Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы. Политика организаций во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность организаций управлять в позитивном плане своими отношениями с




Введение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Политика организаций во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность организаций управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

Уровень послепродажного обслуживания.

Уровень рекламной деятельности.

Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей).

 

на тему: Социология как система научного знания
__________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________социология____________________________

(наименование дисциплины)

 

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

 

Санкт-Петербург

 

Общество не всегда хочет знать правду о самом себе, по многим вопросам оно предпочитает оставаться в неведении, жить в царстве удобных мифов. И это тоже отнюдь не новость для социологов - о данной особенности общественного сознания им поведал еще Вильфредо Парето.

Что такое, по-вашему, социология?

Виктор Воронков (директор Центра независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС), вице-президент EART (Европейской ассоциации исследователей трансформации):

Социология – это наука о правилах, по которым живет общество, те или иные социальные среды.

Правила – здесь, конечно, понимаются как законы.

 

 

 

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура, функции и методы социологии.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: объект социологии, предмет социологии, макросоциология, микросоциология, эмпирическая социология, теоретическая социология, теория среднего уровня, фундаментальная социология, прикладная социология.

 

 

1. Объект и предмет социологии

С древнейших времен человек задавался множеством вопросов, касающихся не только его существования в физическом, природном мире, но и внутри коллектива себе подобных. Действительно, почему люди объединяются в племена, поселения, общности, группы? Что заставляет их сотрудничать или враждовать между собой? Почему есть разделение на богатых и бедных? Как можно управлять такими огромными массами людей, как, например, население страны?

Поиск ответов на эти и многие другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свои взгляды на человека и общество, в котором он живет. Уже в те далекие времена люди пытались объяснить свое поведение и повседневную жизнь посредством теоретических моделей.

Действительно, нет другой науки об обществе, так тесно соприкасающейся с жизнью людей, как социология. Ее интересуют экономика и политика, быт и досуг, образование и наука, семья, трудовой коллектив, преступления, крупные общественные дви­жения и многое другое. Интересы социологии многогранны, как многогранна сама общественная жизнь.

Благодаря тому, что социология является не только наукой, но и своеобразным способом мышления, способом изучения людей, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы с самых различных точек зрения, исследуя многочислен­ные срезы связей и отношений между людьми. Социология активно внедряется в основные сферы общественной жизни. Она изучает учебу, работу, быт, свободное время, общественную деятельность. Нет ни одной социальной группы, которая не находилась бы в фо­кусе внимания социологов. Именно поэтому предметом социологии является повседневная жизнь обычных людей'.

Консультации Социология Психология Политология Библиотечное дело История География Экономика Коммуникации Антропология

Вот, например, лишь некоторые проблемы, над которыми работают социологи:

• Социодинамика музыкальной культуры.

• Социологический анализ рынка образовательных услуг.

• Молодежный сленг: социолингвистический анализ.

• Социальные и психологические последствия безработицы.

Социальные службы Уголовное право Административное право Реклама Отношения в коллективе Менеджмент Маркетинг Радиовещание

• Наркомания в молодежной среде.

• Профессиональные проблемы преподавателей высшей школы.

• Средний класс в структуре современного российского обще­ства.

• Социология туризма.

• Сексуальное поведение как социокультурная проблема.

• Эффективность рекламы: социологический анализ.

• Социодинамика компьютерной культуры.

•Диагностика искренности респондентов в социологическом

исследовании.

• Язык и власть: элементы социолингвистического анализа.

Именно благодаря тому, что социология изучает все сферы человеческого взаимодействия, социологическое образование тре­буется во многих областях профессиональной деятельности (рис. 1).

Тем не менее получить объяснение всех социальных процес­сов, явлений и фактов социального поведения людей можно только на основе глубоких научных исследований, которые не оторваны от реальных, конкретных проблем современного общества и в тоже время позволяют получить научное, обоснованное знание и представление о путях их решения. Вот, например, некоторые выводы, предложенные социологами в результате изучения тех или иных социальных проблем.

