Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема урока: «Музыка всюду живет».




Зачетный урок.

Тема урока музыки: «Музыка в народном стиле. Сочини песенку».

Тема урока музыки: «Образы русских сказок в музыке русских композиторов».

Цель: развитие музыкального слуха, ритма, памяти, внимания.

Задачи:

- познакомить детей с творчеством Римского-Корсакова;

- воспитывать любовь к музыке.

Оборудование: Музыкальный центр, аудиоматериал, фортепиано, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал: вступление к первому и второму действию оперы «Сказка о Царе Салтане», запись песни «Лукоморье» (Пинегин, Усачев)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Элемент содержания урока: дети заходят в класс под песню «Лукоморье». Определение уровня знаний; слушанье музыки, беседа по теме урока. Дети раскрывают значение сказок Пушкина, определяют портреты каких композиторов видят на доске.

Вывод: цели урока достигнуты, задачи, поставленные в ходе урока, выполнены. Дети на уроке были эмоционально отзывчивы, активны, общительны. С интересом подходили к выполнению различных видов деятельности.

Цель: ввести детей в разнообразный мир народной и композиторской музыки.

Задачи:

- учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям;

- уметь выделять выразительные средства в развитии музыки; различать тембры звучания музыкальных инструментов;

-​ знакомить с различными жанрами русской народной музыки;

- воспитывать интерес и уважительное отношение к русской народной музыкальной культуре и к классической музыке.

Оборудование: Музыкальный центр, аудиоматериал, фортепиано, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Камаринская» – р.н.п., П. Чайковский: «Камаринская», «Мужик на гармонике играет».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Элемент содержания урока: народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Вывод: цель и задачи были достигнуты, дети были эмоционально отзывчивы, активны в ходе практической деятельности. Охотно работали над ознакомлением с жанрами народной музыки.

 

Цель: Развитие певческой и слушательской культуры детей.
Задачи: Формировать навыки внимательного восприятия искусства; способствовать формированию позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности; пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы; способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах; развивать воображение детей, то есть способность творить и мыслить создаваемыми образами путем детерминированных ситуаций.
Средства и оборудование: картинки поющих детей, инструменталиста, балерины, нотные строки; музыка фортепиано, скрипки,флейты, трубы, барабана; рисунки с бубном, барабаном, треугольником, погремушкой, музыка: Филипп «Колыбельная», Майкапар «Дождик», Шостакович «Марш», Стрибог «Вальс петушков», Свиридов «Грустная песня», Григ «Бабочка».

План урока:
1.Что такое музыка? (рассказ посредством сказки с использованием картинок поющих детей, инструменталиста, балерины, нотной строки).
2.Игра «Учимся маршировать» под музыку Шостаковича «Марш».
3.Игра «Исследуем звуки»(поочередно включая музыку фортепиано, скрипки, флейты, трубы, барабана).
4.Игра «Музыкальный инструмент»(основные понятие о фортепиано, скрипке, флейте, трубе, барабане +картинки инструментов).
5.Слушание музыки. Игра «Настроение»(под музыку Филлипа «Колыбельная», Майкапара «Дождик», Стрибога «Вальс петушков», Свиридова «Грустная песня», Грига «Бабочка»).
6.Понятие о колыбельных песнях, потешках, прибаутках, скороговорках, считалках.
7.Проверка усвоенных знаний и разучиваниепесенок – потешек «Радуга – дуга», «Дождик – дождик»).

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

(работа над интонированием)

Учитель: Сегодня я познакомлю вас с музыкой, и мы узнаем, что же это такое из чего она состоит, кто ее сочиняет и кто ее исполняет и слушает.
Все мы сталкиваемся и слышим музыку по радио, телевидению, в концертных залах, театрах и даже в ваших игрушках, которые тоже издают разнообразные мелодии! И чем больше мы слушаем ее, тем больше понимаем, что она несет нам радость.
Так что же такое музыка? Музыка – это звуки, непростые, а музыкальные, которые можно пропеть, сыграть на музыкальном инструменте,изобразить в танцевальных движениях, записать нотами.
Как вы думаете, кто из них сочиняет музыку? Кто исполняет? Кто слушает ее?
Дети: (отвечают и показывают).
Учитель: Вся музыка – это сказочное музыкальное королевство, где живут и действуют королева музыки – Песня, и двое ее верных слуг – Танец и Марш, придворное звание которых – жанр. Всеми звуками командует – Регистр, он выстраивает их по высоте. Его помощник – Ритм, он организует и объединяет звуки долгие, которые выступают как важные взрослые, и звуки короткие, их маленькие, непоседливые, музыкальные ребятишки. У Регистра есть брат, по имени Темп – он следит за скоростью передвижения по Музыкальному королевству. Живет в Музыкальном королевстве и капризная дочь королевы музыки – Интонация, что любое, даже небольшое невнимание к ней ведет к капризам и фальши. Королева музыки борется против великана Шума, который хочет уничтожить все Музыкальное королевство, а помогают ей в этом ее верные слуги – Танец и Марш.
Учитель: Итак, давайте поучимся маршировать!
Дети: (встают и повторяют за учителем).
Учитель: Когда человек марширует,сильный шаг попадает на одну ногу или на разные?
Дети: На одну, на левую!
Учитель: Молодцы! Маршировать мы уже умеем и имеем представление о марше. Ну а какие же танцы вы знаете?
Дети: Русские народные танцы, балет, бальные танцы и т.д…
Учитель: Очень хорошо! Ну а что вы мне можете сказать про звуки, которыми командуют Регистр и Ритм, которые присматривают за долгими звуками и короткими? Предлагаю вам их показать, а лучше воспроизвести. (Педагог рисует на доске)
Смотрите, первая линия у нас длинная, ее мы будем пропевать протяжно, не отрывисто, на звук «О», а вторая линия – короткая, ее тянуть мы не будем, а только отрывисто проговаривать.
Дети: (вместе с учителем выполняют упражнение).
Учитель: Одинаковы ли были звуки по длительности? В каком случае звук был длинным, а в каком коротким?

