Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При просмотре10-11 слайдов




Ответы детей

Ответы детей

Ход урока

Материал

Тема урока: Великий колокольный звон.

Зачетный урок

Тема урока музыки: «Музыка в народном стиле. Сочини песенку».

Цель: ввести детей в разнообразный мир народной и композиторской музыки.

Задачи:

- учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям;

- уметь выделять выразительные средства в развитии музыки; различать тембры звучания музыкальных инструментов;

-​ знакомить с различными жанрами русской народной музыки;

- воспитывать интерес и уважительное отношение к русской народной музыкальной культуре и к классической музыке.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, аудиозаписи, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Камаринская» – р.н.п., П. Чайковский: «Камаринская», «Мужик на гармонике играет».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Элемент содержания урока: народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Вывод: цель и задачи были достигнуты, дети были эмоционально отзывчивы, активны в ходе практической деятельности. Охотно работали над ознакомлением с жанрами народной музыки.

 

 

«Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая».

Цель: Познакомить детей с колокольными звонами России

Задачи урока:

Образовательные:

- Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

- Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

- Колокол в обыденной жизни русского человека.

- Колокольные звоны в произведениях композиторов.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

- Уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Развивающие:

- Развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

- Разучить ритмические стихи. Учить играть на колоколах.

- Мультимедийное оборудование и слайды.

- Аудиозаписи с колокольными звонами.

- Звонница с колоколами, выставка колоколов разных размеров и из разных материалов.

- Металлофон.

- Набор колокольчиков различной высоты.

- Колокольчики, изготовленные из разных материалов.

- Рисунки детей.

 

 

План урока:

- «Дон-Дон» русская народная попевка

- Колокольные звоны, их разновидности – слушание

- «Праздничного трезвона. Красного Лаврского трезвона» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры

- «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в исполнении симфонического оркестра Большого театра (дирижер Ю. Симонов).

- Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта - пение и игра на колокольчиках.

- Моя Россия Г.Струве, Н.Соловьева

 

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

(работа над интонированием)

 

Первый слад:

Учитель: Сегодня мы познакомимся с интересной стороной русского народного творчества – колокольными звонами. Тема нашего урока: «Великий колокольный звон». (запись на доске)

Второй слайд

Учитель: Первый колокольчики стали отливать в Италии.Существует легенда, в которой рассказывается о том, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископ Ноланском заболел, пошел в лес за целебными травами, устал, прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел возле самого уха знакомый цветок – колокольчик. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка.

На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце 15 века русские мастера овладели секретами создания колоколов, да так быстро продвинулись в этом, что превзошли своих западных коллег по красоте и по качеству звучания колоколов.

Рассмотреть с детьми разворот Учебника «Великий колокольный звон».

Учитель: Колокол на Руси имел огромное значение. Колокол – это единственный музыкальный инструмент, звучание которого может использоваться в церковной службе.

3.Третий слай д: схемы устройства колокола.

Учитель: Как человек, колокол имеет уши, плечи, язык, туловище. Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. (Колокол испугал коня Ивана Грозного и тот велел отрубить ему уши).

Учитель: Дети, скажите, из чего отливают колокола?

Ответы детей: Из метала.

Учитель: Колокола обычно отливают из колокольной меди, но бывают и глиняные колокола, и из стекла, из дерева и даже серебра.

4. Четвертый слайд: колокола из разных размеров.

Игра «Узнай, какой колокол звучит»

Детям предлагается определить по звуку, из чего изготовлены колокола. Они слушают звучание валдайских колокольчиков, стеклянный, глиняный колокола.

Учитель: Отчего же зависит звук колокола?

Дети: От того из какого материала он сделан, его веса.

Учитель: Если вес тяжёлый, то какой будет звук по высоте?

Дети: Низкий.

Учитель: А если язык лёгкого веса?

Дети: Высокий

Учитель: Вывод: язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше.

5. Пятый и шестой слайды: колокольни.

Учитель: Для колоколов стали строить специальные помещения - колокольни и звонницы. Литье колоколов и колокольный звон на Руси всегда считалось подлинным искусством. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго. С древности колокол был ритуальным сигнальным инструментом. С IV в. в Европе большие колокола применялись в праздничных шествиях, для созыва населения, сбора войск и объявления тревоги (набат).

Седьмой слайд: Иллюстрации звонниц

Учитель: В Москве, и на Руси, с 17-го века используют язычный способ звона. Это когда колокол закреплен и ударяют по нему, раскачивая язык. А в Западной Европе звонят так – колокол раскачивают, он ударяет в язык

Колокол – это ударный музыкальный инструмент.

Восьмой слайд:

Учитель: Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

Игра «Определи высоту звука колоколов» (низкий, средний, высокий)., исполнение русских попевок на колокольчика.

Учитель: А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Девятый слайд:

Учитель: Первоначальное назначение церковных колоколов – призыв верующих в храм (так называемый благовест). По образному выражению о. Александра Меня, благовест является «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви». На российских просторах, где селения находятся далеко друг от друга, колокольный звон оповещал людей о каких-нибудь важных событиях. В народе о них создано немало легенд и сказаний. Праздничный звон в народе с нежностью называют то серебристым, то малиновым.

Десятый слайд: набат

Учитель: Существует много видов колоколов:

Всем известна народная песенка «Дон-дон». В ней говорится о том, как загорелся «Кошкин дом». Кто помнит её начало?

Исполнение попевки. Определениехарактера звучание

Учитель: Набат – таким звоном звонили во время нашествия врагов, пожара.

Одиннадцатый слайд:

Учитель: Трезвон несколько или все колокола вместе – звучит после благовеста.

Двенадцатый слайд:

Учитель: Благовест если мерные удары в большой колокол – призывает к началу службы.

Красный звон – целый день на большие праздники.Красными колоколами называли такие, которые имели звон. хороший, усладительный, веселый. Московские звонари славились красными звонами. Говаривали такую пословицу: «Хлеба–соли покушать, красного звона матушки Москвы послушать».

Слушание фрагментов колокольных звонов (трезвон, перезвон, благовест)

Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука.

Тринадцатый слайд: попевки

Учитель: Звонари задумались, как запомнить звоны, как их записать. И они придумали различные попевки, которые подходят к тому или иному звону

- «Пеки блин – дров нет»

- «А мы вас обокрали» (быстро)

- «А мы знаем, да не скажем»

Игра на звоннице:

Дили-дили-дили-дон!

Дили-дили-дили-дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы –

Звонче колокол звени.

Раздается перезвон –

Колокольчиков трезвон.

Ты играй, не отставай,

Точно ритм передавай.

(Проговорить с детьми попевки, попытаться имитировать перезвон .)

После ритмической игры детям предлагается сравнить звучание «Праздничного трезвона», «Красного Лаврского трезвона» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры

Четырнадцатый слайд:

Слушание: «Великого колокольного звона» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в исполнении симфонического оркестра Большого театра (дирижер Ю. Симонов). Проанализировать характер звонов, выявить основные интонации.

Учитель: Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Колокол-это символ Росси

Пятнадцатый слайд: «Моя Россия» Г.Струве – исполнение песни

Учитель: Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. (показ колокольчиков из коллекции)

Шестнадцатый и семнадцатый слайд:

Учитель: Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт Вас в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже – о вступлении учащихся во взрослую, серьёзную жизнь.

Восемнадцатый слайд: богородская игрушка

В.А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта». Пение и игра на колокольчиках.

Учитель: Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо поработали, а теперь задание: нарисовать колокол своей души.

Музыкальное прощание: Всем спасибо за работу.

Дети: До свидания.

Под музыку дети выходят из класса.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.