КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития маркетинга
Беря в руки учебник или другую книгу по маркетингу, невольно задаешься мыслью – когда появился маркетинг, как давно возникла маркетинговая стратегия управления производством и маркетинг как особая учебная дисциплина? Однозначный ответ на этот вопрос пока не могут дать ни историки, ни экономисты. Нам думается, что категория, именуемая маркетингом, существовала во все времена, не имела такого названия. Существует множество предположений на эту тему. Например, П. Друкер считает, что маркетинг впервые появился еще в XVII веке, и не на Западе, а в Японии. Аналогичной точки зрения придерживается Ф. Котлер. Однако полистаем страницы истории: - 1792-1750гг.до н.э. – правление вавилонского царя Хаммурапи, известного своими законами. Свод законов содержал 282 параграфа, но при их чтении иногда невольно ловишь себя на мысли о том, что с ними не мешало бы ознакомиться и авторам некоторых законодательных положений и инструкций современности. В них есть и «законы о собственности», и разные виды аренды (в том числе учитывается освобождение от арендных платежей при потере урожая вследствие стихийных бедствий), условия совершения торговых и кредитных сделок. Есть указания о недопустимости взимания процента свыше1/3 основной суммы, регламентация соглашений о товариществах, главным образом торговых; вопросы наследования и возмещения убытков, не говоря уже об уголовной ответственности. - В середине IVв. правитель царства Ци основывает «Дворец наук» у западных ворот, в котором несколько тысяч ученых создают 500 сочинений, объединенных позднее названием – «Гуань - цзы». В нем отмечается: «Рынок – это то, почему познают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства». В этом труде высказывается ряд соображений о взаимодействии цен, налогов и денежной массы.
- В древнеиндийском трактате «Артхашастра» (середина IVв., «наука о пользе, о практической жизни») много внимания уделено управлению государственной казны налогами, монетным двором и т.п. - II в.н.э. (117-138гг.) – римский император Андриан ликвидирует откупную систему сбора налога с провинций, использует казну на организацию игр и зрелищ, строительство общественных зданий и прочие нужды государства с превышением расходов над доходами; - XI в. – появилась «Русская правда» - важнейший памятник древнерусского права; первые денежные единицы Киевской Руси: гривна =20 ногат =25 кун = 50 резан. Вводится разветвленная система штрафов, уплачиваемых деньгами. Это были первые налоги и сборы для обеспечения княжеского аппарата управления. «Десятина»ст. 47 открывает ряд статей, подробно регламентирующих договор займа, с большей свободой для совершенствования ростовщических операций; - 1086г. – в Англии производится всеобщая поземельная перепись, которая получила в народе название «Книга Страшного суда». Одна из ее целей – получение точных сведений для обложения всего населения денежным налогом. - 1110-1135гг. – правление английского короля Генриха I, при нем происходит выделение «Палаты шахматной доски» - казначейства, ведавшей сбором королевских доходов и проверяющей финансовые отчеты шерифов графств; - XIII в. - во Франции, в городах, расположенных на реках Марне и Сене с притоками, происходит рассвет знаменитых торговых шампанских ярмарок, на которых - 1461-1483 гг. - годы правления Людовика XI во Франции. Примечательны ростом королевского налога -тальи — более чем в три раза. В качестве низшего звена налогового аппарата в этот период выступает крестьянская община. В ней действовало правило — сильный не сет слабого», то есть неимущие слои освобождались от налогов. Вместе с тем зажиточные слои деревни имели много возможностей перераспределять налоги в свою пользу. В 1461 г. учреждается первый ломбард - кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества;
- 1500 г. — открытие Бразилии португальцем Кабралем. В результате великих географических открытий происходит резкое расширение сферы мировой торговли. Из 510 млн. кв. км земной поверхности в 1400 г. Европейцам было известно лишь 50. Но к 1500 году обследованная площадь достигла 110, а еще через 100 лет — 310 млн. кв. км. Торговые пути перемещаются на Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Если венецианцы ежегодно доставляли в Европу 200 т перца, то сразу после открытия морского пути в Индию португальцы стали привозить до 7000 т пряностей. Происходит резкая активизация биржевой торговли. Приходят в упадок города Италии и Южной Германии. Но возвышаются Лиссабон, Антверпен, Амстердам, Лондон; - XVI в. — появление бирж в Италии (Венеции, Генуе и Флоренции), в Антверпене (1531), Лионе (1545), Лондоне (1566), Франкфурте-на-Майне (1585), Амстердаме (1608); - 1526 г. - польский ученный Н. Коперник открыл Экономический закон, который был окончательно сформулирован английским финансовым деятелем Г. Грешемом в 1560 г. Согласно этому закону «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие» при их одинаковой, установленной государством номинальной стоимости; - 1653 г. - в России по просьбе виднейших купцов вводится единая система взимания таможенных пошлин; - 1688 г. - выходит в свет одно из лучших описаний биржевых спекуляций португальца Джозефа Де ла Вега, прожившего ряд лет в Амстердаме. Вот только некоторые фрагменты истории, которые достаточно убедительно говорят о том, что маркетинг как философия бизнеса возник непосредственно с началом товарообменных операций между людьми. Между тем теория маркетинга отмечает, что маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил следующую политику, предвосхитившую на 250 лет то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно: стал покупателем для своих потребителей, закупал в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства. Он ввел принцип возврата денег за возвращаемый товар без всяких условий, резко увеличил ассортимент товара для покупателей. В отечественной хозяйственной практике, реализация данного положения Мицуи, к сожалению, требует достаточно больших усилий и не всегда завершается в пользу покупателя.
На Западе маркетинг возник в середине XIX столетия. Первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей — специальной работой менеджера, был К. МакКормик (1809-1884 гг.) из международной компании по производству уборочных машин. Он, хотя и был по образованию лишь механиком, ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание. Как академическая дисциплина маркетинг впервые возник в Америке: в 1905 г. В. Е. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете штата Висконсин Р. Ватлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга». Таким образом, экономическая литература Запада считает родиной современного маркетинга США, хотя это далеко не бесспорно, а временем его рождения — начало XX в. Наибольшее распространение маркетинга, как идеологии бизнеса и способа работы, относится к 50— 60-м годам. История фиксирует и другие точки зрения на объективность востребования маркетинга. В частности, Р. Зей-ферт указывает на Г. Д. Пери, генуэзца, который изложил свой торговый опыт на бумаге, чтобы передать его сыновьям, однако потом решил опубликовать эти записи, и в 1639 г. они вышли под названием «II Negotiante». Зейферт упоминает также Ж. Савари, чья книга «Le parf ait negociant», вышедшая между 1675 и 1757 гг., была даже переведена на немецкий, голландский, английский и итальянский языки. С. Хундхаузен пишет, что К. Г. Людовик (1707-1778) в своем «Очерке завершенной купеческой системы» также обращался к маркетингу в узком смысле слова, а.у И. М. Лойха в его книге «Система торговли» уже в 1804 г. имелся раздел, посвященный учению о продажах.
В прошлом столетии можно найти также весьма примечательные книги (например, «Реклама», написанная в 1880 г. И. X. Веле), специализирующиеся на некоторых частных областях маркетинговой деятельности. Именно реклама в последующем стала предметом исследования видных ученых, таких, как В. Матайа и Р. Зейферт, книга которых «Реклама купца» вышла в 1914 г. Позднее Зейферт в своем членении общей задачи предприятия на процессы оборота, производства и управления показал, что именно содержит процесс оборота, а именно: изучение рынка, складирование, закупки, реклама, производство или манипуляция (упаковка, маркировка, транспортировка и пр.), сбыт. Это практически все то, что и сегодня является важнейшими составляющими маркетинга. «Концепция, согласно которой соображения всех предприятий относительно политики оборота следует рассматривать как исходный пункт их действий в процессе сбыта—а все процессы в рамках предприятия должны быть нацелены на сбыт, — была представлена Зейфертом задолго до того, как «маркетинг» был реимпортирован из англосаксонских стран». Вместе с тем следует сказать, что ряд европейских исследователей игнорировали маркетинг. Так, Ф. Гутенберг во втором томе своей книги «Основы учения об экономике предприятия», в котором подробно рассматривались процессы сбыта, ни разу не отметил термин «маркетинг» в предметном указателе — и это в то время, когда в немецкоговорящем пространстве понятие маркетинга вовсе не было неизвестным. Следует отметить, что уже с давних пор были известны процессы или отдельные операции, подкрепленные нормативными актами или положениями, которые сегодня обозначаются понятием «маркетинг» или входят в его содержание. Уже поэтому можно убедиться, что маркетинг - повседневное дело, а не таинственная наука, которая исповедуется исключительно консультантами по маркетингу, рекламными агентами или специалистами крупных предприятий. Он доступен каждому, кто производит и потребляет товар или услугу, каждому, кто покупает и продает их, участвуя в многогранном рыночном процессе обмена. В нашей стране мучительное становление рыночной системы неизбежно связано в начале пути с ломкой сложившихся хозяйственных структур, постепенным переходом к новым методам регулирования народного хозяйства, появлением суверенитета потребителя и глубокими изменениями общественного сознания. В этих условиях неизбежно формируется новый для нас, но хорошо известный в мире маркетинговый подход к решению проблем управления производством и реализации товаров и услуг в интересах потребителя. Маркетинг для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно необходим и в нынешнем стабилизационном периоде развития российской экономики. Руководители предприятий уже более осознанно принимают хозяйственные решения в условиях неопределенности рынка. Эти решения не всегда правильны, причем порой не столько из-за несовершенства хозяйственного механизма и противоречивости законодательства, регулирующего функционирование этого механизма, сколько из-за недостатка экономических, коммерческих знаний в области маркетинга и практического опыта работы в условиях рынка.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |