Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус депутата и гарантии его деятельности

Депутат – главная фигура в представительном органе власти. Именно ему избиратели доверяют представлять их интересы и выражать их волю. Они уполномочены народом осуществлять государственную власть в стране, которая в соответствии с Конституцией принадлежит народу. Участвуя от имени народа в работе представительного органа, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства.

В своей деятельности депутаты руководствуются:

n общегосударственными интересами;

n с учетом запросов населения избирательного округа;

n с учетом интересов партии или депутатского объединения, в котором состоит депутат.

Императивный мандат обязывает депутата в своей депутатской деятельности руководствоваться мнением избирателей. Свободный мандат позволяет депутату руководствоваться в своей деятельности и при голосовании своим личным мнением, он не обязан выполнять никаких наказов избирателей.

Статус членов Федерального Собрания определяется Конституцией РФ и федеральным законом от 08.05.1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Аналогичные законы разработаны в субъектах РФ.

Статус депутата — правовое положение депутата, совокупность его прав и обязанностей и гарантий его деятельности, закрепленных Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами.

Длительность полномочий депутата определяется сроком полномочий представительного органа. Государственная Дума в соответствии с Конституцией избирается на 5 лет.

 
Начало срока полномочий депутата исчисляется со дня избрания депутата, но реальное исполнение его полномочий начинается после определения результатов голосования окружной избирательной комиссией, после определения общих итогов выборов Центральной избирательной комиссией (в течение 3 недель). После этого депутат обязан подать заявление о сложении с себя полномочий, не совместимых со статусом депутата, в противном случае он обязан возместить все расходы.

Заканчиваются полномочия депутатов с момента начала работы вновь избранного представительного органа. Возможно досрочное окончание их полномочий — при роспуске Государственной Думы Президентом РФ.

Основаниями досрочного прекращения полномочий отдельных депутатов могут быть: ¨ письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; ¨ утрата депутатом российского гражданства; ¨ обвинительный приговор суда в отношении депутата; ¨ решение суда о признании депутата недееспособным; ¨ решение суда о признании депутата безвестно отсутствующим или умершим; ¨ смерть депутата; ¨ избрание депутатом иного представительного органа или выборным должностным лицом; ¨ поступление депутата на государственную, муниципальную или иную оплачиваемую службу (кроме преподавательской, научной или творческой), а также занятие предпринимательской деятельностью; ¨ призыв на военную службу с его согласия; ¨ обнаружение нарушения законодательства о выборах и признание решением суда их результатов недействительными.

Формы депутатской деятельности определяются правами и обязанностями депутата, которые имеют строго целевое назначение и служат средством выполнения поставленных перед ним задач.

Формы депутатской деятельности в представительном органе (на примере Государственной Думы): ¨ участие в заседаниях палаты; ¨ участие в совместных заседаниях палат; ¨ участие в работе комитетов и комиссий; ¨ участие в работе депутатских объединений; ¨ участие в парламентских слушаниях; ¨ участие в выполнении поручений палаты; ¨ внесение законопроектов; ¨ внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ (в составе группы численностью не менее 1/5 депутатов Государственной Думы); ¨ внесение парламентского, депутатского запросов; ¨ обращение с вопросом к члену Правительства; ¨ обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; ¨ другие формы, предусмотренные Конституцией, законами, регламентами.

Депутат Государственной Думы обладает правом законодательной инициативы; имеет право принимать личное участие в заседаниях палаты, комитета, комиссии, членами которых он является, присутствовать на любом заседании Совета Федерации; имеет право решающего голоса на заседаниях палаты, комитета, комиссии, депутатского объединения по всем рассматриваемым вопросам; имеет право избирать и быть избранным в различные комитеты и комиссии, образуемые палатой; предлагать вопросы для рассмотрения, вносить предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; участвовать в прениях, задавать вопросы, вносить проекты решений, поправки к ним; вносить предложения по персональному составу создаваемых палатой комитетов и комиссий, по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой. Аналогичные права имеют депутаты других представительных органов, конкретизируемые их регламентами.

Формы работы депутатов в избирательном округе: ¨ они поддерживают связь с избирателями, при этом депутат, избранный по одномандатному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в субъекте (или субъектах) РФ, определенном его фракцией; ¨ депутаты рассматривают обращения избирателей, ¨ ведут прием граждан, ¨ вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения; ¨ информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через СМИ.

Для работы с избирателями депутатам ежемесячно в соответствии с Регламентом Государственной Думы предоставляется время - последняя неделя месяца. Для выполнения депутатских полномочий в округе ему предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, связью, а также служебный транспорт.

Депутаты Думы на территории избирательного округа вправе участвовать с совещательным голосом в работе местных представительных органов, а в некоторых регионах они имеют право законодательной инициативы в парламенте субъекта РФ.

Гарантии депутатской деятельности. Возлагая на депутатов сложные обязанности по управлению государством, закон наделяет их специальной правоспособностью и предоставляет необходимые для этого условия, что является важнейшими гарантиями их депутатской деятельности. Различают два понятия гарантий: иммунитет и индемнитет. Иммунитет означает неприкосновенность и недопустимость привлечения депутата к ответственности за его деятельность, связанную с исполнением депутатских полномочий. Индемнитет предполагает предоставление депутату материальных возможностей для обеспечения депутатской деятельности. Ряд важнейших гарантий для депутатов Думы установлен Конституцией РФ, например их неприкосновенность, другие гарантии установлены федеральным законом.

Гарантиями их деятельности, во-первых, являются упомянутые выше их права, связанные с деятельностью в представительном органе. Это право законодательной инициативы, участие депутата в заседаниях представительного органа с правом решающего голоса, парламентский и депутатский запрос, право обращаться с вопросом к члену Правительства, безотлагательный прием депутата должностным лицом, право на получение и распространение информации и другие.

Важнейшей гарантией является депутатская неприкосновенность в течение всего срока их полномочий.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу по обстоятельствам, ставшим ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Важными условиями для осуществления депутатских полномочий являются социальные гарантии. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, в связи с этим они имеют материальное обеспечение и социальные гарантии на уровне федеральных министров. Во-первых, это – ежемесячная зарплата с надбавками за особый характер и интенсивность работы – 50% и за выслугу лет – 40% от должностного оклада. Кроме того, депутатам компенсируются расходы, связанные с депутатской деятельностью в размере 5 минимальных размеров оплаты труда, и иные денежные выплаты. Депутатам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двухмесячной зарплаты. При уходе на пенсию депутатам выплачивается ежемесячная доплата к государственной пенсии в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к пенсии не превышала 75% депутатского оклада. Предусматривается также государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения депутатских полномочий.

Материально-техническое обеспечение депутатской деятельности: депутатам предоставляется служебное помещение с необходимой оргтехникой в Москве и в избирательном округе, служебная квартира в Москве, предоставление служебного транспорта и бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси), право бесплатного пользования правительственной и другими видами связи. Им предоставляется право внеочередного поселения в гостиницу. Депутатам выдается дипломатический паспорт на весь срок их полномочий. Депутату ежемесячно возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в сумме пяти МРОТ.

Депутаты вправе иметь до 5 помощников, работающих по контракту, на содержание которых выделяется 1,65 месячного вознаграждения депутата, а также до 30 помощников на общественных началах (без оплаты их услуг).

Депутаты законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления также имеют определенные гарантии их деятельности, ограниченные местными рамками и возможностями.

Тема № 15: «Законодательный процесс в Российской Федерации»

Учебные вопросы:

1. Понятие и основные стадии законодательного процесса.

2. Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ.

3. Подписание и обнародование законов Президентом РФ.

4. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ.

 

1 учебный вопрос: «Понятие и основные стадии законодательного процесса»

Законодательный процесс – это форма деятельности органов государственной власти по возведению общеобязательной воли общества в закон. Законодательный процесс представляет собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента.

Порядок законодательного процесса в РФ закреплен в Конституции РФ, Регламентах палат Федерального Собрания, в соответствующих федеральных законах. Результатом законодательной деятельности могут быть различные виды законодательных актов: основы законодательства, кодексы, законы (федеральные конституционные и федеральные), а также законы о ратификации международных договоров и соглашений.

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания принимает в пределах своей компетенции регламенты и постановления, также обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Федеральные законы принимаются только палатами Федерального Собрания, подписываются и обнародуются Президентом РФ и выражают волю всего народа РФ.

Основные стадии законодательного процесса:

¨ реализация права законодательной инициативы;

¨ предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах Государственной Думы;

¨ рассмотрение законопроекта Государственной Думой в трех чтениях и его принятие;

¨ рассмотрение и одобрение принятого Государственной Думой закона Советом Федерации;

¨ особая стадия – преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятого Думой закона;

¨ подписание и обнародование закона Президентом РФ;

¨ особая стадия – повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ, в Государственной Думе и Совете Федерации.

Нарушение конституционного порядка принятия закона хотя бы на одной стадии может лишать принятый нормативный акт юридической силы.

 

2 учебный вопрос: «Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ»

1-я стадия. Реализация права законодательной инициативы.

В Российской Федерации Конституция предоставляет право законодательной инициативы принадлежит: ¨ Президенту РФ; ¨ Совету Федерации; ¨ членам Совета Федерации; ¨ депутатам Государственной Думы; ¨ Правительству РФ; ¨ законодательным органам субъектов РФ и, кроме того, ¨ высшим судебным инстанциям РФ по вопросам их ведения.

Внесение законопроекта в Государственную Думу порождает обязанность палат Федерального Собрания начать их рассмотрение в соответствии с принятой процедурой.

 
2-я стадия. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах Государственной Думы.

Совет Государственной Думы направляет законопроект в один или несколько комитетов для предварительного рассмотрения. Один из них назначается ответственным (головным). Законопроект направляется также в Совет Федерации, в Правительство, в высшие суды (по вопросам их ведения), в субъекты РФ (по предметам совместного ведения). Законопроекты, внесенные Президентом РФ, рассматриваются в первоочередном порядке.

3-я стадия. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и его принятие.

Государственная Дума рассматривает законопроект поочередно в трех чтениях (как исключение, законопроект о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях).

В первом чтении обсуждаются основные положения концепции законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка его концепции.

Возможные решения по итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении: ¨ принять закон в первом чтении и направить его для доработки и принятия в окончательной редакции, а затем для одобрения в Совет Федерации; ¨ отклонить законопроект; ¨ принять законопроект и продолжить над ним работу в Государственной Думе во втором и третьем чтениях.

Во втором чтении с докладом об итогах рассмотрения законопроекта в комитете выступает представитель ответственного комитета. Затем выступают полномочные представители Президента РФ, Правительства, представитель инициатора законопроекта. Могут выступать представители депутатских объединений. После обсуждения проводится голосование о принятии поправок к законопроекту, одобренных комитетом, далее рассматриваются предложения комитета об отклонении внесенных поправок, на голосование Государственной Думы ставится предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Отредактированный законопроект рассматривается в третьем чтении, в котором не допускается внесение поправок и обсуждение отдельных его частей. Законопроект принимается боль­шин­ством голосов от общего числа депутатов или отклоняется. В течение 5 дней принятый законопроект передается на рассмотрение Совета Федерации.

4-я стадия. Рассмотрение законопроекта в Совете Федерации.

Закон рассматривается в профильном комитете Совета Федерации, который готовит заключение по нему.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: ¨ федерального бюджета; ¨ федеральных налогов и сборов; ¨ финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ¨ ратификации и денонсации международных договоров РФ; ¨ статуса и защиты Государственной границы РФ; ¨ войны и мира; ¨ все федеральные конституционные законы, ¨ а также (по Регламенту Совета Федерации) законы по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Если же закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, то профильный комитет может внести предложение: ¨ одобрить закон, принятый Думой, и не вносить его на рассмотрение палаты; ¨ рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Думой закон.

Закон, одобренный Советом Федерации, а также закон, не рассмотренный Советом Федерации в течение 14 дней и считающийся одобренным Советом Федерации, направляется в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если закон отклонен, то постановление направляется в Думу, и с этого момента начинается особая стадия законодательного процесса.

Особая стадия законодательного процесса по преодолению разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой.

Возражения Совета Федерации рассматриваются в соответствующем комитете. Может быть создана согласительная комиссия по инициативе одной из палат, Президента РФ или автора законопроекта. Обсуждаются только согласованные поправки к закону, не затрагивая других разделов. Если Дума принимает большинством голосов закон в редакции согласительной комиссии, закон снова направляется в Совет Федерации.

Если же Дума не приняла предложения согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, то она может поставить на голосование закон в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Принятый в этом порядке закон в течение 5 дней, минуя Совет Федерации, направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3 учебный вопрос: «Подписание и обнародование законов Президентом РФ».

Все федеральные законы, принятые Федеральным Собранием, для вступления их в силу должны быть подписаны Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованы в течение 7 дней после подписания.

5-ая стадия. Подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня официального опубликования, с конкретной даты, указанной в законе, или с даты, указанной в тексте закона.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления к нему закона не подпишет его, то может начаться особая стадия, связанная с отклонением закона.

О собая стадия. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ.

Закон возвращается в Государственную Думу и направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет для выработки рекомендаций. По итогам рассмотрения могут быть приняты рекомендации: ¨ принять закон в редакции, предложенной Президентом РФ; ¨ согласиться с предложением Президента РФ о нецелесообразности принятия закона; ¨ принять закон с учетом предложений Президента РФ; ¨ создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий; ¨ преодолеть вето Президента РФ – принять повторно закон в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов.

На голосование ставятся предложения Президента РФ. В случае их отклонения может быть принято решение о принятии закона, может быть создана специальная комиссия для выработки с Президентом и Советом Федерации редакции закона, может быть поставлен вопрос об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, при этом необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации большинством 2/3 голосов, в течение пяти дней направляется Президенту РФ и подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и официальному обнародованию. Если же предложения Президента оказались неприемлемыми для депутатов Думы и членов Совета Федерации, и в то же время закон не смог собрать требуемых 2/3 голосов, закон считается отклоненным Президентом РФ.

После вступления в силу закона Президент РФ имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии принятого федерального закона Конституции РФ, решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.

4 учебный вопрос: «Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ»

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ:

¨ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта;

¨ об изменении статуса субъекта РФ;

¨ о чрезвычайном и военном положении;

¨ о государственных символах;

¨ о референдуме;

¨ об Уполномоченном по правам человека;

¨ о высших органах государственной власти;

¨ о Конституционном Собрании.

Федеральный конституционный закон может быть принят только по вопросам, установленным Конституцией РФ. Закон считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов. А для одобрения его Советом Федерации необходимо 3/4 голосов. После этого закон в течение 14 дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию. Президент РФ при этом не имеет права отлагательного вето, но он также может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии этого закона Конституции РФ.

Постановления палат Федерального Собрания принимаются большинством голосов с обсуждением или без обсуждения на заседании палаты, могут рассматриваться в двух чтениях и т.д. На всех стадиях их рассмотрения может участвовать Президент РФ или его полномочный представитель.

Подписываются постановления председателями палат и публикуются не позднее 10 дней после их принятия, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен иной порядок.

 

Модуль 6. Президент и исполнительная власть в РФ

 

Тема №16: «Президент РФ в системе органов государства»

Учебные вопросы:

1. Исторические этапы становления института президентства в России.

2. Порядокизбрания Президента РФ и отрешения его от должности.

3. Правовой статус и компетенция Президента РФ.

4. Администрация Президента РФ.

 

1 учебный вопрос: «Исторические этапы становления института президентства в России»

Институт президентства впервые появляется в годы перестройки в СССР (в 1990 г.) в период существенного реформирования организационного механизма осуществления государственной власти в СССР. В дальнейшем пост Президента был учрежден и в России по итогам референдума 17 марта 1991 г. Президент РСФСР избирался всенародным голосованием как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. При этом при введении поста Президента законом от 24 апреля 1991 г. предусматривалась и должность вице-президента (по американскому образцу). Выборы первого Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г. и победу в избирательной кампании одержал Б.Н. Ельцин.

Период 1991-1993 гг. был наиболее трудным для деятельности первого Президента РСФСР, поскольку после распада СССР и начала экономических реформ кризисное состояние российской экономики и трудности взаимоотношений исполнительной и законодательной власти в стране объективно препятствовали должному формированию института президентства. До принятия Конституции 12 декабря 1993 г. Президент юридически являлся главным элементом системы исполнительной власти, а также осуществлял функции по представительству государства в международных отношениях, исполнял полномочия главы государства, периодически получая возможности расширять круг своих полномочий. В этот период принцип разделения властей не соблюдался, что позволяло не только Президенту РФ расширять свои полномочия, но и Верховному Совету контролировать деятельность главы государства. Тем не менее, конфронтация между ветвями власти привела к ликвидации парламента в начале октября 1993 г. и роспуску системы Советов как органов государственной власти. Соответственно, выборы первого состава Государственной Думы и Совета Федерации были утверждены указами Президента.

Традиционно Президент – это должностное лицо в государствах с республиканской формой правления

В зависимости от объема полномочий президента все республиканские государства условно можно разделить на три группы:

президентские республики (США, страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки);

парламентские республики (ФРГ, Италия, Киргизия, Молдова и др.);

полупрезидентские (Франция, страны СНГ).

По формальным признакам Россию можно отнести к полупрезидентской республике, но некоторые ученые называют суперпрезидентской республикой, поскольку Президент фактически выведен из системы разделения властей и обладает особым статусом, исключающим конституционно-правовую ответственность.

 

2 учебный вопрос: «Порядок избрания Президента РФ и отрешения его от должности»

Условия и порядок избрания Президента РФ регламентируются Конституцией РФ и федеральным законом о выборах Президента. Президент РФ избирается гражданами РФ сроком на 6 лет на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Требования к кандидату на этот пост: гражданин РФ, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет, избирается не более двух сроков подряд.

Право назначения выборов Президента РФ принадлежит Совету Федерации. Основанием для назначения выборов являются:

- истечение срока полномочий Президента РФ;

- досрочное прекращение Президентом своих полномочий.

День голосования устанавливается на первое воскресенье месяца, в котором про­водилось голосование на предыдущих выборах. Если Совет Федерации не назначит выборы за 120 дней до голосования, то выборы проводит ЦИК на 1-2 недели позже. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов производится за счет средств федерального бюджета.

Выдвигать кандидатов могут политические партии, также возможно самовыдвижение, но при условии сбора 300 тыс. подписей в поддержку (до 2012 г. – 2 млн. подписей). Партии освобождены от сбора подписей.

Избранный Президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность предыдущего Президента, а при проведении досрочных или повторных выборов на 30-й день со дня официального объявления ЦИК результатов выборов. Президент приносит присягу на специально изготовленном экземпляре официального текста Конституции РФ (инаугурация действующего Президента состоялась 7 мая 2012 г.).

Прекращение полномочий Президента наступает с истечением срока его пребывания в должности с момента принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Возможно также досрочное прекращение полномочий: ¨ в случае его отставки; ¨ неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; ¨ отрешения от должности. При этом выборы нового Президента должны состояться не позднее чем через три месяца. Если Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, без права распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Порядок отрешения президента от должности (импичмента): ¨ с инициативой отрешения может выступить группа депутатов Государственной Думы – не менее 1/3 от общего ее состава; ¨ необходимо заключение специальной комиссии Думы; ¨ Дума принимает решение 2/3 голосов о выдвижении обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; ¨ необходимо заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков состава преступления; ¨ необходимо заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; ¨ решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации 2/3 голосов от общего числа своих членов; ¨ это решение необходимо принять не позднее, чем в 3-месячный срок после выдвижения Думой обвинения.

 

3 учебный вопрос: «Правовой статус и компетенция Президента РФ»

Конституция РФ провозглашает президента главой государства со значительным объемом полномочий. Он – гарант Конституции, гарант прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти, выступает в качестве арбитра в случае разногласий между органами государственной власти РФ. Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, ведет переговоры с главами других государств и подписывает международные договоры. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, он имеет право вводить военное и чрезвычайное положение, назначать референдум в стране. Кроме того, Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, вручает государственные награды, обладает правом помилования. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Тем самым российская модель сильного Президента наделяет его полномочиями в сферах исполнительной, законодательной и судебной властей, юридически закрепляя его особый статус, что позволяет отдельным авторам говорить о наличии в России президентской власти (В.Е. Чиркин). Это следует из ст. 11 Конституции РФ, в которой предусматривается, что Президент осуществляет особую форму государственной власти.

Компетенция президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ.

Полномочия Президента по взаимодействию с Федеральным собранием: ¨ Президент назначает выборы Государственной Думы; ¨ распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией; ¨ вносит законопроекты в Думу, а также предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ; ¨ участвует (через своих представителей) во всех стадиях законодательного процесса, подписывает и обнародует федеральные законы, имеет право отлагательного вето, но если при повторном рассмотрении закон будет принят и одобрен 2/3 голосов в обеих палатах, то закон подлежит подписанию в течение 7 дней; ¨ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики; ¨ сообщает Государственной Думе и Совету Федерации о введении военного и чрезвычайного положения и использовании вооруженных сил за пределами страны, а Совет Федерации утверждает эти указы. Члены Совета Федерации и Государственной Думы присутствуют при принесении присяги Президентом РФ.

Полномочия Президента в сфере деятельности органов исполнительной власти: ¨ Президенту принадлежит решающая роль в формировании Правительства РФ (назначение Председателя, его заместителей и федеральных министров); ¨ Президент утверждает структуру федеральных органов исполнитель­ной власти; ¨ принимает решение об отставке Правительства в целом или отдельных министров; ¨ принимает отставку Правительства; ¨ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; ¨ может отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента; ¨ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции и федеральным законам; ¨ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; ¨ временно назначать и приостанавливать деятельность глав администраций субъектов РФ в чрезвычайных ситуациях; ¨ отстранять от должности глав администраций субъектов РФ по представлению Генерального Прокурора.

Полномочия Президента в сфере правосудия: ¨ состав высших федеральных судов формируется по предложениям Президента, а все судьи федеральных судов в субъектах РФ, в городах и районах, все военные судьи, а также судьи федеральных судов назначаются Президентом по представлениям высших квалификационных коллегий судей; ¨ он вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом для разрешения дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик и уставов; ¨ Конституционный и Верховный Суды принимают участие в процедуре отрешения президента от должности; ¨ члены Конституционного Суда присутствуют при принесении Президентом присяги; ¨ Президент осуществляет помилование.

Полномочия Президента в области военной безопасности: ¨ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; ¨ формирует и возглавляет Совет Безопасности; ¨ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, внутренних войск МВД РФ и других военизированных структур, присваивает высшие воинские и высшие специальные звания; ¨ утверждает военную, морскую и другие доктрины; ¨ утверждает план гражданской обороны; ¨ утверждает планы дислокации войск; ¨ санкционирует проведение ядерных испытаний; ¨ объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию; ¨ отдает приказ Вооруженным Силам на ведение боевых действий и применение ядерного оружия; ¨ вводит на всей территории РФ или в отдельных ее частях военное или чрезвычайное положение; ¨ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел (МО, МВД, МИД, ФСБ, МЧС и др.).

Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики: ¨ Президент определяет основные направления внешней политики государства; ¨ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ¨ представляет РФ в международных отношениях; ¨ ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; ¨ подписывает ратификационные грамоты; ¨ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; ¨ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах.

Полномочия Президента реализуются через принятие им правовых актов. Президент лично или через своих полномочных представителей принимает участие во всех стадиях разработки и принятия федеральных законов, издает собственные указы и распоряжения. Все акты Президента подлежат обязательному опубликованию, кроме актов, содержащих государственную тайну. Начало их действия – через 7 дней после опубликования в официальной печати. Официальным является опубликование в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» и официальном интернет-портале правовой информации.

К актам Президента РФ относятся также его ежегодные послания Федеральному Собранию, Бюджетное послание Федеральному Собранию, запросы в Конституционный Суд, обращения к стране и народу и др.

 

4 учебный вопрос: «Администрация Президента РФ»

Для обеспечения деятельности Президента им формируется специальный орган – Администрация Президента РФ. Она занимается аналитической, подготовительной и контрольной работой. Она не издает собственных нормативных правовых актов, за исключением приказов, направленных на исполнение поручений и указов Президента РФ.

Возглавляет работу Администрации ее руководитель. В ее составе действуют десятки различных управлений и служб – государственно-правовое, контрольное, организационное, территориальное, внутренней политики, внешней политики, по вопросам местного самоуправления, по совершенствованию правосудия, по координации деятельности полномочных представителей, административно-хозяйственное, по государственным наградам, по работе с обращениями граждан, по связям с общественностью, пресс-службы, протокола, по вопросам гражданства, по вопросам помилования, по применению информационных технологий и развитию электронной демократии.

При Администрации Президента РФ работает аппарат Совета Безопасности. Совет Безопасности - это федеральный орган власти, формируемый Президентом РФ и являющийся совещательным органом при Президенте, в котором он председательствует.

В состав Администрации входят также полномочные представители Президента РФ в Федеральном Собрании, в Конституционном Суде, в федеральных округах, помощники и советники Президента РФ и др.

В функции Администрации входит: ¨ подготовка законопроектов, проектов указов, распоряжений и обращений Президента РФ; ¨ осуществление контроля за их исполнением; ¨ обеспечение взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями, с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международных организаций; ¨ обеспечение деятельности Совета Безопасности, различных Советов и Комиссий при Президенте; ¨ обеспечение взаимодействия федеральных органов с органами власти субъектов РФ; ¨ обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы и др.

Кроме того, при Президенте действуют ряд консультационно-совещательных органов: Совет по модернизации и инновационному развитию экономики, Совет по развитию гражданского общества и правам человека, Совет по местному самоуправлению, Совет по науке, образованию и высоким технологиям. Созданы многочисленные комиссии — Комиссия по вопросам государственной службы, по государственным премиям в области науки и техники, в области литературы и искусства, по государственным наградам, по вопросам гражданства, по вопросам женщин, семьи и детей, по вопросам помилования, по реабилитации жертв политических репрессий.

 

Тема № 17 «Исполнительная власть в Российской Федерации»

Учебные вопросы:

1. Понятие и функции исполнительной власти в современном государстве.

2. Конституционно-правовой статус Правительства РФ.

3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

1 учебный вопрос: «Понятие и функции исполнительной власти в современном государстве».

 

Осуществление стратегического курса развития России предполагает реформирование системы государственной власти. Без повышения ее эффективности нельзя представить разрешение важнейших политических, экономических и социальных задач. В этом смысле суть происходящих в стране преобразований политико-правового характера, - это провозглашенная Президентом Российской Федерации административная реформа, непосредственно направленная на оптимизацию системы федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности их деятельности. Несовершенство системы государственного управления, прежде всего институциональных структур, призванных обеспечить осуществление непосредственного управления общественными делами, представляет собой одну из фундаментальных проблем развития современного российского государства.

Исполнительная власть представляет собой динамично развивающуюся систему институтов государственной власти, объединенных общими признаками, осуществляющих свою деятельность в соответствии с конституционными принципами для реализации государственной политики. Так как правовая характеристика института исполнительной власти, заложенная в нормативно-правовых актах, не дает полного представления о ее правосубъектности, то полномочия регламентируются также указами Президента России. Очевидно, что активное участие и деятельность системы исполнительной власти в процессе осуществления собственных полномочий связана с четким законодательным определением общей концепции всех ветвей государственной власти. В этом смысле на современном этапе формирование Правительства России предполагает тесное взаимодействие Президента России и Председателя Правительства России, вместе с тем правовой механизм разрешения возможных разногласий между ними законодательно не урегулирован. Существует лишь формально-юридическая процедура согласования кандидатур членов Правительства с его Председателем. А взаимодействие Федерального Собрания России и Правительства России является важной составной частью деятельности всего механизма государственной власти в России. Усилению взаимодействия в значительной мере способствуют не получившие своего правового закрепления формы встречи «большой четверки», организации «круглых столов». Но эти формы заседаний законодательно не закреплены.

Конституция России определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, главное назначение которой связано с преломлением норм Конституции и законов в реальную практику жизнедеятельности общества, что объективно достигается посредством выполнения Правительством ряда функций, свойственных исполнительной власти (исполнение законов, управление государственными делами, использование для этих целей оперативной деятельности и правотворчества).

В законодательстве не существует однозначного определения функций органов исполнительной власти. Более того, существующие легальные использования этого термина, как правило, не имеют под собой научной основы. Им зачастую обозначаются и задачи, и полномочия, и основные направления. Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» выделяются функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг.

Однако сущностное и функциональное назначение исполнительной власти проявляется не только в активном участии в выработке государственной политики, но и в ее реализации, в обеспечении исполнения от имени государства целей и задач, сформулированных в законах. В Конституции России закреплен ряд принципов деятельности исполнительной власти. К числу структурно-организационных принципов построения и функционирования исполнительной власти, по мнению диссертанта, можно отнести принцип информационной открытости и прозрачности деятельности исполнительной власти.

Исполнительная власть в РФ охватывает все уровни деятельности органов исполнительной власти. Это федеральные органы и органы власти субъектов РФ. Федеральные органы действуют на всей территории государства, могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительная власть субъектов РФ представляет собой систему органов, образуемых самими субъектами. Оценивая возможности самих субъектов РФ, Конституционный Суд РФ в одной из правовых позиций 1996 г. указал, что система органов власти субъекта РФ «может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц».

Для системы органов исполнительной власти характерны специализированные формы деятельности и вертикальный принцип построения с целью обеспечения единства, что следует из толкования ч.2 ст. 77 Конституции РФ.

Среди органов исполнительной власти центральное место принадлежит правительству. Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, который: ¨ решает общие вопросы управления государством; ¨ объединяет и координирует деятельность всех субъектов Федерации в вопросах исполнительной работы; ¨ представляет государство в международных отношениях на уровне правительств, ¨ возглавляет единую систему исполнительной власти.

Статус правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления и особенностями политического режима в стране.

В условиях парламентской республики (ФРГ, Италия, Киргизия, Молдова) правительство формируется парламентом («коалицией парламентского большинства») и несет перед ним ответственность, но и парламент несет ответственность за его деятельность - вотум недоверия, обязывающий правительство уйти в отставку, может повлечь роспуск самого парламента.

При президентской республике (США) правительства как такового может и не быть, вся полнота исполнительной власти принадлежит президенту, который формирует свою команду или администрацию. Органы исполнительной власти ответственны перед президентом.

При полупрезидентской системе (Франция) правительство формируется президентом, но ответственно и перед президентом, и перед парламентом.

В России Правительство формируется Президентом с участием Государственной Думы при назначении Председателя Правительства, но не возглавляется им. В то же время существуют правовые формы ответственности Правительства как перед Президентом, так и перед Государственной Думой.

В соответствии с Конституцией РФ в единую систему органов исполнительной власти РФ входят: ¨ Правительство РФ; ¨ федеральные министерства; ¨ иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства); ¨ их территориальные органы; ¨ органы исполнитель­ной власти субъектов РФ (правительства, администрации, и возглавляющие их главы республик и губернаторы). В некоторых субъектах РФ (в т.ч. в Новосибирской области) созданы территориальные органы государственной власти в районах и городах областного значения. Кроме того, в эту систему неизбежно втягиваются органы местного самоуправления, которые могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органов государственной власти | Учебный вопрос: «Конституционно-правовой статус Правительства РФ»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.