КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №46. Внешнеполитическая деятельность команды М.С. Горбачева
Уже в своих первых выступлениях М.С. Горбачев изложил положения нового внешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: "…на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной мере реализовывались новые возможности для снижения напряженности и наибольшего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении".
Западное направление. В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, положившая начало возобновлению политического диалога двух ведущих держав мира. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений между СССР и США.
Восточное направление. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана.
Итоги внешнеполитической деятельности. Закончилась "холодная война", угроза ядерной войны была отодвинута, улучшились отношения СССР со многими странами. Лекция №47. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 1990-е годы. Рыночные реформы и их последствия. "Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после распада Советского Союза в конце 1991 г. включала в себя 89 регионов, включая 21 автономную республику. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет РФ. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.
Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для ее подъема, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития. Однако реформаторы не учитывали два серьезных фактора, характерных для экономики России начала 90-х:
Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.
Приватизация государственной собственности охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов. Итоги "первой пятилетки" новой России. Экономические итоги пятилетия неутешительны. За это время производительность труда в российской промышленности снизилась до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного населения. За период реформ разрыв в уровнях душевого дохода между 10% наиболее обеспеченного населения и 10% обездоленных вырос до соотношения 20:1. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Значительно сократились ассигнования на науку и образование - с 2 до 0,32%. Изменения в социальной структуре населения и их последствия. Радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали либерализация цен, установление свободы торговли, приватизация государственной собственности, означала переход к рыночной экономике, возвращение к капиталистической модели развития общества. В стране сложилась многоукладная экономика, состоящая из государственного капитализма (бывшие общенародные предприятия), частного капитализма (приватизированные предприятия), мелкотоварного производства, коллективного хозяйства. Направление экономического развития страны стал определять крупный, средний и мелкий бизнес. Бизнес-сообщество усилило сырьевую и подорвало наукоёмкую ориентацию производства. В 1990-е годы сформировался класс предпринимателей (новой буржуазии), владеющий средствами производства и информации и класс наёмных работников, лишенный собственности. Численность первого класса составила около 15 млн. человек (вместе с членами семей). Его вершина – олигархи, стали фактическими хозяевами новой России. По замыслу либеральных реформаторов, передел собственности должен был привести к появлению «эффективного собственника», который сделает Россию процветающей страной. На деле передел собственности привел к невиданному обогащению немногих нуворишей за счет основной массы российского населения. В 1990-е годы произошло массовое бегство капиталов за рубеж и спад производства. Экспорт капитала из России в 1990-е гг. составлял, по разным оценкам, от 20 до 100 млрд. долларов, а импорт капиталов в виде иностранных инвестиций в российскую экономику всего 3-4 млрд. долларов в год. Все это неизбежно привело к падению производства, к сокращению национального богатства страны. Лекция №48. Общественно-политическое развитие России в первой половине 1990-х годов. Становление президентской республики. После распада Советского Союза началась ликвидация прежних структур власти и управления. Все бывшие союзные учреждения и ведомства на территории России согласно Указу Б.Н. Ельцина передавались в распоряжение российских управленческих структур. Главной официальной резиденцией Президента России стал Московский Кремль. 25 декабря 1991 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию. Противостояние двух ветвей власти. С начала проведения рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих граждан страны. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (Президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: сильная президентская республика или парламентская республика на основе власти Советов. Конституционный кризис 1993 г. Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент Ельцин принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне Президента. 4 октября 1993 г. после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были несколько сотен убитых и раненых. Выборная кампания 1993 г. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в новый парламент – Федеральное Собрание и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Локо"), Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Партия российского единства и согласия. Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блоки «Выбор России» и "Я-Б-Локо" – отстаивали идею конституционной федерации, КПРФ – восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР – возрождение российского государства в рамках до 1917 г., ПРЕС – развитие в стране местного самоуправления. В результате проведенных на многопартийной основе выборов в новый парламент вошли представители 8 партий. ЛДПР, ставшая главной сенсацией выборов, благодаря своему лидеру В.В. Жириновскому, яркому оратору популистского толка получила 24 % голосов, «Выбор России» Е.Т. Гайдара - 15,5 %, КПРФ – 12,4 %. Остальные голоса распределились между более мелкими партиями и движениями. Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу первого созыва возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар). Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1994-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах. Российская конституция 1993 г. Российское руководство оказалось тогда в сложном положении. С одной стороны Ельцин и его команда были заинтересованы в отстранении от власти сил поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный Совет Чечено-Ингушской республики), с другой стороны, чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Политическая борьба между ветвями власти внутри России и начавшиеся экономические реформы не позволили руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Федеральный центр признал разделение Чечено-Ингушетии на две республики, что было затем закреплено в Конституции РФ 1993 г. и был готов предоставить Чечне широкую автономию в составе России, но это не устроило лидеров сепаратистов. В 1992-1993 гг. в республике проводилась активная политика по подготовке к войне с центром и массовая обработка местного населения оголтелыми националистами. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепаратисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным ведомством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из «Ичкерии». Постепенно вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В августе 1996 г. между руководством РФ (с российской стороны секретарь Совета Безопасности РФ А. Лебедь) и сепаратистов (с чеченской стороны – А. Масхадов) была достигнута договоренность о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни до конца 1996 г. и проведении в республике в начале 1997 г. президентских выборов. Эти необдуманные соглашения («Хасавьюртовские договоренности») как показали последующие события были глубоко ошибочными со стороны федерального центра и привели в дальнейшем к трагическим последствиям. Состоявшиеся в Чечне в начале 1997 г. выборы принесли победу А. Масхадову. Решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено до 2000 г. Федеральные войска начали покидать Чечню. Однако соглашение, подписанное в августе 1996 г. поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода республики из состава Российской Федерации, но и вовлечь в этот процесс другие северо-кавказские регионы России, прежде всего Дагестан. В борьбе за свои интересы руководители сепаратистов не гнушались ничем, в том числе интересами собственного населения, они встали на путь террора и беззакония. В эффективности этого средства борьбы с людьми лидеры Ичкерии убедились в 1995-1996 гг. Захватывая больницы с тысячами безвинных заложников в городах Буденновске и Кизляре, террористы пытались добиться от правительства России уступок. В 1997-1999 гг. все северо-кавказские регионы России страдали от бесчинств, грабежей и насилия банд наемников-террористов, которые грабили поезда, разоряли населенные пункты, наладили сеть по торговле людьми. В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жилой дом в Буйнакске (Дагестан), в сентябре 1999 г. – два жилых дома в Москве и жилой дом в Волгодонске (Ростовская область). Терпение руководства России иссякло. Хасавьюртовские договоренности с сепаратистами были признаны ошибочными и расторгнуты. В сентябре 1999 г. правительство России начало широкомасштабную антитеррористическую операцию в Чечне. К весне 2000 г. широкомасштабные боевые операции в Чечне были прекращены. Но боевики продолжали проводить террористические акты и диверсии. Правительство России с начала 2000 г. поставило задачу восстановления в Чечне экономической и социально-политической жизни. Выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы 1996 г. На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые "ущемляли" интересы страны. Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом Россия" объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения. 17 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. В выборах приняли участие 64% населения страны. В состав Думы вошло 450 депутатов. За места в нижней палате парламента вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырем из них удалось преодолеть 5% барьер. Больше всего голосов получила КПРФ - более 22%, на втором месте оказалась ЛДПР - 11%, на третьем - правительственный блок "Наш дом - Россия" во главе с премьер-министром В.С. Черномырдиным. За блок "Яблоко" Г.А. Явлинского проголосовало 7% избирателей, принявших участие в выборах. Потерпело поражение политическое объединение Е.Т. Гайдара "Демократический выбор России – объединенные демократы", получив менее 5% голосов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |