Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советская архитектура: историческое развитие и современный фотографический взгляд

 

УДК 72.012.6

Я.И. Межов

группа 1036

Санкт-Петербургский государственный

институт кино и телевидения (СПбГИКиТ)

Y.I. Mezhov

СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

SOVIET ARCHITECTURE: HISTORICAL DEVELOPMENT AND A MODERN PHOTOGRAPHIC VIEW

Аннотация:Изменение философии мировоззрения молодого Советского государства в начале ХХ века повлекло кардинальные изменения во всех сферах человеческого бытия. Исключением не стало и искусство в различных его проявлениях. Архитектурная мысль обрела своё воплощение в виде такого направления, как конструктивизм. Однако, с момента своего первого воплощения, и по сей день, метаморфозы элементов Советской архитектуры разных эпох влияют на простого зрителя. Особо это влияние можно проследить можно проследить в искусстве фотосъёмки.

Ключевые слова:фотография, архитектура, конструктивизм, модернизм

Annotation:The change in the philosophy of the outlook of the young Soviet state at the beginning of the twentieth century entailed cardinal changes in all spheres of human life. Art in its various forms was no exception. Architectural thought has found its embodiment in the form of such a direction as constructivism. However, from the moment of its first incarnation to the present day, the metamorphoses of elements of Soviet architecture from different eras affect the common viewer. This influence can be seen especially in photography.

Key words:photography, architecture, constructivism, futurism

Архитектура является самым надежным и доступным отражением различных направлений искусства. В стороне не остался и обожаемый многими конструктивизм, являющийся направлением не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве, фотографии, а также декоративно-прикладном искусстве. Данное течение зародилось в 1915 году и просуществовало вплоть до конца 30-х годов в СССР, откуда перебралось в Германию, найдя свое отражение в здании, именуемом «Баухаус», и Голландию, где развилось в виде художественного направления творческого объединения «Де Стейл».

Появление конструктивизма, как течения в архитектуре, в новом Советском государстве отнюдь не мода, а прагматичный расчет. Окончание гражданской войны, новая экономическая политика, как и общее чувство облегчения и свободы стали основополагающей идеей государства, что отразилось и на зданиях той эпохи. Конструктивизм базируется на отрицании классических норм и форм. Архитекторы данного течения утверждали, что имеющиеся методы и практики неприемлемы для нового государства, а главная цель – коммунистическое выражение материальных ценностей.

Возводимые здания имели точные геометрические формы и представляли собой аскетичный минимализм, так как не имели броских и ярких цветов, самыми распространенными были: белый, бежевый и серый. Однако постройки отличались своей монолитностью и масштабностью, что смотрелось невероятно свежо в сравнении с строениями времен царской России. Ключевой задачей было не просто возвести принципиально новые дома, отражающие весь размах советской идеологии, а соединить функциональность и эстетику. Началось всё в 1922 году с конкурса на постройку дворца труда, который должен находиться на месте гостиницы “Москва”. Самыми яркими проявлениями конструктивизма стали всем известные хлебзаводы, являющиеся одним большим механизмом, включающим в себя весть технический процесс, функциональные дома-коммуны, с полностью распланированной жизнью жильцов, а также клубы, которые должны были стать центром культуры и пропаганды. [6]

В целом, 20-е года прошлого века в советской архитектуре стали точкой отсчёта новаторских течений. Краеугольными камнями смело можно назвать два творческих объединения: Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА, осн. в 1923г., вдохновители: Н.Докучаев, Н.Ладовский, В.Кринский) и Объединение современных архитекторов (ОСА, осн. в 1925г., основатели: А.Веснин, В.Веснин, М.Гинзбург). Основанная рационалистами АСНОВА базировала свои принципы на законах объективного психофизического восприятия человеком, в основе которого, в свою очередь, лежал элемент восхождения к романтическому символизму: доминирующая роль принадлежит образным задачам – от пластичности образа к внутренней планировке. При том, нельзя утверждать, что рационализм отрекался от базисных материальных основ. Он лишь ставил их на второй план. Такой подход преодолевал бытовой утилитаризм, расширяя новые горизонты для изложений архитектурного языка.

Принципиально иной подход демонстрировали представители конструктивизма в лице ОСА. В противовес стремлениям АСНОВА они закладывали в основу функционально-конструктивный подход к проектированию сооружений. Вместо определения архитектуры образностью, а затем содержанием, они предпочитали обратный подход: формообразование в основе которого планировка внутреннего пространства играла ведущую роль, впоследствии обрастая внешними объёмными формами. Таким образом, функциональная и конструктивная обусловленность приобретала качества фактора, непосредственно подтверждающего эстетический аспект. Более зрелый конструктивизм и вовсе выдвигал на первый взгляд социальную функцию. Последнее и отличает советский конструктивизм, несущий в себе социальную направленность, от западного функционализма.  

Немногим позже, в 1929 г. под руководством В.Бабенкова, К.Алабяна, А.Заставского, А.Власова и др. появилось ещё одно творческое объединение – ВОПРА (Всероссийское общество (впоследствии Всесоюзное объединение) пролетарских архитекторов). Их позиция основывалась на понимании архитектуры, как искусства и взаимосвязи всех её элементов в единый комплекс [1]. 


Конец данного течения весьма трагичен. Последним планом конструктивистского периода в советской архитектуре стал манифест советской власти – грандиозный Дворец Советов (многофункциональное сооружение украшенное 100-метровой статуей Ленина) отражающий всё величие СССР. Но, этому зданию не суждено было сойти с полотен чертежей. Изображение макета главного фасада представлено на рисунке 1.

Рис.1. Главный фасад Дворца Советов. Архитекторы: Б. М. Иофан, В. Г. Гельфрейх, В. А. Щуко [2].


Однако идеи, заложенные в период 30-х годов, не были окончательно забыты, а лишь отложены в долгий ящик на время Сталинской архитектуры. Реинкарнация прослеживается в период Хрущева, где все зиждилось на сухой функциональности, но наиболее полный рассвет идеологии конструктивизма можно увидеть в советском модернизме, поскольку этот стиль является эклектикой, включающей в себя формы и геометрии конструктивизма, масштабность Сталинских высоток и функциональность панельных домов. Отличительными особенностями строений Советского модернизма являются внешняя облицовка из мрамора или керамики, а также мозаичный декор, пребывающий ныне не в самом лучшем состоянии. Пример такого убранства представлен на рисунке 2.

Рис.2. Фасад жилого дома, облицованный самой распространенной плиткой 80-х годов. Фотограф: Я.И. Межов

Строения данного периода отличаются многообразием геометрических форм и повторяющихся паттернов, использованием колонн и стекол, создающих ощущение легкости, однако есть и исключения. Особняком стоит ряд архитекторов, строения которых тяготеют к брутализму, а не модернизму, хотя и не отказываются от него полностью. Одним из таких архитекторов является Александр Белконь, самым известным строением которого является «Дом Рашпиль», названный из-за схожести с одноименным инструментом [3]. Архитектурная конструкция представлена на рисунке 3. «Замечательный пример позднего брутализма, достойный встать в одном ряду с домом на Беговой Андрея Меерсона и зданием аэропорта Шарль-де-Голль-1», — пишут В.Стадников и
О.Федоров [4].

Рис.3. Главный фасад жилого дома, ул. Осипенко, 32. Архитектор: Александр Николаевич Белоконь. [5]


Более интересным зданием является проект жилых домов «Свечек». Не смотря на всю монументальность в этих строениях очень много элементов из модерна, таких как – лучевая симметрия, множество вертикальных линий и необычная внутренняя компоновка (рисунок 4).

Рис.4. Главный фасад жилого дома, Бульвар Есенина д.2. Архитектор: Александр Николаевич Белоконь. Фотограф: Я.И. Межов

 


Возвращаясь к классическим представителям Совмода необходимо упомянуть два здания – корпус санатория «Дружба» в Курпатах (рисунок 5) и Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (рисунок 6). Именно эти два строения наиболее полно отражают все особенности данного архитектурного течения.

Рис.5. Курпаты, корпус «Дружба»

Рис.6. Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики

При сьемке подобных сооружений стоит учитывать несколько технических и художественных нюансов. Первое, от чего стоит отталкиваться – выбор оптики, самым оптимальным станет длиннофокусный зум объектив. Благодаря нему мы сможем снять не только общий план, но и детали, повторяющиеся паттерны или текстуры. Вторым нюансом является точка сьемки, подбирать которую следует из учета местности близ снимаемого объекта. Следует выбрать одну или несколько точек с которых объект будет хорошо осматриваемым. Хорошей идеей будет подняться на рядом стоящие сооружения дабы убрать искажения геометрии при сьемке с земли. При неимении такой возможности следует использовать дрон с закрепленной камерой. [7]

Последним и наиболее интересным вопросом остается композиция, кадр следует строить исходя из первоначальной идеи, которую мы хотим донести до зрителя. Самым интересным решением станет сьемка геометрических узоров, на которых базируется вся выразительность строений данного периода. Следует отталкиваться от ритма и строить кадр не на базе трех третей, а отталкиваться от пересечения линий и плоскостей.

Список литературы

1. История советской архитектуры (1917—1954 гг.) : Учебник для архитектурных вузов. Специальность «Архитектура» / Н. П. Былинкин, В. Н. Калмыкова, А. В. Рябушин, Г. В. Сергеева. — Издание второе, переработанное и дополненное. — М: Стройиздат, 1985. — С. 9-11.

2. Дворец Советов: главная архитектурная утопия Сталина. [Электронный ресурс]: https://ru.rbth.com/read/931-dvorets-sovietov-architecture (дата обращения: 25.04.2021)

3. Белоконь, Александр Николаевич. Википедия. [Электронный ресурс]: https://wiki2.org/ru/Белоконь,_Александр_Николаевич+Newton (дата обращения: 26.04.2021)

4. Самара: путеводитель по современной архитектуре. 1917-2006. 81 архитектурный шедевр. Стадников, В., Федоров, О. — М: Жираф, 2006. — 264 с.

5. 10 самарских зданий в стиле советского модернизма, которые стоит увидеть своими глазами. Андрей Артёмов. [Электронный ресурс]: https://drugoigorod.ru/10_modernizm_samara/ (дата обращения: 25.04.2021)

6. Памятники конструктивизма Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]: https://annawwts.com/constructivism-spb/ (дата обращения: 25.04.2021)

7. Архитектура в объективе: 14 фотографов [Электронный ресурс]: https://archi.ru/russia/86314/arkhitektura-v-obyektive (дата обращения: 25.04.2021)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная космология. Философские мысли | Рецепт теста для булочек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2023-10-03; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.