Прежде чем описать предметную область социологии по су­ществу, следует отметить, что предмет науки не может быть ста­бильным. Он находится в постоянном движении, развитии. Его становление зависит от двух факторов: прогресса самого науч­ного знания, с одной стороны, и меняющихся потребностей общества, с другой. Поэтому наша задача — выяснить, не каков предмет социологии вообще, а каков он в частности, на данном уровне развития мировой науки и в данных конкретно-истори­ческих условиях. В связи с этим сделаем небольшой историчес­кий экскурс и выясним, когда и почему появилась социология как наука.

В 30-е годы XIX в. в своем 6-томном труде «Курс позитивной философии» французский философ Огюст Конт выступил с призывом к созданию новой науки, которую он первоначально назвал «социальной физикой». Однако в связи с тем, что данный термин уже, как выяснилось, использовался в работах франко-бельгийского ученого А. Кеттле для обозначения статистики, О. Конт дает новой науке иное название — «социология». Согласно его представлениям, социология должна объединить все знания об обществе как о едином организме и дать им строгую научную основу. Последнее требование предполагало, что эта наука должна основывать­ся на изучении и проверке реальных фактов, а не на умозрительных построениях, которыми повсеместно пользовались философы, историки, представители политико-юридической мысли того времени. Иными словами, социология возникла, с одной стороны, как наука об обществе — целостной системе, а с другой — как «позитивная» наука, основанная на инструментальных мето­дах познания, заимствованных из естественных наук.

По мнению О. Конта, социология должна коренным образом отличаться от «негативной» философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, а не путем строгого анализа фак­тов и научных обобщений, а также быть непохожей на психологию, которая исследует индивидуальные, а не типические прояв­ления социального поведения и взаимодействия людей. Так у новой науки появилось название и в общих чертах были обозначены объект и предмет изучения. О. Конт, по меткому замечанию русско-американского социолога Н. С. Тимашева, дал социологии имя и программу.

Термин «социология» происходит от двух древних слов и буквально переводится как наука об обществе (лат. societas — обще­ство, греч. logos — наука, учение). Однако история, психология, демография, экономика, этика тоже изучают общество и отношения людей, их деятельность, производство и потребление, труд и досуг, структуру и организацию человеческой жизни, судьбы людей. Как всякая наука, социология формировалась исторически, вырабатывая свой собственный подход к анализу общества. Попытаемся разобраться, в чем специфика этого подхода.

Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шел сложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено?

Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, в эпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегодня человечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что есть общество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть только конкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единое социологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации.

Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна ис­следовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня'.

Уже в XIX веке общество совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские построения, его становление и развитие не поддавалось рациональной трактовке и научному объяснению. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

Хотя древние цивилизации и молодая европейская (античная) культура имели довольно развитые теории о «правильной» социальной организации и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства. Классические представления о природе человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общественной реальностью, но они оказались недостаточными для объяснения человеческого мира, в котором появились новые правила игры.

В результате потребовалась новая наука, призванная ответить на многие вопросы, волновавшие человечество. Ее объектом выступает общество современного типа.

Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки.

На протяжении столетия в определении предмета социологии противоборствуют два основных, трудно согласующихся течения: макросоциология и микросоциология. «Макротеоретики» оперируют глобальными, предельно широкими понятиями общества, куль­туры, социальных институтов, социальных систем и структур, масштабных социальных процессов. «Микросоциологи» работают с понятиями социального поведения, «акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, моти­вацию, стимулы групповых действий и т.д».

В этом отношении весьма показательными являются следую­щие определения социологии, взятые из современных англо-аме­риканских учебников для студентов. Приведем некоторые из них.

1. «Социология — это наука об обществе, группах и социаль­ном поведении» (Л. и Д. Брум, 1990 г.).

2. «Социология — это научное изучение образцов человечес­кого взаимодействия» (Д. Чемпион, С. Курт, 1984 г.).

3. «Социология — это наука об обществе в целом, социальных структурах и их системах» (А. Гидденс, 1988 г.).

4. «Социология — это наука о методах исследования челове­ческого поведения» (Ст. Мур, Б. Хендри, 1986 г.).

5. Анализ этих определений показывает, что на сегодняшний день в мировой социологии окончательно сложились два разных под­хода к пониманию предмета нашей науки: макро- и микросоциологический. Вот как, например, описывает их американский со­циолог Дж. Вандер Занден:

6. «Следует различать... «микро», или маломасштабные, аспекты социальной жизни и «макро», или крупномасштабные, структур­ные компоненты. Если мы последуем за первым подходом и при­смотримся поближе к поведению, то увидим, что происходит, когда люди взаимодействуют между собой непосредственно. Мы называем этот уровень микросоциологией, где «микро» означает «малый», как в слове микроскоп. Микросоциология включает де­тальное изучение того, что люди говорят, делают и думают в их повседневной жизни. Микросоциология, таким образом, имеет дело с повседневностью.

7. С другой стороны, мы можем обратить наш социологический взор на «большую картину» и изучать социальные группы и об­щества. Когда мы рассматриваем жизнь на этом уровне, каждая личность есть просто точка среди многих других точек, которые образуют картину больших размеров, так же как и в случае с точками на телевизионном экране. Этот подход называется макросоциологией, где «макро» означает «большой». Макросоциология фокусируется на крупномасштабных явлениях и долговременных социальных процессах, включая государство, класс, семью, экономику, культуру и общество. На этом уровне мы обращаем внимание на взаимосвязь между экономическими и политическими процессами в обществе, на изменение в структуре религиозных сект, влияние компьютерных технологий на рабочую силу, сдвиги в расовом и этническом составе общества, модернизацию в третьем мире или на динамику межгруппового соперничества» Таким образом, в рамках макросоциологического подхода социология понимается как наука о целостной общественной сис­теме, а также законах ее функционирования и развития (человек здесь как бы в тени, его заслоняют макроструктуры). В рамках микроподхода — как наука о массовых социальных процессах и массовом поведении.

8. Изначально социология возникла как единая, «монопарадигмальная», наука, однако на рубеже XIX и XX веков в ней появля­ются уже два направления, которые окончательно сложились в 1920-е годы и тогда же получили пространственно-географичес­кое закрепление. В европейских странах социология почти повсе­местно истолковывается с «макропозиций», как наука об обще­стве в его системной целостности. В США и Англии утверждается традиция микроистолкования социологии как поведенческой на­уки, основанной на строгой эмпирической базе и естественно­научных методах, причем вплоть до середины XX в., как отмечает В.А. Ядов, эти направления в нашей науке существовали как от­носительно «чистые линии», т. е. без примесей иной традиции.

Вместе с тем макро- и микросоциологию нельзя отрывать друг от друга, поскольку вместе они отражают сложный и противоре­чивый социальный мир, существующий на двух разных уровнях. Попытка жесткого их противопоставления привела в конце 1940-х годов к глубокому структурному кризису в мировой социологии, когда под вопрос было поставлено само ее существование как единой науки. Общество как особое надындивидуальное образо­вание, как макросистема складывается из повторяющихся образ­цов межличностных взаимодействий на микроуровне. Поскольку «первокирпичиками» любого общества выступают социальные взаимодействия между людьми, объединенными в общности, то именно последние и составляют специфический предмет социо­логической науки.

«Социальная общность — это такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена сходством их интересов, усло­вий бытия и деятельности, близостью взглядов, верований и субъективных представлений». Именно в социальной общности соединяются два подхода к определению предмета социологии. В этом понятии присутствует и личностный, индивидуальный компонент социального (массовые процессы, взаимодействие между ними) и всеобщие формы социальной организации (культура, соци­альные институты, структура и т.д.). К социальным общностям относятся, с одной стороны, профессиональные, социально-классовые, социально-этнические, территориальные, государствен­ные объединения, семья, человечество в целом, с другой — ма­лые группы, в основе которых лежат не глобальные социальные процессы, а межличностные взаимодействия.

Итак, социология — наука о становлении, развитии и функцио­нировании социальных общностей, социальных организаций и соци­альных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между социальными общностями, между индивидом и общностью, наука о закономерностях социальных действий и массо­вого поведения.

Социология исследует общее, типичное, часто встречающее­ся в отношениях и взаимодействиях между индивидами и соци­альными объединениями. Социология — это способ познания со­вместных форм человеческой жизнедеятельности, а именно, вза­имосвязей между индивидами, коллективного поведения, законов, регулирующих эти взаимодействия, социальных институтов и структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.