Личные окончания глаголов. Учащиеся III класса учатся различать окончания, узнают, что для одних глаголов характерны окон­чания -ет и -ут, для других — -ит и -ат (-ят), наблюдают, что если какая-либо форма имеет в окончании букву е, то она сохра­няется и в других окончаниях.После наблюдения за различиями в правописании глаголов учитель предлагает рассмотреть таблицу спряжения, списать ее, выделив личные окончания глаголов, и прочитать определение, данное в учебнике.Учащиеся сначала упражняются в различении глаголов с удар­ными окончаниями, а. затем с безударными. Учитель обращает вни­мание на правописание безударных окончаний глаголов, которые подбираются по неопределенной форме глагола.

Для формирования навыка пра­вописания личных окончаний глаголов полезно проводить упраж­нения в изменении глагольных форм, списывании текста со встав­кой пропущенных букв, переработке текста с заменой прошедшего времени настоящим и др.


 

 

все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и оконча­ния проводится не изолированно друг.от друга, а во взаимодейст­вии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью.всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографи­ческой сторон.

Выделяются четыре этапа системы:

1. Пропедевтические (предварительные, подготовительные) сло­вообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению те­мы «Однокоренные слова» во II классе.

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (IIкласс).

3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суф­фиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки (III класс).

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописа­ния падежных окончаний имен существительных и имен-прилага­тельных, личных окончаний глагола (IV класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием.

Пропедевтика изучения словообразования (II класс). Задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной

соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Действительно, произ­водное и производящее слова связаны между собой в смысловом и структурном отношениях (например: море — моряк, пристроить — пристройка и т. п.). Семантико-структурные связи, хотя и несколько иного плана, устанавливаются и между однокоренными словами (например: ходить, походка, выход).

Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с кото­рыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокорен­ных слов и морфем. Трудность представляет для них понимание семантической общности однокоренных слов, что связано с умением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных.

Поэтому специальному изучению-морфемного состава слов пред­посылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Так, например, когда второклассники начинают работу по учеб­нику «Русский язык», возникает необходимость выяснить смысл слова учебник. Учитель предлагает учащимся подумать над вопро­сом: «Какую книгу называют учебником?» В процессе беседы учитель записывает на доске слова: учить, учеба, учебная (книга), учебник, общую часть уч- выделяет цветным мелом и обращает внимание учащихся на то, что именно эта одинаковая, общая часть создает родство слов как по смыслу, так и по составу.

Поиски ответа на вопрос: «Почему тот или иной предмет так назван?»— являются, как показали специальные наблюдения, наибо­лее доступной и интересной для второклассников формой подготов­ки к пониманию соотносимости однокоренных слов. В русском языке многие слова представляют собой мотивирован­ные названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, по­чему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим. Например, почему маленький домик, который вывешивают для скворцов, людиназвалискворечником (скворец — скворечник), а строению для содержания голубей дали название голубятня (голубь — голубятня).

Почему приспособление, в которое насыпают корм, назвали кормушкой (корм — кормушка)? Почему один дом называют дере­вянным, a • другой — каменным?

Постепенно представления учащихся о словообразовании углуб­ляются. Это происходит главным образом за счет того, что школьники познают части слова, с помощью которых образуются новые слова. Важное значение имеет также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.