Дети: (отвечают и показывают).
Учитель: Замечательно! Но все мы знаем, что появлению звуков служат также музыкальные инструменты. Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: Фортепиано, труба, барабан, гитара и т.д…
Учитель: Очень хорошо! А сейчас предлагаю вам прослушать некоторые мелодии, а вы будете угадывать какой это инструмент (играет музыка фортепиано). Это клавишно-ударный инструмент,при нажатии на клавишу которого, по струнам ударяют молоточки.Звук может быть как громким, так и тихим. Отсюда и его название «форте», что означает громко, и «пиано»,что означает тихо. Этот инструмент очень выразительный,а главное многоголосный, то есть на нем можно сыграть сразу несколько мелодий.
Дети: Это пианино!
Учитель: Молодцы! А теперь слушаем следующий инструмент (играет скрипка). Это струнный инструмент,ее называют царицей музыки. У нее очень красивый, напоминающий человеческий голос звук, который извлекается с помощью смычка- это трость с натянутой на ней пучком конского волоса.Во время игры на этом инструменте, ее держат левой рукой у плеча.
Дети: Это скрипка!
Учитель: Правильно! Слушаем следующий инструмент (играет флейта). Это деревянный инструмент, звук у нее чистый, светлый, высокий. Этот инструмент произошел от тростниковой дудочки, и в переводе на русский язык ее название означает «дуновение». Ее держат поперек, как бы лежа, горизонтально.

Дети: Это флейта!
Учитель: (играет труба). Это нарядный, сверкающий медный духовой инструмент. Звук яркий, блестящий. В древности она была сигнальным инструментом, и призывала к вниманию, возвещала об опасности. На ней можно легко сыграть торжественный или воинственный сигнал. Если приглядеться к этому инструменту, то можно увидеть кнопочки – вентили, закрывающие отверстия для воздуха. Нажимая на них, исполнитель изменяет высоту звучания инструмента.
Дети: Это труба!
Учитель: Очень хорошо! Так как музыка может быть исполнена на разных инструментах, также она может отображать и различное настроение: грустное, веселое, агрессивное, задорное.Сейчас мы прослушаем несколько композиций, а вы поделитесь со мной своими впечатлениями, какое настроение вам передала прослушанная музыка. (Играет музыка: Филипп «Колыбельная», Майкапар «Дождик», Шостакович «Марш», Стрибог «Вальс петушков», Свиридов «Грустная песня», Григ «Бабочка»).
Дети: (делятся впечатлениями).

Учитель: Вначале мы слушали «Колыбельную», наверняка,когда вы были очень маленькими,мамы и бабушки убаюкивали именно с помощью этого вида песни. Самая популярная:

«Баю баюшки баю,

не ложися на краю,

придет серенький волчок

и ухватит за бочок».

Но помимо колыбельных существуют и потешки, прибаутки, скороговорки, считалки.
Потешки- это небольшие песенки, стишки, которые сопровождаются игрой с пальчиками, ручками, ножками: «Сорока-сорока, кашу варила, деток кормила», или «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!».
Прибаутки – это шуточные произведения, которые дают какой-либо вывод, заставляют нас что-то сделать: «Идет коза рогатая за малыми ребятами! Кто кашки не ест, кто молоко не пьет,того забодает!».
Скороговорки –это фраза,построенная на сочетании звуков,которые затрудняют быстрое произнесение слов: «На дворе трава, на траве дрова».
Считалки- небольшие стишки четкой рифмо-ритмической структурой:

«Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать».

Учитель: Ребята, давайте и мы с вами разучи две потешки про дождик и солнышко.

Дети: (дети разучивают песенки – потешки «Радуга – дуга», «Дождик – дождик»).

Учитель: Молодцы ребята, а теперь домашнее задание – спросить у своих мам и бабушек, какие прибаутки, колыбельные, потешки пели они вам? И записать по одной в свою тетрадь по музыке. Также нарисовать рисунок как вы представляете себе Музыкальное королевство. Сегодня мы очень хорошо поработали!

Музыкальное прощание: Всем спасибо за работу.

Дети: До свидания.

Под музыку дети выходят из класса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.