КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс воспитания в вузе
Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения. Цели воспитания в вузе: 1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей. 2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений. 3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза. 4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества. 5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений. 6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков. 7. Расширение мировоззрения будущих специалистов. 8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами. Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей: - комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов;
- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой; - обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д. В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна и др. Эффективность воспитательной системы в немалой степени зависит от того, насколько гуманистичны отношения в образовательном учреждении. Для формирования гуманистических отношений в учебном заведении большое значение приобретают возможности для положительного самоутверждения и студентов, и сотрудников. Широкое поле для самореализации предоставляют художественное и техническое творчество, исследовательская работа, лидерство.
Список рекомендуемой литературы:
основная литература 1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/ под ред. Е.С.Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. 3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. 4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общество России, 1999. 5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 2002
6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. пособие для пед. вузов / М.М. Левина; Межд. акад. наук пед. образов. – М.: Академия, 2001. 7.
дополнительная литература 8. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина. – Казань: КГЭУ, 2008. – 160 с. 9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие / И.Ф. Исаев. – М.:2004. – 208с. 10. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие / А.А. Лобанов. – 2-е изд., стер. – М.:Академия,2004. – 192с. 11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебник / под ред. С.А. Смирнова. – 5-е изд., стер. – М.:Академия,2004. – 512с 12. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд.,стер. – М.:Академия, 2007. – 288с. 13. Ханафина Э.М. Методические указания к лабораторной работе по выбору индивидуальной траектории преподавателем вуза. / Э.М. Ханафина. – Казань: КГЭУ, 2004. 14. Абрамова Г.А., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С.30-106. 15. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическому занятию с использованием кейс-метода./ www.marketing.spb.ru 16. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.47-48, С.56-66.. 17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 127-130. 18. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод. / www.hr-training.net 19. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2000. – 501 с. 20. Антипова В.М. Уровни проблемности в вузовской лекции / Научно-методические основы проблемного обучения. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.58-64. 21. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 114-117. 22. Шантуров А.Г. Вузовская лекция. – Иркутск, 1994. – С. 166-184, 116-130 23. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общ-во России, 1999. – С. 235-241, С. 253-256. 24. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003.
25. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003. – С.49-63. 26. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 117- 125. 27. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002. – 224 с. 28. Логунов А.П., Саенко Г.Ф. Построение семинарских занятий на проблемной основе и их роль в приобщении студентов к интеллектуальному сотрудничеству/ Научно-методические основы проблемного обучения в вузе. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.104-109. 29. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М: Академия, 2001. – 272 с. 30. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.224-233. 31. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузах: Метод. пособие / Стефановская Т. А. – М.: Совершенство, 2000. – 271 с. 32. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с. 33. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2002. 34. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Изд-во «Народное образование», 2000. 35. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с. 36. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С.123-135. 37. Хубаев Г.О. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Высшее образование в России, 1996, № 1. – С.122. 38. Селевко К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие – М.: народное образование, 1998. – 256 с. 39. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – 180 с. 40. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М., 1981. 41. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению: Учеб. пособие / М.Г. Голубчикова. – Изд.3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. – С 26-42.
42. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 1998. 43. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с. 44. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М.: Аспект Пресс, 1995. 45. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. 46. Шестак Н. В. Высшая школа: технология обучения: [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000. – 77 с. 47. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пел. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с. 48. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. 49. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с. 50. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Совершенство, 1998. –362 с. 51. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие. – М.: Academia, 1998. – 170 с. 52. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с. 53. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Пед. общество России, 1999. – 320 с. 54. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский псих.-социальный институт: Флинта, 1998. – 368 с.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Методы обучения – это …
2. Исходные положения о способе достижения дидактической цели – это … обучения.
3. Андрогогический принцип совместной деятельности включает следующее правило ….
4. Суть проблемной лекции заключается в...
5. Назовите не менее 2 требований к проведению лабораторных занятий.
6. Правила – оптимизировать работу студента (объем); комментировать домашнее задание соответствуют принципу: а) научности б) связи теории с практикой в) системности и последовательности г) прочности знаний д) сознательности и активности е) доступности и посильности ж) наглядности з) профессиональной направленности
7. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
8. В широком смысле под системой знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру понимается … образования.
9. Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие виды относятся к группе лекций: а) по общим целям б) по научному уровню в) по дидактическим задачам г) по способу изложения материала
10. Установите соответствие лекций и их описание
11. Обучение – это …
12. Принцип научности включает следующее правила ….
13. Андрогогический принцип индивидуальности включает следующее правило ….
14. Разновидностью чтения лекции сразу двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента), называется... лекция.
15. К эпизодическим ФОО относятся …
16. Правила – обучать приемам умственной работы; излагать материал эмоционально соответствуют принципу: а) научности б) связи теории с практикой в) системности и последовательности г) прочности знаний д) сознательности и активности е) доступности и посильности ж) наглядности з) профессиональной направленности
17. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
18. Наука о динамике и развитии человеческого потенциала (с греч., вершина творческого роста) называется ….
