Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический очерк развития системы специального образования и оказания социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в уральском регионе

История развития отечественной системы оказания педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в течение длительного периода времени становилась предметом научного исследования, интерес к которой позволял осуществлять не только оценку результатов функционирования самой системы, но и на основе анализа внутренних процессов давать оценку развития российского общества в целом на каждом конкретном отрезке исторического времени. Вопросы истории становления и развития специальной педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья отражены в трудах Д.И.Азбукина, А.Н.Граборова, А.И.Дьячкова, Г.М.Дульнева, Х.С.Замского, В.П.Кащенко, Н.М.Назаровой, Ф.М.Новика, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошина и др. В них раскрываются различные аспекты становления и развития теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Существенное значение в исследовании процесса становления и развития государственной системы специального образования в России сыграли работы Х.С. Замского, Н.Н.Малофеева и Н.М. Назаровой, которые подвергли серьезному анализу и систематизации ход эволюции национальных систем в контексте тенденций, отражающих изменчивый характер педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в соответствии с общими и специфическими закономерностями развития мирового образовательного пространства. Сравнение процессов развития европейской и российской систем специального образования позволил авторам теоретически обосновать историческую периодизацию развития специального образования, в основе которой лежат исторические прецеденты, указывающие на существенные изменения в отношении государства к лицам с нарушениями и отклонениями в развитии.

Научное исследование Н.Н.Малофеева имеет большое значение для определения методологической основы проведения историко-генетического анализа региональных систем специального образования. Кроме того, оно позволяет сделать ряд существенных для их развития выводов:

· региональные системы специального образования должны строиться с учетом современного уровня развития педагогической науки и конкретных достижений практики специального образования в едином образовательном пространстве;

· региональный характер экономического развития и социокультурные факторы оказывают влияние на качественные преобразования в системе специального образования и уровень его развития в целом;

· историко-генетические исследования региональных особенностей в развитии специального образования позволяют своевременно выявлять наметившиеся или утвердившиеся региональные тенденции и своевременно реагировать на них на уровне науки и управления образовательными системами.

Первые научные исследования региональных особенностей развития системы специального образования на Урале были предприняты достаточно поздно – во второй половине ХХ века [Ш.Н. Нигаев, 1975]. В них рассматривалась достаточно узкая, но, вместе с тем, исключительно важная для региона научная проблема – распространенность аномалий детского развития в Свердловской области.

Первые же исторические исследования развития специального образования на Урале как научная проблема рассмотрена В.В.Коркуновым в 1998 году в работе «Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации». Однако в ней давалась только общая картина истории развития специального образования и подвергался анализу исторический отрезок времени, относящийся к последниму десятилетию ХХ веека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гетерологический подход — иная модель развития специального образования и представлений о ребенке в меняющемся педагогическом пространстве | В опеке и попечительстве в Уральском регионе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.