Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веберовская методология социального познания

 

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, социолог, юрист, историк и философ, внесший фундаментальный вклад в каждую из этих дисциплин. Поэтому энциклопедист Вебер – это уникальное явление даже в социогуманитарных науках. Его эрудицию не с кем сравнить, а влияние на современное обществознание трудно переоценить: неслучайно иногда его называют «буржуазным Марксом». Вебер – классический тип кабинетного ученого, исследователя и преподавателя, который прерывал свои напряженные занятия только два раза – в связи с болезнью (вызванной перенапряжением физических и духовных сил) и в связи с первой мировой войной[11].

Работы Вебера относятся к следующим основным направлениям:

(1) методологические исследования – принципы познания социальных наук, объект, предмет и метод социологии;

(2) историко - экономические исследования – история античного сельского хозяйства, общая история экономики, …

(3) теория генезиса и функционирования капитализма – изложенная по большей части в его шедевре – работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905);

(4) главная работа Вебера – трактат по общей социологии «Хозяйство и общество», опубликованный после смерти автора.

Начнем с веберовской методологии познания социальных явлений.

В первой лекции мы уже отмечали, что Вебер был основателем «субъективистского» подхода к предмету социологии. Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных терминов - «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. В научном отношении эти понятия малопродуктивны, поскольку у них нет «объективных референтов».

«Субъективизм» М. Вебера был сознательно направлен против К.Маркса и Э.Дюркгейма. Недаром Вебера до сих пор называют «буржуазным Марксом». По Веберу, подлинным субъектом исторического процесса являются не классы и не нации, а отдельные индивиды.

Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Но, в отличие от психологии, социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.

Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивы поведения человека, стоящие за его поступками. «Действием следует называть человеческое поведение (безразлично, деяние или недеяние), если и поскольку действующий связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но “социальным действием” следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» (М.Вебер).

Þ Ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов социального действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды.

Þ Из подобного подхода к предмету социологии (направленному на изучение мотивов человеческого поведения) и к понятию социального действия вытекает следующая классификация основных типов социального действия. Эти типы различаются по степени рациональности, т.е. по степени осознанности, обдуманности своих поступков. Вебер выделял 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Самое рациональное – целерациональное действие, самое иррациональное, нерациональное – действие аффективное.

(1) Целерациональное социальное действие – когда действующий, «актор», прекрасно осознает свои цели, «знает, что он хочет» и выбирает такие средства достижения поставленных целей, которые ведут к ним кратчайшим образом, которые наиболее «эффективны». Пример целерационального действия - поведение капитана корабля, биржевого спекулянта, инженера, продавца в магазине, который пытается «всучить» клиенту лежалый товар, и т.д.

(2) Ценностнорациональное социальное действие – когда «актор» ведет себя в соответствии с определенными этическими или эстетическими ценностями, совершает «красивый» поступок. Например, отстаивает свое мужское достоинство в драке (на дуэли), подает нищему милостыню, сражается за Родину и т.д.

(3) Традиционное социальное действие – когда актор ведет себя в соответствии с определенной культурной – классовой, национальной, семейной – традицией. Он совершает определенный поступок – скажем, женится на девушке из определенного круга (хотя видел ее только один раз до свадьбы) – потому, что «все в нашей семье так делали», «так в нашем ауле заведено» и т.д.

(4) Аффективное социальное действие – когда поступок совершается «в состоянии аффекта», т.е. когда актор «не ведает, что творит». Скажем, многие подростки сначала совершают преступления, а затем, уже в отделении милиции, задаются вопросом: «Ну зачем я это сделал!?»

 

Необходимо отметить, что типы (1) – (4) – это идеальные типы. В чистом виде они чаще всего встречаются только в абстракции, на страницах художественных произведений или газетных передовиц. Реальное социальное действие содержит, как правило, несколько типов одновременно; при этом, конечно, какой-то один тип доминирует, является преобладающим.

*[Эти доводы были обобщены Вебером в понятиях «исторического» и «социологического» идеальных типов[12]. Последние, по Веберу, сильно напоминают кантовские априорные категории и не столько отражают находящуюся вне человека социальную реальность, сколько являются конструктами, инструментами познания, средствами упорядочения фактического материала. Поэтому такое понятие теоретической социологии как «феодализм», «церковь», «хозяйство» и т.д. не следует понимать слишком буквально. «Феодализм» как идеальный тип просто сконструирован историками для того, чтобы изучать различные общества. Берется, скажем, французское феодальное общество раннего средневековья, из него мысленно извлекаются основные черты, и создается идеальная модель феодализма вообще. Эта модель с самого начала и не претендует на то, чтобы отражать существенные черты любого феодального общества. Она просто служит для сравнения реальных обществ с идеальным типом феодализма вообще, для выявления отклонений реальных обществ от идеального типа].

С веберовской классификацией связано такое важное понятие веберовской социологии как «рационализация» - процесс возрастания упорядоченности, разумности, «просчитанности» явлений общественной жизни. Вебер считал, что рационализация – это одна из доминирующих тенденций всемирно-исторического процесса. Она сначала возникла в Западной Европе, но потом начала медленно и с большими трудностями, но неуклонно расползаться по территории земного шара.

Очень может быть, что рационализация возникла в данное время и в данном регионе совершенно случайно. Но, раз возникнув, она начинает неумолимо завоевывать себе все новые и новые территории. В Западной Европе рационализация оказалась результатом соединения в культуре ряда традиций:

- новоевропейской науки XV - XVII в.;

- рационального римского права;

- рационального способа ведения хозяйства, бухгалтерской отчетности и т.д.[13]

Фактором, позволившим синтезировать эти культурные традиции, оказался протестантизм. И здесь мы подходим к другому важному элементу творчества Вебера – к его теории капитализма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марксистская социология | Веберовская политическая социология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.