19. Влияние на формирование личностных качеств во время лекции заключается в функции: а) ориентирующей б) развивающей в) воспитывающей г) убеждающей д) стимулирующей
20. Раздел ГОС, в котором определены виды и задачи профессиональной деятельности выпускника: а) общая характеристика направления подготовки специалиста б) требования к уровню подготовки абитуриента в) общие требования к основной образовательной программе г) требования к обязательному минимуму содержания
21. Образование – это …
22. Принцип наглядности включает следующее правило ….
23. Андрогогический принцип опоры на опыт обучающегося включает следующее правило ….
24. Одно из требований, предъявляемых к проведению бинарной лекции, заключается в...
25. Установите соответствие видов и целей самостоятельной работы студентов:
26. Стимулирование познавательной активности студентов и их самостоятельности относятся к правилам следующего принципа: а) научности б) связи теории с практикой в) системности и последовательности г) прочности знаний д) сознательности и активности е) доступности и посильности ж) наглядности з) профессиональной направленности
27. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
28. Требование к содержанию современного высшего образования указывающее на приоритет общечеловеческих ценностей, проникновение гуманитарного знания в негуманитарные дисциплины, является принципом …
29. Академические и популярные виды относятся к группе лекций: а) по общим целям б) по научному уровню в) по дидактическим задачам г) по способу изложения материала
30. Собственно семинар может проводиться в 2 формах – в виде: а) развернутой беседы по заранее известному плану б) выполнения лабораторной работы в) изложения нового учебного материала г) небольших докладов студентов д) проведение научных исследований
31 Формы организации обучения – это ….
32. Принцип природосообразности включает следующее правило …
33. Андрогогический принцип контекстности включает следующее правило …
34. Лекция, рассчитанная на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической), называется лекцией...
35. Установите соответствие видов самостоятельной работы студентов.
36. Правило – устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии соответствует принципу: а) научности б) связи теории с практикой в) системности и последовательности г) прочности знаний д) сознательности и активности е) доступности и посильности ж) наглядности з) профессиональной направленности
37. Выберите два принципа андрогогического обучения: а) совместной деятельности б) систематичности и последовательности в) наглядности г) доступности и посильности д) опоры на опыт обучающегося
38. Требование к содержанию современного высшего образования, указывающее на ориентацию на профессионализм, саморазвитие, стабильность высоких результатов, является: а) фундаментальность б) синергетический подход в) акмеологический подход г) гуманизация
39. Лекция, суть которой заключается в систематизации научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей за исключением детализации и конкретизации, называется …
40. Нормативная база, которая устанавливает содержание образования определенного уровня и направления, составляется учеными, методистами и утверждается органами управления образования или УМО, называется …
41. Средства обучения – это …
42. Принцип профессиональной направленности включает следующее правило ….
43. Раздел педагогики, который изучает вопросы обучения и воспитания взрослого человека, называется …
44. К задачам лекции с заранее запланированными ошибками относятся....
45. Формой организации обучения, которая интегрирует теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера, является …
46. Формирование профессионально значимых качеств у студентов относится к правилам следующего принципа: а) научности б) связи теории с практикой в) системности и последовательности г) прочности знаний д) сознательности и активности е) доступности и посильности ж) наглядности з) профессиональной направленности
47. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
48. Специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человека, необходимого для успешной профессиональной деятельности в какой-либо сфере, называется … образования.
49. На лекции акцент на системе доказательств проявляется в … функции а) систематизирующей б) развивающей в) воспитывающей г) убеждающей
50. Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности) виды относятся к группе лекций: а) по общим целям б) по научному уровню в) по дидактическим задачам г) по способу изложения материала
51. Использование разнообразных средств, методов, технологий обучения для придания свойств профессиональной направленности относятся к правилам следующего принципа: а) научности б) связи теории с практикой в) системности и последовательности г) прочности знаний д) сознательности и активности е) доступности и посильности ж) наглядности з) профессиональной направленности
52. Требование к содержанию современного высшего образования, указывающее на возрастающую роль межпредметных связей, формирование у студентов целостного представления о научной системе (теории), ее структуре и ее отдельных элементах, соответствует … подходу.
53. Монологические, бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции относятся к группе лекций: а) по общим целям б) по научному уровню в) по дидактическим задачам г) по способу изложения материала
Учебное издание
Педагогика высшей школы
Конспект лекций Часть 1
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования КГЭУ
Редактор издательского отдела Компьютерная верстка
Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага «Business». Гарнитура «Times». Вид печати РОМ. Усл.печ.л.. Уч.-изд.л.. Тираж 100 экз. Заказ
Издательский отдел КГЭУ, 420066, Казань, Красносельская, 51 Типография КГЭУ, 420066, Казань, Красносельская, 51
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |