Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вход Выход

(ресурсы) (продукция)

 

 

Информация

 
 


Рисунок 2. Каноническая модель организации

Вход процесса представлен совокупностью четырех видов потребляемых ресурсов:

· трудовые ресурсы (профессионально трудоспособное население, отвечающее требованиям данного производственного процесса);

· материальные (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие);

· энергетические (электроэнергия, тепловая энергия, топливо);

· финансовые (кредиты, инвестиции).

Выход процесса - готовая продукция (товары или услуги).

Организация свободно обменивается информацией с внешней средой, но эта информация касается только организации и функционирования производственного процесса.

Технология, как способ, который позволяет осуществить трансформацию, имеет определяющее значение.

Производство (трансформация) характеризуется зависимостью между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени. Осуществляя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (наем рабочих, закупка сырья и оборудование, плата за землю и т. п.) предприятие стремится к организации такого процесса, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами. Минимизация издержек производства определяет пути повышения его эффективности. Параметры производственной функции определяются теми конкретными технологическими процессами, которые используются для производства продукции, а главная задача, которую решает фирма - найти такие объемы и соотношения ресурсов, которые позволили бы установить цену на продукцию, максимизирующую прибыль фирмы.

Существует и другой взгляд на классификацию процессов, происходящих в организации. В качестве критерия классификации принята та роль, которую играют эти процессы в создании новых ценностей. По этому критерию все процессы в организации, как совокупность действий, направленную на преобразование ресурсов в готовую продукцию можно разделить на:

· первичные, или основные, непосредственно связанные с производством продукции (поставка сырья и материалов ® собственно производственный процесс ® сбыт продукции ® сервисное обслуживание);

· вторичные, или обеспечивающие, необходимые для реализации первых (снабжение ® технологическое развитие ® управление персоналом);

· управленческие, устанавливающие направления, цели и порядок протекания первых двух групп процессов.

В канонической модели совокупность внутриорганизационных факторов определяет жизнедеятельность организации.

Инвайронментальные модели организации – совокупность концепций организации, основанных на специфике ее взаимоотношений с внешней средой. Ускорение изменений во внешней среде организаций, возрастание конкуренции за ресурсы и на товарных рынках, развитие информационных сетей сместили внимание управленцев с внутренней среды предприятия во внешнюю. Именно изменения во внешней среде ставит необходимость изменять характеристики входа (виды потребляемой информации, энергии, ресурса) и выхода (вид системного продукта) системы в условиях насыщенного и перенасыщенного рынка.

В инвайронментальных моделях внешняя среда организации рассматривается как совокупность факторов, влияющих на ее жизнедеятельность. Считается, что существует взаимосвязь и взаимозависимость подсистем предприятия и самого предприятия как системы в целом с внешней средой. В связи с этим выделяют внешнюю и внутреннею среду организации. Границы между организацией и внешней средой весьма условны. Определение границ организации – серьезная научная и практическая проблема. Большинство исследователей придерживается мнения, что граница организации не всегда точно и бесспорно определяется юридической нормой и формальной структурой. Большинство исследователей считают, что основным признаком, по которому проходит разграничение - это наличие более жестких связей внутри самой системы, чем связей между системой и внешней средой, с которой она вступает в непосредственное взаимодействие. Часть своих функций организация может передавать во внешнюю среду, тем более, что специализированные организации могут выполнять эти функции более профессионально при сравнимых затратах на ее осуществление вне и внутри организации (например юридическая защита, обеспечение безопасности и др.). Жесткость связи определяет меру управленческого воздействия, а значит степень управляемости. Таким образом, границы организации устанавливаются исходя из сложившейся ситуации и специфики задач, стоящих перед управлением.

Считается, что внешняя среда организации более сложная, чем ее внутренняя среда.

В настоящее время нет единого представления о природе внешней среды организации. В зависимости от того, как трактуется взаимосвязь «организация - внешняя среда», можно выделить следующие концепции организации: стратегическую, институциональную и эволюционную.

Стратегическая концепция организации. Вклад в ее развитие внесли П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик. Базисной стала концепция И. Ансоффа, которая получила название теория стратегического управления. Ее появление в конце 60-х годов было обусловлено ускорением темпов научно-технического прогресса, усилением интенсивности конкуренции, увеличением скорости протекания экономических процессов. Прорывные инновации, значительно повышая конкурентоспособность продукции, приводили к изменениям в структуре отраслевой экономике, переделу рынка. Организация уже не могла оставаться пассивной структурой экономики, и эффективность ее функционирования ставится в прямую зависимость от умения адаптироваться к условиям внешней среды. Эффективность развития – в зависимость от перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем. Сознательная адаптация к внешней среде осуществляется через разработку стратегии как осознанной, опережающей реакции на ее прогнозируемые изменения. В сферу планирования подключается разработка стратегии, которая становится его сущностной основой и определяет траекторию развития экономической организации на плановый горизонт, величина которого зависит от величины привлекаемых ресурсов. Желание снизить зависимость от организаций, поставляющих ресурсы, включает механизмы интеграции. Желание повысить устойчивость фирмы к неблагоприятным изменениям внешней среды – подталкивает к стратегии диверсификации.

Уровень амбиций предприятия зависит от ее потенциала, как совокупности стратегических ресурсов организации и источников их пополнения.

Разработка стратегии взаимодействия с внешней средой ставит вопрос не только о ее тщательном анализе на предмет выявления «угроз» и «возможностей» со стороны значимых факторов внешней среды, но и прогнозирования их влияния на будущую деятельность фирмы. Какие бы цели предприятие себе ни ставило: выживание, стабилизация, рост, оно вынуждено быть маневренным, чтобы какие-то «угрозы» внешней среды обойти, устойчивым, чтобы каким-то «угрозам» противостоять, сохраняя при этом качественную определенность. Гибкость необходима, чтобы использовать предоставляемые внешней средой «возможности». Потенциал предприятия может быть повышен, через укрепление «сильных» сторон и их использование и усиление «слабых». Если эти условия выполняются, предприятие сохраняет конкурентоспособность, которая является практическим результатом эффективного управления. Стратегическое управление - это новая технология управления, которая придает осмысленность действий в условиях нестабильной внешней среды и ее неопределенности во времени.

Конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе зависит от ее способности обеспечить потенциал прибыли, поэтому особое внимание уделяется воспроизводственной функции и экономному использованию всех видов ресурсов, необходимых для производства конкурентоспособной продукции.

И тогда, стратегическое управлениеуправление стратегическими ресурсами организации по обеспечению потенциала прибыли. А организация - совокупность стратегических ресурсов, т.е. ресурсов, обеспечивающих достижение цели организации в рамках разработанной стратегии.

Организационная структура закрепляет ограниченные ресурсы предприятия сообразно структуре целей и стратегий их достижения, поэтому особое внимание уделяется организационно-структурному потенциалу предприятия. Изменение стратегии взаимодействия с внешней средой требует изменения ее организационных характеристик, что приводит к необходимости организационных изменений (перестройки структуры).

Особое внимание в данной концепции уделяется корпоративной культуре, которая оказывает определяющее влияние на эффективность функционирования и развития организации. «Отличительной особенностью «великолепных компаний» (термин введен Т. Питерсом и Р. Уоттерменом) является симбиоз деловой стратегии и корпоративной культуры. Глубокая заинтересованность и самоотдача в работе зачастую выступают как духовные критерии делового успеха»[8].

Культура организации, включающая систему ценностей, ориентированную на качества, способствует повышению конкурентоспособности продукции. Эффективность организации ставится в зависимость от эффективности использования потенциала ее членов.

Институциональная концепция организации (П. ДиМаджио, Дж. Мейер, Б. Роуэн, Дуглас Норт.) рассматривает внешнее окружение организации, прежде всего, как социокультурную среду, институты которой (обычаи, традиции, нормы поведения) определяют формы и поведение организаций. Институциональная концепция организации в современной интерпретации получила название неоинституциональной теории организации (конец 70-х гг.). Согласно этой теории, процесс адаптации к внешней среде принимает форму социокультурной адаптации. Если для канонической модели, среда - это система большего порядка, из которой организация получает ресурсы и в которую отдает системный продукт, то с позиций институционального подхода внешняя среда - это, прежде всего социокультурная система, регулируемая формальными законами и системой, принятых в обществе, институциональных ограничений (договоры, нормы поведения). Организация рассматривается как самовозникающий и нормативно поддерживаемый институт, выживание которого ставится в зависимость от его институциональной идентичности с системой большего порядка, которая определяет условия возникновения, функционирования и развития организации. В связи с этим, организация вынуждена стратегию взаимодействия с внешней средой и внутренний организационный порядок соотносить с нормами институциональной среды. Считается, что не потребность в координации и контроле за деятельностью людей в организации служит основой формирования организационной структуры, а принятые в обществе нормы и правила, которые координируют поведение людей и осуществляют функцию контроля.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Норд в своих работах (конец 80-х – начало 90-х) показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, как только институциональные факторы будут сдерживать развитие производственных факторов. Условием выживания и развития организации становится ее высокая адаптивность к внешней среде, что обеспечивается гибкостью организационной структуры.

Эффективность деятельности организации также зависит от степени ее адаптивности к внешней среде, а поскольку все взаимоотношения субъектов регулируются формальными договорами и неформальными правилами, организации помимо трансформационных издержек, связанных с преобразованием ресурсов в продукты, вынуждены производить затраты на информацию о состоянии рынка и осуществление рыночных сделок или трансакции, которые становятся сравнимы или даже превышают трансформационные издержки. Термин трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) был введен лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Роналдом Коузом.

Таким образом, фирма, как субъект рыночной экономики, производит два вида издержек, которые и определяют эффективность ее функционирования. Стратегия развитие резко увеличивает трансакционные издержки и требует особой институциональной среды.

Эволюционная концепция организации. (М. Ханнон, Дж. Фримен, Дж. Кэррол) - биосоциальный подход к организации, получившей развитие в начале 80-х годов. Организация рассматривается как член делового сообщества, которая эволюционирует вместе с ним, сохраняя при этом достаточно высокую степень автономии. Сама организация рассматривается как биологическая популяция, поведение которой объясняется набором социокультурных образцов, выработанных и принятых ее членами. Этот набор правил, традиций, процедур принятия решений, получивший название «рутин», определяет индивидуальность каждой организации и способы реагирования на воздействия внешней среды. Ее адаптационные возможности обуславливаются не столько рациональным выбором, сколько сложившимся репертуаром (набором рутин), что не мешает ей быть гибкой и динамичной. Организационная популяция создает свои культурно-обусловленные ограничения и способы реагирования на изменения внешней среды, что обеспечивает ей определенный уровень социального порядка. Такая организация функционирует и живет по своим законам. Организационный порядок устанавливается через институализацию реально сложившихся отношений в организации.

Поддержание подвижного равновесия с внешней средой (сохранение гомеостазиса) определяется сложившимся «репертуаром», набором рутин, который обновляется в связи с эволюцией самой организации, что делает ее высокоадаптивной. Таким образом, развитие организации обусловлено расширением ее социокультурного репертуара.

Основные модели организации представлены в таблице 5.

 

 


Таблица 5

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление теории организации как научной дисциплины | Основные модели организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.